Пациент скорее жив, или Как перестать бояться и начать развивать украинское кино
В современных украинских реалиях есть несколько вопросов, обсуждать которые можно бесконечно: разбитые дороги, дураки у власти и как сделать так, чтобы украинский кинематограф наконец дорос до мирового уровня. И если первые две проблемы уже стали неотъемлемой частью нашего с вами бытия, то над третьей в последние несколько лет работают так активно, что пыль не успевает оседать. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в Украине выросло не только количество премьер, но и значительно улучшилось качество проектов.
Но все это - общие фразы, а конкретно обо всех радостях и горестях украинского кино говорили в конце прошлой недели на круглом столе в Институте Горшенина. Я такое обсуждение пропустить не могла, а сегодня хочу поделиться с вами всем, что там услышала.
Для начала расскажу о спикерах мероприятия. Поговорить и послушать на круглый стол пришли глава Госкино Филипп Ильенко, нардеп и глава Комитета ВР по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий, генпродюсер ОМКФ Юлия Синькевич, глава Media Resources Management Виктория Ярмощук и продюсер Наталья Либет
Модератором выступила журналист «Левого берега» Дарья Бадьер, которая отлично ориентируется в вопросах отечественной культуры
Начать Дарья решила с простого и актуального - разобраться, зачем Украине нужна собственная киноакадемия и верно ли называть уже знакомую вам «Золотую дзигу» отечественным «Оскаром». Вряд ли на эти тем кто-то высказался бы лучше, чем Юлия Синькевич, а потому первое слово было отдано именно ей.
«Как ни странно, в Украине аналога «Оскара» или французского «Сезара» до сих пор не существовало. Не было премии с большим количеством номинаций, с более-менее объективным жюри. Поэтому мы и решили ее создать. Но сделать это просто так невозможно: прежде всего, нужно собрать определенное количество кинопрофессионалов, которые будут участвовать в оценивании работ. Таким образом, создание киноакадемии стало логичным шагом к созданию кинопремии. Она, кстати, действительно будет называться «Золота дзиґа» и в этом году будет вручаться в 14 номинациях. Я знаю, что были вопросы по поводу того, почему были выбраны именно эти номинации. Могу сказать, что список не окончательный, и когда будет выбрано правление, он может быть расширен. В настоящее время мы собираем заявки на вступление в киноакадемию, а потом будет выбрано ее правление из 15 человек».
Модератор вполне логично поинтересовалась, почему организаторы, только объявив о создании премии, заявили и о первом ее вручении, которое состоится уже через несколько месяцев - неужели нельзя было годик подождать?
Юлия ответила так же логично: мы, мол, увидели много достойных примеров украинского кинематографа, которые без наград оставлять жалко. А подготовка, кстати, началась еще осенью, что лично в меня вселяет надежды на то, что дирекция ОМКФ справится со всеми вызовами.
По поводу премии не смог не высказаться и Филипп Ильенко. «Это, во-первых, привлечение внимания к киноиндустрии, украинским кинематографистам, включая тех, которые часто остаются в тени. Во-вторых, это возможность получить профессиональную оценку для коллег. Профессиональное признание, я думаю, очень важно для каждого, кто работает в отрасли и других профессиях», - поделился он соображениями.
А по поводу того, что первое вручение премии состоится так быстро, так тут у главы Госкино ответ простой: «Потому что зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?». Спасибо, Кэп!
Я знаю, вы ждали этой информации: Ильенко, конечно же, подал заявку на присоединение к рядам киноакадемиков и просит нас не переживать о том, что тем самым создаст конфликт интересов: «Я смотрел регламент - согласно ему, могу подавать заявку и как актер, и как продюсер. Впрочем, на данный момент я не знаю, приняли ли мою заявку, так что подождем».
С премией разобрались, пора переходить к еще одному насущному вопросу. Им предсказуемо оказался тот самый законопроект № 3081-д о поддержке кинематографа, над которым сообща корпела вся индустрия, но президент этого не оценил. «Мы знаем, что президент не вложился в сроки по рассмотрению закона и ветировал его уже тогда, когда по закону не мог этого делать, - напомнил положение дел Николай Княжицкий. - Мы могли бы подать в суд и даже выиграть его, если бы хотели пойти на конфронтацию с главой государства, но мы этого не хотим. Наша цель - найти понимание с президентом».
