Крутится, вертится «Золота Дзиґа». Все тайны закулисья первой премии Украинской киноакадемии
Ответственно вам заявляю - нет ничего проще, чем сделать торжественную церемонию. Для этого и нужно-то всего ничего: собрать работающую в одной индустрии «могучую кучку», устроить им «ярмарку тщеславия»... и традиционный компот, то есть фуршет. Делов-то!
Вот, посмотрим, например, на свежерозданную премию «Золота Дзиґа» новосозданной Украинской киноакадемии, и я вас сейчас быстро всему научу. Только, чтобы с водой случайно не выплеснулись младенцы, поговорим вначале отдельно об индустриальных вопросах, а затем уже я вам все-все платья, костюмы и гопак на афтепати покажу, договорились?
Кто стал первыми лауреатами первой «Дзиґи», вы уже знаете. А если не знаете, то вот, читайте. До каждого еще дойдет очередь. А кто их приветствовал - сейчас покажу:
Продюсеры, как вот Елена Фетисова
Режиссеры, как Любомир Левицкий
Или в ответ ему - Сергей Буковский
Дмитрий, которого со дня на день придется перестать называть «младшим Ступкой»
Ильенко, Трымбач и Васянович, которые до сих пор не пойму, почему не открыли одноименное консалтинговое агентство - ведь как звучит, а?
Но не так звучно, как неразлучные Ирина Данилевская и Владимир Нечипорук
А вот и Елена Васильева, по мановению руки которой сериалы «1+1» превращаются в прокатное полнометражное кино... Фея, одним словом
А в соседнем ряду - все как на подбор, и с ними дядька... сценарист (Константин Коновалов, автор «Крут 1918», которые намерен снять Алексей Шапарев. При поддержке Госкино, конечно же)
В общем, 430-местный зал был переполнен кинематографистами. А еще их спутниками и спутницами, сочувствующими, спонсорами. Представьт: если лично посмотреть, как вручают премию «Золотая Дзига», пришли все академики (241), каждый взял с собой +1, а еще народные депутаты, члены правительства, и просто влиятельные гости...
Нетворкинг - важная часть подобных премий, как бы подсказывает Андрей Халпахчи Евгению Нищуку
«Научу впихнуть невпихуемое», - как бы подтверждает Виктория Тигипко, пока муж не смотрит
Все время вручения «Золотих Дзиґ» для нужд избранных украинских кинематографистов в другом, почти в два раза большем зале того же отеля Fairmont накрывали фуршет. А я терзалась вопросом - почему не наоборот? Ведь заявка-то была - как минимум на культурную революцию:
Осталось менее 24 часов до исторического события, которое в этом году впервые пройдет в Украине! Уже завтра состоится це...
Опубликовано Викторией Тигипко 19 апреля 2017 г.
Кстати, о вопросах, которые меня терзали. Прежде чем разбирать, кому и за что дали (а то знаю я вас, нетерпеливых), и вместо лишних транскрипций пафоса со сцены, предлагаю поиграть в игру. Но если вас интересует, кто какую речь произнес на церемонии - то это тоже не большой секрет, вот по этой ссылке можно скачать видео церемонии и все посмотреть, ну, или в соцсетях найти запись онлайн-трансляции. Вы один раз увидите, и не придется сто раз перечитывать.
Как я вам и говорила, создать индустриальную премию - проще простого, что доказали нам Виктория Тигипко и ее команда. Поэтому case study. А пока играем, я вам заодно кое-что из-за кулис вытряхну да из-под ковра вымету. Готовы?
Итак, вы - успешный предприниматель (или предпринимательница) из успешной индустрии и все у вас в жизни хорошо. Но с детства вам не дает покоя одно хобби - страсть к дрелям и шуруповертам. Вы уже и фестиваль шуруповертов организовали, и лучшие образцы насадок на электродрели из всяких заграниц показывать привозили, а эта отрасль промышленности как была в Украине в упадке, так из него и не выбирается. Но вдруг везение - президент с парламентом решили сделать индустрию приоритетной, и выделить деньги на ее развитие из государственного бюджета. Год выделяют, третий, пятый - но сфера оказывается тяжела на подъем, и так просто не меняется. Как ее стимулировать?
