Шевченко, куры, проститутки и балалайка. Как компания «ИнсайтМедиа» завершила съемки фильма «Тарас. Возвращение»
Давно ли я сообщила вам о том, что компания «Инсайт медиа» собирается снимать фильм о Тарасе Шевченко, давно ли предлагала помочь продюсерам с выбором актера на главную роль, а вот уже и актера выбрали без нашей с вами помощи, и съемки подошли к концу. Свершилось это в конце прошлой недели, и съемки, к счастью, наконец-то проходили в Киеве – в крепости Косой Капонир.
Ну и я, как вы понимаете, даже не раздумывала, быть ли там. Просто взяла и пришла.
Ну, начинаю объяснять: вот там, внутри крепости, соорудили казарму. А казарму соорудили... по одной из акварелей Тараса Шевченко
Так, давайте для начала напомню, о чем фильм.
Мы с вами увидим Тараса Шевченко во время трех последних месяцев его ссылки в Казахстане. Тем летом лично царь Александр II помиловал поэта, но коварное военное руководство Новопетровского форта не спешит сообщать ему об этом и издавать указ об увольнении. Интрига строится на том, кто именно заинтересован в задержке и препятствует освобождению Шевченко. Комендант форта Ираклий Усков? Или офицеры-сослуживцы и чиновники-бюрократы в Петербурге? А вдруг телеграмма об амнистии вообще потерялась?
В это сложное время Шевченко «сохраняет в себе силы исследовать земли Западного Казахстана, которые стали для него любимыми. Также поэт и художник изображает казахский край и степных жителей в своих стихах и картинах, которые пишет каждую свободную минуту», – так гласит релиз Госкино.
Ну а в последние съемочные дни в Киеве снимали, собственно, действие в казарме, двери в которую вы видели выше.
Рядом с крепостью-казармой стоит палатка, из которой режиссер Александр Денисенко, ориентируясь на происходящее на мониторе, руководит процессом. Иногда довольно эмоционально
А это... Да, это мужчина с женской грудью. Нет, он не готовится к прайду, он готовится к съемкам сцены с проституткой. Нет, он не будет играть проститутку. В общем, потом объясню
Кстати, очередь актеров за обедом тоже вполне можно было снимать: просто-таки как в русской армии XIX века! Ну, мне так кажется
Богдан Бенюк поглощение пищи решил совместить с подписанием договора - а то ведь все работа, все некогда
Ну и с небольшой перепалкой с Андреем Кокотюхой - кстати, так и не поняла, что он делал на площадке
Равно как и не особо поняла, что там делал актер из «Червоного». Вдохновлялся, наверное
Ну и Сергей Гаврилюк заглянул на огонек - себя показать, на людей посмотреть. К Владимиру-то Филиппову у меня вопросов нет
Как, собственно, и к Андрею Суярко
Солдаты на перекуре. То есть на перерыве. В общем, какая разница
И это в то время, как их товарщи увлеченно исследуют бритву и точило!
Ладно, пойду, что ли, в казарму загляну.
Оо, Тарас Григорьевич, здравствуйте! Какая встреча!
Ну, что, как вам Шевченко? Похож, да? Но худоват, да? Ну, не переживайте: скоро вам режиссер все объяснит.
Балалайка, кстати, у него в руках затем, чтобы играть. Практически полдня снимали сцену, как Шевченко играет на балалайке. Надеюсь, в фильме хорошо получится - со стольки-то дублей.
Кстати, о казарме: все это тут не просто так, а потому, что Шевченко в свое время именно так нарисовал. Режиссер в рукописном отделе Института литературы перебрал почти 200 гигабайт эскизов Шевченко, которые никто никогда не видел.
Зато вы теперь увидите все это на экране в виде декораций
Классический натюрморт
Интересно, у Шевченко на акварелях тоже были куры?
Ну, это у нас тут актеры отдыхают
Что-то гуглят
И готовятся к важной сцене
Вот это - подготовка к той самой сцене с проституткой. Оказывается, когда к солдатам приходила проститутка, пока один занимался... эмм... делом, другие надевали проституткину одежду и ходили в ней по казарме. Такие развлечения были у людей
Шевченко в это время, как вы понимаете, играл на балалайке
А вот и Проститутка. Сначала сэлфи, потом - в кадр. Нынче только так
Этого актера вы увидите совсем скоро в «Сторожевой заставе» в роли одного из богатырей
А пока он - русский жандарм
Вот, даже второго режиссера не пощадил, так в роль вжился
Что-то не замечаю на лице оператора Александра Кристаловича никакого сочувствия. Ему лишь бы картинка хорошая была!
