Кино и немцы. Как Любомир Левицкий снимает украинско-британско-немецкий фильм «Эгрегор»
Около трех лет назад, накануне премьеры фильма «Тени незабытых предков» Любомир Левицкий долго рассказывал мне, что снимать фильмы за счет государства - это атавизм прошлого века и советских систем, что будущее кино - за частным бизнесом. А в конце января 2017 года - подписал контракт с Государственным агентством по вопросам кинематографа на финансирование большого копродукционного проекта «Эгрегор».
Из общего бюджета в 66,268 млн грн Украина профинансирует треть - чуть более 22 млн грн. Остальные источники финансирования проекта тоже далеко не все частные: наряду с инвесторами продюсеры «Солар Медиа» (а именно - Сергей Лавренюк) ведут переговоры и с другими государственными и региональными фондами.
Но не спешите обвинять Любомира в лицемерии: между «Ломбардом», который он снимал в еще «папередние» времена Госкино, и «Эгрегором» нет почти ничего общего.
Доказать это создатели проекта решили, пригласив меня на торжественное разбитие тарелки и старт съемок фильма «Эгрегор». Если я, конечно, смогу преодолеть первый квест - найти ночью в темноте в глубинах киевской промзоны вертолетную площадку беглого экс-президента Виктора Януковича, на которой и снимали первую сцену фильма под искусственным дождем. Я со своей частью задачи справилась, а вот что доказали Любомир Левицкий, Сергей Лавренюк и Филипп Ильенко на площадке - судите сами.
Кто из съемочной группы в перерыве между дублями ремонтирует фиксы, я пока не выяснила - если кто в курсе, пришлите телефончик
А, прошу прощения, задача у велосипеда и его собственника другая - практические эффекты в помощь осветителю
Почему снимают сцену на зеленом экране? На фон подставят дорогу с немецкой разметкой и дорожными знаками
Потому как главные действующие лица - совсем не украинцы
В главной роли в «Эгрегоре» снимается Франческа или Франциска Петри (смотря какая страна больше денег дает на копродукцию), любимица европейских и российских режиссеров арт-мейнстрима, частая гостья на фестивалях, в том числе - член жюри Одесского и Московского международных кинофестивалей.
Любомир Левицкий, кстати, вполне комфортно руководит площадкой на английском языке - и, как ни странно, вся украинская съемочная группа тоже не тушуется. Кажется, Украина действительно готова принимать копродукционные проекты не только технически, но и кадрово. Другой вопрос, что пока не готова законодательно...
Кстати, об английском языке - на площадке он звучит не только ради Франциски Петри. Оказывается, Любомир Левицкий тренируется: 2017 год у него стахановский, и кроме «Эгрегора» ему предстоит еще несколько съемок, в том числе - в США, подросткового хоррор-фильма Black Friday, который сейчас как раз в предпроизводственной стадии.
Пока на площадке имитировали дождь (и чуть не залили несколько камер самым любопытным журналистам)
Съемочная группа старалась поскорее закончить сцену
Чтобы дать слово продюсерам
Кстати, Сергей Лавренюк подтвердил мне, что проект на финальной стадии переговоров с иностранными партнерами, и производственный бюджет собран почти полностью, так что «все идет по плану».
Но за его спиной в это время стоял глава Госкино Филипп Ильенко, так что, возможно, заверения прозвучали не только и не столько в мой адрес
Воспользовавшись короткой паузой, пока съемочная группа ставила автографы на тарелку, я расспросила о кое-каких деталях режиссера проекта
- Любомир, на питчинге ОМКФ вы заявляли в проекте «Эгрегор» один набор копродюсеров, на питчинге Госкино - уже другой. Сейчас Сергей подтвердил мне, что почти все договоренности с иностранными партнерами есть. О каких именно партнерах можете говорить?
- Да, мы уже заключили договоры с британской стороной, так что в проекте есть британский сопродюсер, и с немецкой стороной. Кроме того, в проекте очень заинтересован израильский Кинофонд. Они присматриваются, изучают, ждут первые рабочие материалы - но интерес у них вполне материальный, и мы рассчитываем, что они присоединятся к проекту.
- Франциска Петри в проекте - результат копродукции с Германией?
- Это синергия факторов. То, что Франциска, известная немецкая актриса, исполняет главную женскую роль, и то, что у фильма есть немецкий продюсер - взаимосвязанные факты.