Правильно, придумать премию, и вручать ее, скажем, каждый год лучшему прорабу и автору самого качественно зафиксированного шурупа. Но вот незадача - нет никаких объективных критериев оценки электродрелей (ну, предположите, это же игра). Значит, надо найти экспертов. А как же быть, если премию придумали, торжественную церемонию делаете, а экспертов нет? Правильно, надо их собрать - например, создав академию.
Вы можете потратить время и собрать в Академии подавляющее большинство производителей и пользователей дрелями и шуруповертами, а также профессиональных критиков шуруповерчения и даже меценатов, исключительно из любви к искусству вложившихся в это дело. А можете за месяц собрать - ну, как получится (поднимите руки, кто считает, что в Украине сверлят только 241 человек). Можете потратить время и сформировать такую систему членства в Академии, чтобы лучшего производителя шурупов выбирали преимущественно производители шурупов, прорабы голосовали за прорабов а кесари за кесарей. А можете просто всем раздать одинаковые бланки. Как доказал опыт Украинской киноакадемии, дело это нехитрое, и за месяц можно справиться.
А теперь, внимание, вопрос. Вы же хотите как лучше. Что вас заставляет так торопиться, что лес гудит и деревья просто от инерции трещат и сами собой в штабеля укладываются? Придираться можно к любому блину, получившемуся слегка комом. Но если сковороду не разогреть и тесту не дать настояться, то блин буквально сам напрашивается, не так ли?
А пока мы играли и вы над ответом думали, Филипп Ильенко
Вице-премьер министр Вячеслав Кириленко
И министр культуры, который занимал эту должность до Кириленко и занимает теперь после, Евгений Нищук выступили с полагающимися чиновникам речами. С переменным успехом - но это вы уж сами решите, когда посмотрите, какой из министров на радостях путался в словах
Радоваться было чему - за считанные часы (я посчитала, всего за два с половиной) до начала мероприятия президент Украины Петр Порошенко со второй попытки подписал Закон Украины «О государственной поддержке кинематографа». И все дружно выдохнули с облегчением впервые за две недели - с самого 7 апреля треволнения тянулись.
Кроме чиновников, между прочим, выступили:
Польский продюсер и, кажется, принятый в почетные члены Украинской киноакадемии Кшиштоф Занусси (официального объявления еще не было, но Алик Шпилюк намекал на такой ход событий еще в феврале). Опять-таки, свой новый фильм Кшиштоф снимает при поддержке Госкино Украины...
Виктория Тигипко
Ахтем Сеитаблаев (чья «Чужая молитва» вот-вот выйдет на экраны)
Глава Star Media Влад Ряшин, у которого украиноязычный фильм «Припутнi» дебютирует уже осенью
И Святослав Вакарчук, который кино не снимает, зато звучит в саундтреке каждого второго украинского фильма (и каждого десятого российского, что греха таить)
Кстати, о музыке. На премии «Золота Дзиґа» саундтрек создавали Pani Valkova
Безвременно покинувшая проект «Голос страны» Катя Chilly
И Pianoboy
А по видеочату - еще и Вим Вендерс! С приветом от Европейской киноакадемии Украинской
Руководить всей этой вакханалией доверили будущему ведущему «Евровидения-2017» Александру Скичко. И вот что я вам скажу - хорошо, что на «Евровидении» Александру нужно будет только четко повторять за редактором текст; значит, с песенным конкурсом все пройдет гладко
Когда же уже я приступлю к главному, спрашиваете вы? Хватит с вас игр и хождения вокруг да около?
Ладно, уговорили.
Как было известно сильно заранее, награду «За влад в кинематограф» получила Лариса Кадочникова. Лариса должна была выйти на пресс-брифинг к журналистам, но по дороге потерялась.
Не переживайте, позже актриса нашлась в зале, все здоровы и счастливы
Поскольку «вклад в кинематограф Украины» взвешивали в Национальном союзе кинематографистов Украины, их мерки под сомнение не ставятся. Хотя многие альтернативные опросы моих коллег показали, что глас народа не то чтобы имеет что-то против Кадочниковой, но считает, что Кира Муратова или Давид Черкасский вложили весомее. Но тут уж кто в какой системе измеряет...