Последнее было бы сделать куда проще, если бы Петр Порошенко, соблюдая правила ветирования, направил бы в парламент свои пожелания и замечания относительно документа, однако этого до сих пор не произошло. «Было информационное сообщение Администрации президента, что закон ветирован по таким-то причинам. Это было информационное сообщение. Комитет Верховной Рады не получил из Администрации президента ни одного предложения к закону, которые президент обязан подавать, когда ветирует закон. Ничего такого к нам не поступило», - рассказал депутат.
Княжицкий подчеркнул, что все сроки подачи поправок уже вышли, но он надеется, что они все же попадут в парламент. Тогда профильный комитет сможет их рассмотреть, внести поправки в закон и вынести документ на голосование в Раду. Надежда, конечно, штука хорошая, но лично мне было бы куда спокойнее, если бы соблюдались установленные правила игры. Зачем-то же их придумывали.
Кстати, по этому поводу есть новости, которые на первый взгляд могут показаться плохими, но в итоге они могут подтолкнуть Порошенко к рассмотрению и принятию нужного и важного закона. Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA) обратился в Торговую палату США с просьбой снять с Украины преференции беспошлинного ввоза отдельных групп товаров из-за высокого уровня пиратства. «Мы получили отчет этого альянса. Предлагается признать для Украины приоритетным введение мер, предусмотренных законом 3081-д. Предлагается ввести ответственность за камкординг, предусмотренную законом 3081-д. Реформа законодательства об охране копирайта должна учитывать все положения, предусмотренные этим законом», - объяснил Княжицкий.
Своим спичем депутат решил не ограничиваться, и, чтобы добавить ему важности, зачитал выдержки из этого отчета: «В результате отсутствия должного законодательства в Украине процветает онлайн-пиратство, против которого нет эффективных механизмов борьбы. Хотя есть позитивные факторы вроде закрытия EX.ua и FS.to, но этого явно недостаточно, и эти закрытия не были результатом изменения законодательства. В течение 2016 года никаких законодательных изменений в сфере защиты авторских прав осуществлено не было. На основании этого альянс рекомендует правительству США отменить преференции, предоставленные Украине на основании общей системы преференций, если не будет никакого прогресса в сфере интеллектуальной собственности».
Когда речь зашла об авторском праве, свою мысль решил высказать и Филипп Ильенко. «Кроме того, что пиратство делает невозможным сбор нормального бокс-офиса в кинотеатрах, оно не дает развиваться и такому динамичному рынку, как video on demand, который во всем мире по доходам правообладателей превышает телевизионные телепоказы», - отметил глава Госкино, приведя в пример всеми любимый сервис Netflix.
Но в Украине подобная стратегия сегодня, естественно, невозможна, и Ильенко тут же объяснил, почему: «Мы сейчас ставим перед продюсерами требование, что они должны частично привлекать частные средства, но при этом не создаем возможностей их привлекать без катастрофических рисков. Потому что все ждут премьеры, а потом сидят в Google и ищут там на торрентах свой фильм. И он там появляется, потому что у продюсеров нет возможности преодолеть эту проблему - нет юридического инструментария. Можно подать в украинский суд, провести там полтора года и в результате получить какие-то решения. Но основные потери идут в первые два дня. Если вы за первые два дня не убрали фильм из интернета, можно дальше этим не заниматься - поезд ушел. А в законе 3081-д есть механизм борьбы с таким явлением».
Кстати, если верить Княжицкому, то причиной неподписания президентом закона очень даже может быть давление со стороны пиратов. «Они могут влиять либо непосредственно на президента, либо на его администрацию, либо на тех, кто там работает. Других причин для того, чтобы не подписывать закон, попросту нет - мы забрали из него все нормы, которые могли бы к этому привести, но только не пункт борьбы с пиратством. Думаю, что сейчас все дело именно в нем».
Когда слово перешло к главе Media Resources Management и представительнице инициативы #Кінокраїна Виктории Ярмощук, она была солидарна с предыдущими спикерами в вопросах пиратства: «Николай прав, что с нынешним уровнем пиратства мы не построим индустрию, но украинское кино сегодня есть. Это подтверждается и тем, что говорила Юлия, и тем, что коллеги-продюсеры работают, и тем, что уже есть случаи успешной копродукции. Более того, история украинского рынка сложилась так, что за последние 10 лет здесь выросло большое количество профессионалов. И сейчас нам нужно строить работу таким образом, чтобы весь этот потенциал куда-то направлять, иначе мы потеряем специалистов», - отметила Виктория.