С любого ракурса
Поэтому все должно бысть выстроено правильно!
И пистолет нужно держать правильно, в свете, чтобы все хромированные детали блестели! Даже если сейчас никто ничего не снимает
И в этот момент, чтобы вы понимали, съемки тоже не было
И даже репетиции не было. Просто актеры - вот такие творческие люди. Ни минуты без игры не могут!
Даже когда просто смотрят в объектив моего фотографа
Фуражечку разрешите примерить?
Пока актеры и члены съемочной группы развлекались, я решила заняться делом. Например, поговорить с Борисом Орловым:
Но он так вжился в образ, что мне стало немного не по себе: изрекая по слову в минуту, тихим томным голосм Борис смог сообщить только, что Шевченко - это же ого-го, это же очень и очень, это же глыба и матерый человечище, поэтому не нужно его спрашивать, как он в фильме гарцевал на лошадях: лучше сконцентрироваться на духе.
В общем, я довольно быстро все поняла и пристала к режиссеру Алексанру Денисенко:
– Чем обусловлен выбор актера на главную роль?
– Принято считать, что Шевченко был упитанным мужчиной в кожухе. Но фотографические его портреты появились только в конце жизни, с 58 года. Уже в то время Шевченко был очень болен: из-за стенокардии собиралась лимфа, поэтому лицо было набрякшим. Шевченко не был полным, он был просто болен. Есть книга профессора Коломийченко «Болезни Тараса Шевченко». Я это все прочел. Так что известные нам портреты отображают физическое состояние Шевченко в конце жизни. А на самом деле, когда он умирал, через его руку можно было увидеть свет свечи с другой стороны.
- Насколько непривычным для нас будет Шевченко в вашей картине?
Так что это - не байопик. Это - романтический истерн. Сценарий в 2012 году выиграл международный конкурс, но было время Януковича, и поскольку в этом фильме Шевченко ставит все российское войско на колени в молитве за прегрешения русского воинства перед миром, мне эту картину не запустили. Запустили только после того, как победила Революция достоинства, и сейчас благодаря и Госкино, и казахам, и Одесской киностудии, мы смогли фильм снять.
– Бюджет фильма, выделенный еще в 2012 году, не был увеличен?
– Не был. И те 20,8 млн грн в нашем 2017 году – сумма втрое меньше. Поэтому все запланированные съемки идут на перевытраты.
Это была очень сложная история. И я коленопреклоненно благодарю группу за то, что выстояла. Все работали просто на грани человеческих возможностей. Мы в пустыне снимали месяц! При жаре 50 градусов. У нас были такие каскадные съемки, что сам продюсер закрывал глаза от страха…
– Какова роль казахской стороны?
– Они дали часть группы, оплачивали наше пребывание в Казахстане, наш трафик, поселение, еду, давали свой реквизит, коней… Много вложили и до сих пор вкладывают. Потому что мы-то уехали, но нам нужно доснять некоторые планы. И они продолжают работать. У нас есть казахский редактор, поскольку Шевченко знал казахский язык.
Ну а дальше, как вы понимаете, я отправилась на разговор к Владимиру Филиппову - вопросов к нему у меня за последнее время накопилось довольно много:
– Чем вас как продюсера привлекла эта тема?
– Шевченко – герой, который объединяет и правую, и левую Украину, и юг, и центр, герой, который может быть действительно цементной основой всего нашего современного общества. Потому что общество без национального героя и без национальной идеи – как колосс на глиняных ногах. Тарас Шевченко – совершенно нераскрытый образ. А Шевченко, каким он будет в нашем фильме, вообще не знаком нашему зрителю. Из-за того, что его портрет, грубо говоря, висит в каждой хате в красном углу, все думают, что все о нем знают. А на самом-то деле один из последних фильмов о Шевченко снимался еще при СССР - за время независимости о Тарасе не было снято ни одного художественного фильма. Поэтому я как продюсер чувствую ответственность сделать этот шаг.