Я же опросила народ по поводу тринадцати номинаций, в которых голосовали академики. И имею честь предоставить вам результаты премии «Народна Дзиґа».
Лучший актер второго плана по версии академиков - Николай Боклан за «Гніздо горлиці». Народ с академиками единодушен.
Лучший короткометражный игровой фильм - «Кров’янка» Аркадия Непиталюка. Режиссер пообещал даже снять теперь вдогонку «Холодец» - надеюсь, не из голубей-«Припутней». А вот зритель с академиками категорически не согласен и лучшей игровой короткометражкой 2016 года считает «Голден лав» Павла Острикова.
Лучший композитор по версии премии - Алла Загайкевич за музыку к фильму «Жива ватра», и тут не поспоришь - в народном голосовании Алла лидирует с 33% отрывом.
«Золотую дзигу» как лучшая актриса второго плана получила Наталья Васько за роль в фильме «Гніздо горлиці» - в моем голосовании Наталья также не оставила шансов конкуренткам, обогнав всех более чем на 50%.
Лучшим анимационным фильмом назвали проект «Микита Кожум’яка» - и эксперты, и зрители. Но здесь я вынуждена сделать маленькую ремарку - из всех победителей продюсеры этой анимации стали первыми, кто заговорил на близком моему сердцу языке математики: рассказали, где фильм уже вышел в прокат, сколько билетов на него продали дистрибуторы, какую кассу он собрал. Не устаю приводить эту продюсерскую команду в пример остальным. «Сього вам стидатись нічого», как говорил Котляревский.
При всех своих достижениях создатели мультфильма не скрывают, что собранный бокс-офис пока не окупил проект. Увы, следующим они собираются запускать в работу анимационный фильм совсем о другом - видимо, мечты о франшизе Микита Кожум’яка с игрушками, мерчем, полным метром, сериалами забылись или ушли с автором концепции фильма Сергеем Гавриловым.
И вновь народ солидарен с академиками: лучшие художники-постановщики года - Александр Батенев и Сергей Бржестовский, которые работали в проекте «Моя бабуся Фані Каплан».
Лучший сценарий года, по версии академиков, написали Алена Демьяненко и Дмитрий Томашпольский («Моя бабуся Фані Каплан»). Здесь народный голос академикам возражает - мол, Тарас Ткаченко за «Горлицу» заслужил.
А я вам вот что скажу - большинство академиков, уверена, смотрели режиссерскую версию фильма «Моя бабуся Фані Каплан», и прокатную версию фильма «Гніздо горлиці», и только некоторые - первую, каннскую версию. А вот зрители же смотрели, в основном, прокатные версии и там, и там, оценивая сценарий «Каплан» без 20 минут и целой сюжетной линии. Помогло бы это в итоге фильму вызвать больше симпатии у зрителя - не знаю.
Для академиков лучшим документальным фильмом 2016 года стал проект «Головна роль» Сергея Буковского; зрителю больше по душе пришлись «Родные» Виталия Манского. Но если сравнить количество показов и экранов, на которых фильмы вышли, то и получится один на один. Впрочем, я сразу предупредила, что эта категория на всю «Золоту Дзиґу» самая беспощадная, и будет там сплошная кровавая резня и вкусовщина в голосовании - ни один из фильмов нельзя назвать слабым или не заслуживающим награды.
Со мной согласился и кинокритик Владимир Войтенко, который вручал награду. Ну как вручал... с 12-минутным мастер-классом по документалистике, кинокритике и истории кино. Зато организаторам премии стало очевидно, зачем на «Оскаре» живой оркестр.
А дальше начался «Ла-ла Ленд» - не эпохи «Оскара», а периода «Золотого глобуса», когда фильм брал все премии, на которые номинировался.
Лучший режиссер года - и вновь академики согласны с народом - Тарас Ткаченко за «Гніздо горлиці».
Лучшая актриса - Римма Зюбина за «Гніздо горлиці».