По ее словам, решить насущные проблемы можно, и начинать это делать нужно, в первую очередь, с законодательных изменений. «На мой взгляд, одним из самых важных пунктов этого закона является норма о рибейтах. На сегодняшний день все страны Восточной Европы, Западной Европы, дальнего зарубежья эти услуги предоставляют. То есть сейчас это уже не конкурентное преимущество, а жизненная необходимость. Тем, что украинские фильмы побеждают на международных фестивалях, мы создаем себе репутационный капитал. Но для того, чтобы рынок работал и генерировал средства для дальнейшего развития, необходимо построить индустрию. А без законодательных изменений это невозможно», - в который раз подчеркнула Ярмощук.
Будучи также исполнительным директором Украинской киноассоциации, Виктория рассказала о том, какие еще действия предпринимала организация в поддержку многострадального закона. «Мы как ассоциация сделали простой расчет. Взяли бюджет одного сезона сериала «Игра престолов». Разложили его так, как если бы он снимался в Украине, с учетом украинских налогов. И в конце получился вывод, что одна гривна, выделенная на возврат, принесла бы в бюджет 1,87 грн. То есть почти в два раза больше».
«И это только в бюджет и только по квалифицированным кинорасходам!» - отметил внимательно слушавший Викторию Ильенко. «На самом деле пребывание иностранной группы в стране приносит намного больше других, косвенных доходов».
В итоге спикеры еще раз сошлись на том, что сегодня принятие системы рибейтов стоит на киноповестке дня одним из первых пунктов, которые неплохо было бы воплотить в жизнь «еще вчера». Сonditio sine qua non, как сказал Ильенко, хвастаясь знанием латыни.
Еще один важный нюанс, о котором вспомнила Ярмощук - то, что наш закон предусматривает поддержку не только кино, но и сериалов, как это сегодня происходит во всем мире.
Но не законом единым. Пока президент думает (или отбивается от пиратов), Госкино не сидит, сложа руки, активно занимаясь популяризацией отечественного кинематографа в мире. Это и международный прокат мультфильма «Никита Кожемяка», и европейское турне «Гнезда горлицы», и присутствие украинских стендов на мировых киносмотрах.
«Мы всем этим занимаемся, в том числе, разговаривая с чиновниками и дипломатами. Но нужно понимать, что без финансовой поддержки эти процессы будут идти гораздо медленнее, чем могли бы», - резюмировал Ильенко.
Синькевич, выслушав главу Госкино, отметила, что на сегодняшний день сложилась ситуация, в которой бюджеты на производство в Украине достаточно конкурентноспособны, а вот с выделением финансов на промо все куда печальнее, и это тоже нужно решать. Оказалось, впрочем, что у Виктории Ярмощук и на это есть ответ: «Это как раз тот случай, когда индустрия должна подключаться, а не стоять в стороне. Мы, к примеру, прекрасно понимаем, что нам нужно создавать нашей стране позитивный имидж, и каждый раз предусматриваем это, поскольку государство не всегда может позволить себе такую статью расходов. Если так будут делать все игроки индустрии, мы только выиграем», - отметила она.
Такого же мнения оказалась и продюсер Наталья Либет - член Ассоциации киноиндустрии Украины, помогавшей организовать украинский стенд на Берлинале. «Мы и в будущем планируем поддерживать отечественное кино и помогать ему находить инструменты для представительства на крупнейших фестивалях класса А», - рассказала она, поделившись заодно и впечатлениями от фестиваля. «Конечно, впечатления остались самые позитивные, особенно это касается Кинорынка. Хорошо, что там была возможность общаться с продюсерами, обмениваться контактами, обсуждать копродукцию с Украиной. Я не открою никакой тайны, когда скажу, что самое главное в этих процессах - налаживание человеческих отношений», - поделилась Наталья.
Когда все наконец высказались о своем видении нынешнего положения отечественной киноиндустрии, пришло время делиться ожиданиями того, что ей принесет грядущий год. И тут все спикеры оказались солидарны: нужно принимать тот самый важный закон, работать над тем, чтобы индустрия меньше зависела от господдержки, взращивать новые таланты и продолжать все начатые ранее проекты. За что и выпьем!
В целом, впечатления от мероприятия лично у меня остались самые благостные. Да, проблем в кинопроизводстве у нас хватает, но при этом есть множество неравнодушных людей, которые во что бы то ни стало стремятся их решить. Очень надеюсь, что их запала хватит, чтобы пациент (то есть индустрия) наконец-то почувствовал себя не «скорее живым», а румяным и здоровым. Надо же, в конце концов, кому-то раздавать «Золотые дзиги».
Самый активный слушатель круглого стола, скромно стаяший у входа, со мной согласен, так что и вы не стесняйтесь
Фото Кирилла Авраменко