– В свое время был обещан народный кастинг на главную роль. Почему же его не было?
– Как – не было? Вот перед вами – победитель народного кастинга Борис Орлов. Что такое народный кастинг? Это не значит, что народ выбирает: просто каждый мог подать свою кандидатуру на рассмотрение режиссера. Мы искали нестандартное решение. И Борис Орлов – это супернестандартное решение. Это идеальное попадание в образ Шевченко! Было очень много разных кандидатур: от Вакарчука до какого-то дядечки из Житомирской области, который прислал нам свою фотографию. У нас было около 30-35 предложений, после отбора по фото и проб мы выбрали Бориса
– В чем он настолько идеальный Шевченко?
– Во всем! По внутреннему миру, портретному сходству, по тому, как его сделали гримеры, по тому, как он пластически двигается – вот все подошло!
– Все-таки Вакарчука действительно рассматривали как претендента?
– Да. Но у него очень сложный график концертов. Хотя думаю, что он был интересным кандидатом. Евгений Нищук был кандидатом. Но с ним мы будем работать в «Червоном».
– Насколько велико участие казахской стороны в финансовом плане?
– Порядка 25%. Хотя это – вопрос больше к нашему финансовому продюсеру. Но мы два раза ездили снимать в Казахстан. Одна сессия была на Мандестау, вторая – в Алмаатинской области. Вся натура у нас – аутентичный Казахстан. Мы снимали точки, где Шевченко рисовал гору Монах, прямо с этой же точки снимали, и у нас есть кадр – один в один как акварель Шевченко. Но и сегодняшнюю съемку мы полностью построили на акварели «Казарма», где Шевченко сидит в кайданах. Мы очень много аутентичного материала взяли с акварелей Шевченко. Вот, например, известная акварель «Казашка Катя» – одну ночную сцену снимали с нее. Вообще, акварели Шевченко – это наше художественное решение фильма. Для этого мы задействовали анаморфотную оптику, довольно широкие планы. У нас же прекрасный оператор Александр Кристалович, он любит воздушность кадров. Команда у нас замечательная!
– Что касается «Червоного» - почему до сих пор нет трейлера?
– Как нет? В кинотеатрах идет с февраля.
– А на просторах интернета чего ж не идет?
– Потому что буквально завтра у меня встреча с Богданом Батрухом, и мы обсудим, когда уже начнем массовую рекламную кампанию. Все ведь денег стоит, извините. Пока ничего не выделено, и мы своими силами сделали трейлер, а Богдан своими ресурсами ведет прокат в кинотеатрах.
– Вы подаете на питчинг «Червоний -2» - расскажите о нем.
– Это приквел «Червоного». «Червоний» же начинается с того, что герой уже в ГУЛАГе, и мы рассказываем, как он из него вышел. Но, на мой взгляд, крайне не хватает истории о том, кто вообще этот человек, этот боец УПА, который попал в ГУЛАГ, за что он туда попадает, за что борется. Вот эта история физически не поместилась в один фильм. Мы долго думали с Зазой Буадзе и Андреем Кокотюхой, как все правильнее сформировать, как поместить трилогию в один фильм. Поняли, что это невозможно, и решили тоже идти по пути трилогии. Думаю, что через год у нас будет еще и сиквел: он будет сниматься в Италии, Римини, в лагере для перемещенных лиц, куда после 45 года ушла армия УПА. Эту историю на самом деле никто не знает. Поэтому проект для страны очень масштабный и значимый. Для многих боец УПА – это что-то беспредметное, ходящее по лесу и зачем-то кроваво убивающее. Но я надеюсь, что наша работа создаст образ человека, который борется не против, а за: за свою свободу, семью, любимую, родину, за право жить самому на своей земле. И вот в нашем приквеле «Червоного» эта тема будет абсолютно раскрыта.
– Я смотрю, вы планируете его снять дороже, чем предыдущий фильм.