Лучший актер - Виталий Линецкий (посмертно) за «Гніздо горлиці». Премию получал сын Виталия.
Ну и лучший фильм - «Гніздо горлиці».
И если народ голосовал почти всегда солидарно с академиками, за редкими и объяснимыми исключениями, то вот в последней категории мнения зрителей и кинематографистов разошлись. Лучшим фильмом года был назван проект «Квартала 95» «Слуга народа», а картина до последнего лидировала в голосовании с большим отрывом - только в последние дни перед вручением премии «Золота Дзиґа» поклонники Тараса Ткаченко спохватились. Но лидера так и не догнали.
Сравнивать теплое с мягким, а клубничный мохито с электродрелью бессмысленно, фильмы «Слуга народа» и «Гніздо горлиці» не лучше и не хуже друг друга - просто аппелируют к разным аудиториям и говорят на совершенно разных языках. Так что я тут защищать или обвинять не собираюсь. Лучше начну считать (нет, сравнивать кассовые сборы проектов нужды нет - тем более повторно).
По итогу из 13 (+1) премий и статуэток «Золота Дзиґа» шесть достались одному фильму, а еще четыре - двум другим фильмам. Итого 10 наград на троих. Когда в Голливуде «Ла-ла Ленд» (фильм, который тоже далек от однозначности оценок) собирает подчистую все награды, это говорит о том, что его авторы сделали что-то беспрецедентное и заметное для всей индустрии. В Украине же это, увы, говорит о том, что «больше некому».
Пока мы не перескочили даже рубеж в треть года, и говорить «гоп» еще рано, но на 2017-й запланированы более 20 премьер полных метров. Даже если до экранов дойдут только 15 - это будут экраны, в том числе, Каннского кинофестиваля. И если Тарас Ткаченко получил бы приз за лучшую режиссуру, победив в честной борьбе Сергея Лозницу и Шарунаса Бартаса, его «Золота Дзиґа» сразу утроилась бы в весе, как минимум.
Кстати, после церемонии команда «Гнізда горлиці» так спешила начать праздновать, что до пресс-брифинга и не дошла. Так что эти и многие другие вопросы я с командой фильма выясню уже как-нибудь потом. Зато с кем мне удалось поговорить фактически тет-а-тет, так это с Викторией Тигипко.
- Сразу скажу, что мы сами знаем, как сильно задержались, все моменты учтем и исправимся, - задала тон беседы Виктория.
- Задержка - не самое критичное. Довольны ли в целом? Или будете в следующем году что-то менять?
- Довольны, но задел на будущее положен, и мы осознали, над чем нужно работать. Безусловно, нужно добавить новые номинации. Мы уже начали говорить об этом.
- Кстати о номинациях. Раз уж они все равно будут меняться, можно ли все-таки награждать не лучшего режиссера, а лучшую режиссерскую работу, и далее по списку?
- Я слышала это замечание к формулировке, Правление обязательно вынесет этот вопрос на рассмотрение.
- Теперь о зале...
- Да, зал оказался очень мал, будем в следующем году искать что-то повместительнее.
- Меня очень беспокоит еще и вопрос членства в Киноакадемии. Ведь в Украине в кино работают, в том числе над производством, не 241 человек. И не 343, которые подали заявки.
- На самом деле мы приостановили прием заявок только на время голосования за Правление и за фильмы. Уже в ближайшее время мы снова откроем прием для всех кинематографистов, которые подадут заявки.
- Многие, с кем работала я, узнали о том, что премия создается, слишком поздно, за 30 дней охватить всю индустрию достаточно сложно. А были и те, кому отказали, хотя формально они вполне соответствовали всем требованиям. Зато представителей телесериальной индустрии - едва ли не столько же, сколько и кинематографистов.
- Уверена, что в будущем ошибок будет все меньше.
- Как вы оцениваете тот факт, что шесть из 13 премий достались одному проекту?
- Такое случается.
Оставлю вас наедине с этой мыслью. И пойду займусь организацией премии «Золотой шуруп», пока мою идею никто не украл.
Фото - пресс-служба Украинской киноакадемии