- Кстати, актриса весьма востребованная - когда-то на ОМКФ она рассказывала мне, что ее расписание забито на несколько лет вперед.
- Для актера, особенно хорошего, нет ничего важнее в проекте, чем сценарий. Франциска прочла сценарий «Эгрегора», нашла его оригинальным, посчитала свою роль интересной и согласилась. То есть нет никакой тайны в том, что в проекте оказалась актриса ее уровня - просто нужен сценарий уровня такой актрисы.
- Между тем, это первый ваш фильм с таким бюджетом. Не так давно мы с вами же говорили, что снимать высокобюджетное кино в Украине нерационально, в прокате оно не окупится. Вы рассчитываете с «Эгрегором» на международный прокат и на другие платформы?
- Да, конечно, мы планируем выйти в широкий прокат в Германии и в Великобритании как минимум.
- Еще полгода назад вы говорили о голливудскости «Эгрегора», искали продюсеров в США. Что изменилось?
- Я видел - и, признаться, до сих пор частично вижу - этот проект американским. Но Сергей Лавренюк меня убедил, что это европейская история, и нужно ориентироваться на европейский рынок. Здесь он меня перевесил.
- Но от видов на американский рынок не отказываетесь?
- Конечно, нет. Мы как раз работаем над проектом Black Friday, хоррором, рассчитанным на подростковую аудиторию, который будем снимать в США в этом году.
- Да вы настоящий стахановец. В 2017 году планируете снять «Эгрегор», снять еще и Black Friday, кроме того, обещали вот-вот начать съемки проекта DZIDZIO. Он до сих пор называется «Контрабас»?
- Проект DZIDZIO все еще в ближайших планах (смеется). Это совсем не мой жанр и не мой формат, я с такого рода фильмами еще не работал, но когда прочитал сценарий - а он был написан достаточно давно - понял, что «надо брать». Но вы сами увидите, это быстрый в производстве проект.
- То есть вы успеете его снять и закончить постпродакшен к заявленной UFD дате релиза 31 августа 2017 года?
- До августа, может, и не успеем, но к сентябрю, думаю, закончим, и осенью фильм уже выйдет в прокат.
- Но снимать его вы начнете после «Эгрегора»?
- Нет, фильм «Эгрегор» - проект большой, и съемка там намного более масштабная. Мы собираемся снимать его блоками по несколько съемочных периодов, между которыми будут перерывы. Вот в одну из пауз мы и снимем «Контрабас».
- А когда планируется закончить работу над «Эгрегором»?
- Предполагаю, съемку закончим к концу этого года, а сам фильм выйдет на экраны уже в конце 2018-го.
«Ну, за то, чтобы все сбылось», - как бы говорит сценарист (и постоянный соавтор) Левицкого Сергей Касторных
А вот и тарелка - оказалось, готовилась она так долго, потому что рисовали Дарта Вейдера
Обязательное последнее фото посуды
Точнее, вот последнее фото - со всеми главными действующими лицами
И решительные попытки с тарелкой поквитаться. С первого раза у Любомира получилось плохо
Но продюсер спешит на помощь - и добивает зловредную керамику
Осколки «на счастье» разобрали участники съемочной группы и журналисты
А пока Сергей Лавренюк отвечал на последние вопросы прессы...
Команда решила не тратить впустую съемочный день... точнее, ночь
И продолжила имитировать дождь на немецкой трассе
Дублей, как оказалось, понадобилось немало
Больше десятка
Но если первый блин не комом, то подвоха приходится ожидать в самый неудачный момент, так что хорошо, что затянулись именно съемки первой сцены
К тому же, если верить подсмотренному мной графику, уже сегодня, 22 марта, съемочная группа переехала из Киева во Львов
Думаю, многие из вас хорошо знают фильмы Любомира Левицкого - если вы не наслышаны о «Штольне», то видели #SELFIEPARTY. При этом только самые преданные поклонники украинского кино видели его «Ломбард» - первую попытку режиссера посотрудничать с Госкино, которая в сентябре 2013 года собрала в прокате всего $55 тыс. при бюджете в $1,5 млн, нетипично большом для обычно скромного в своих затратах Левицкого.
Присмотритесь повнимательнее к «Эгрегору» - этот проект пока что не похож ни на один другой фильм режиссера (и, по его собственному признанию, одна из самых необычных и рискованных его идей). Лично я - как минимум заинтригована. Жаль, до конца 2018 года, когда фильм обещают показать зрителю, еще так далеко...
Фото Кирилла Авраменко