– Конечно! Потому что «Червоний» мы сняли вообще за копейки – 20 млн грн, из которых 10 было государственных, 10 – от частных инвесторов. Одесская киностудия нам очень помогла, мы свои деньги вкладывали. Вложили все, что могли. Естественно, мы не можем всех людей всегда заставлять работать бесплатно. У нас это, конечно, часто получается: вы же знаете, мы жесткие продюсеры и очень экономно работаем. Но все-таки не можем так делать постоянно. Когда мы показывали трейлер «Червоного» в Берлине, независимые эксперты оценили фильм где-то в миллиона 3 евро. За 20 млн грн снять кино о ГУЛАГе со стопроцентно построенной локацией, с массовкой по 700 человек? Пойдите, поснимайте!
– Каковы результаты проката «Гнезда горлицы»?
– Гениальные! Во-первых, мы вошли в топ-10 мелодрам и заняли там далеко не последнее место. В нашей стране, к сожалению, этот жанр плохо смотрибелен в кинотеатрах. Лучшая мелодрама, которая заняла 1 место в прошлом году, называется «Гейша». Ну, вы понимаете, что наверняка на нее шли не столько на мелодраму, сколько за другим. Ну и она собрала всего около 5 млн. Мы собрали в прокате около 1600 млн – и находимся где-то на 5 месте. Но как украинская мелодрама прошли в прокате идеально. К сожалению, вот этот прокатный конвейер, когда фильм живет на экранах 2 недели – убийство для украинской кинематографии. Потому что все-таки у нас очень мало денег на промокампании. Мы же не «Пираты Карибского моря». Кто помогает – тот помогает. Есть ресурсы, которые бесплатно ставят наши трейлеры, но их, к сожалению, очень мало. Момент финансирования фильмов, вроде, уже почти наладился, но ведь программа называется «Створення и розповсюдження». Так вот розповсюдження пока находится на нулевой отметке. Как мы начинали «Той, що пройшов кризь вогонь» распространять за свои деньги, так на том же уровне и продолжаем это делать. И пресса вместо того, чтобы поддержать кинематографистов, как только видит, что у кого-то что-то как-то идет, стремится дать по башке, да посильнее! Я, честно говоря, этого не понимаю.
– А что там с обещанной телеверсией «Горлицы»?
– Мы начнем снимать ее в августе с компанией StarMedia: в Каннах мы с Юрием Минзяновым подписали меморандум о сотрудничестве. Две украинские компании никак не могли найти время встретиться - и встретились в Каннах. А на римских показах договорились с нашими римскими партнерами, так что телеверсии быть.
– Ну и не могу спросить о депутатском запросе Парасюка, в котором вас обвиняют в злоупотреблении государственными средствами и пр. – как вы его прокомментируете?
– Не знаю, кто надоумил Парасюка подписать такой идиотский запрос. В следующий раз, когда депутаты будут что-нибудь подписывать, пусть хотя бы чуть-чуть ознакомятся с материалом. Парасюка подставили. Жестко, по-свински.
– А кто – есть версии?
– Не буду сейчас говорить, кто, но если депутат Парасюк любит подставляться, то пусть продолжает и пишет такие запросы. Но сначала пусть бы ознакомился с вопросом. Мы не раз приглашали его на показы, премьеры – времени не находится. А вот написать запрос, вернее, подписать – время есть. Мне кажется, очень важно ввести некую ответственность депутатов за то, что они подписывают. Потому что хочется спросить: а что вы вот про этот пункт знаете? А про этот? Вам его готовил помощник ? Не вопрос: а он хоть что-то знает? Люди дают запросы про вещи, события, которые для них на самом деле неинтересны. А зачем тогда это все? Показать свою депутатскую активность?
– Вас еще не вызывали никуда?
– Ну, я думаю, и не вызовут: запрос составлен юридически безграмотно. Прежде, чем меня вызвать, нужно оформить уйму документов. Это не игрушки. Мы еще живем в демократической стране. Когда перестанем жить в демократической стране, тогда пусть вызывают. Только наша компания – одна из немногих, работающих на то, чтобы эта страна осталась демократической, и чтобы у нее были свои киногерои. А если кому-то хочется с этим поиграться – играйтесь!
Я надеюсь, глас Владимира будет услышан.
А еще с нетерпением жду марта 2018-го, когда «Тарас. Возвращение» появится на широких экранах. Интересно же, что в итоге получилось!
Фото Кирилла Авраменко