Один в лодке, не считая казаков. Дмитрий Лисенбарт показал, что происходит на студии «Укранимафильм». ФОТО
Честно говоря, не люблю без лишнего повода скандалы устраивать. Я люблю, когда все просто и хорошо организовано.
Так что даже когда лежит себе кусок земли в пять гектар в Киеве, в трех минутах ходьбы от метро, возле леса, с прекрасными коммуникациями и гниющими на территории зданиями, которые принадлежат государству, но им не содержатся, и весь этот комплекс так и напрашивается на скандальную приватизацию, я делать выводы не спешу. И вам не советую.
А советую внимательно прочесть мой репортаж, комментарии и еще более внимательно - рассмотреть фото, сделанные на территории студий «Укранімафільм» и «Національна кінематека України». И крепко-крепко задуматься. Потому что если звезды зажигают, а студии - морят голодом и холодом, то это кому-то ведь надо?
На прошлой неделе я и моя коллега из профильного издания о недвижимости ABC News открыли сезон - и новую серию материалов о государственных и частных киностудиях - визитом на территорию, которую делят между собой «Укранімафільм» и «Національна кінематека України».
Это около 4,5-5 га земли и сложное многокорпусовое здание на 20 тыс. кв. м, построенное в середине 1960-х под «Киевнаучфильм». Последние 30 лет помещение делят «Укранима» и НКУ. Подробнее о территории, ее истории и зданиях в рамках своей части репортажа рассказала моя коллега. Мы же с вами прогуляемся по территории и пообщаемся с гендиректором и генпродюсером, пускай и временно исполняющим обязанности, студии «Укранимафильм» - Дмитрием Лисенбартом.
Но прежде - преодолеем полосу препятствий. Напротив центрального входа на киностудию - строительные работы. Говорят, что «чинят коммуникации». Впрочем, делают это явно давно и без спешки
Три этажа слева - то, что было «Укранимафильмом»
Из окна первого этажа виден мурал
«Это столовая с уникальным, раритетным муралом работы Марка Драйцуна. У меня есть план по созданию музея анимации, очень хочется, чтобы эта стена стала частью музея», - объяснит мне потом Лисенбарт. Зайти в помещение невозможно - коридор в столовую завален строительным мусором многолетней давности
Вот этим
Более того, на первом этаже корпуса «Укранимафильма» - совсем посторонние арендаторы
Кто в этих помещениях заседает, затрудняется ответить даже Лисенбарт: «Первый и третий этажи были когда-то давно, предположительно - до 2000 года, списаны с баланса киностудии. Сейчас «Укранимафильм» - это 1000 кв. м на втором этаже здания».
Попасть в «Укранима» можно только через вход в Национальную кинематеку
Где, как обычно на киностудии, всякое можно найти
Включая кейтеринг у вахтерши
Кстати, соседние корпуса Национальной кинематеки выглядят, хотя и не слишком привлекательно, но ухоженнее
С другой стороны, не без небольших отклонений
Тарас Григорьевич меня явно осуждает за эту ремарку
Уточню - выглядят коридоры на подходе к крылу «Укранима» именно так
Если вы в гриме не узнали - то это грибок. Колоний на стенах здания больше, чем у Великобритании в эпоху королевы Виктории
Для сравнения - корпус Национальной кинематеки
Немного экзотичный, но грибком не изъеден
«Здание именно «Укранимафильма» уже много лет не отапливается», - объяснил состояние корпуса Лисенбарт, имея в виду только одно крыло помещения. За «рубильник» свою часть коммунальных студия при этом исправно платит. Но об этом - чуть позже.
Несколько прогулок по двору наперегонки с реквизитом...
И пара пролетов...
И я наконец попала по адресу
Краски в стене я, действительно, не нашла
Зато нашла прадеда Волли
Который вот-вот начнет убирать планету
И раритетных, но от того не более востребованных, «Казаков»
И памятные дневники
В одном из кабинетов «Укранимафильма» работала Счетная палата. Аудиторы попросили меня не снимать и не отвлекать их от трудов. Остальные помещения в объектив моего фотографа попали.
И не только помещения - я, кажется, уже упоминала крутейшую разводку?
Где-то среди остатков былой роскоши - сценарии
Реквизит
И анимационные сцены
Фильтры для камер
И верхняя одежда
И рождественский венок посреди августа. Ну, снимать его уже даже как-то не логично
«Нужно понимать, что зимой здесь люди работают, гробя собственное здоровье, в верхней одежде, в нечеловеческих условиях, калечась: у нас течет вода с крыши, с третьего этажа нас затапливает, в здании нет отопления», - уточнил Дмитрий.
Кстати, как работают - вопрос отдельный. Официально в штате «Укранимафильм» один сотрудник - сам Дмитрий Лисенбарт, назначеный неделю назад временно исполняющим обязанности главы. До этого его предшественник Эдуард Ахрамович тоже был единственным штатным сотрудником «Укранимафильма».
Так что это предупреждение - скорее напоминалка самому себе
«Обратите внимание - это уникальный аппарат», - сразу показывает мне Лисенбарт
«На таком учились анимации несколько поколений»
Запомните это название
«Здесь регулируется свет...»
«Для перекладной анимации там стекло...»
Как выяснилось, сам Дмитрий - из того поколения, которое обучалось анимации на этом аппарате
Навыки, кстати, не забылись
Кстати, по всему видно, что работал здесь коллектив творческий
Самое важное им нужно напоминать
И пряморукий
Все детали в отличном состоянии
Даже камера рабочая
«А это - Мария, Маша, как мы ее называем. Кладешь с обеих сторон пленку, хлоп! - и уже все смонтировал», - демонстрирует Дмитрий
Уточняю: сториборд на стенах - от проекта, который уже с десяток лет как заморожен
«Это - уникальный аппарат, точная копия того, что был в Ленинграде. Хочу забрать его в музей анимации. Его и мурал в столовой», - рассказывает врио директора студии.
Кстати, музей - центральный пункт программы Лисенбарта как кандидата на эту должность на постоянной основе.
«Видели этот бренд в соцсетях? Это я начал рисовать, когда у меня своя дочь родилась», - гордится Лисенбарт.
- Вы были назначены на должность врио генерального директора студии «Укранимафильм» только неделю назад. Уже знаете, в каком состоянии дела? Кто занимает соседние помещения?
- На третьем этаже, насколько я знаю, нет вообще никого. На первом - пока не знаю. У «Укранимафильма» есть арендаторы. Что касается НКУ, они находятся в стадии санации по процедуре банкротства.
- Национальная кинематека находится на стадии банкротства, но «Укранимафильм» - нет?
- Состояние дел я точно не знаю. Как раз сейчас ведет проверку Счетная палата. Впрочем, по их оценкам, да и по тому, что я успел понять, Эдуард (Ахрамович, гендиректор и генпродюсер студии до недавнего времени, - МН) вел подробную и прозрачную отчетность, так что много времени проверка не займет. О ее результатах обещаю сообщить в подробностях, как только Счетная палата закончит работу. Предполагаю, что в конце августа.
Работа студии максимально оптимизирована. Эдуард Ахрамович организовал все так, что студия может «протянуть» достаточно долгое время по хозрасчету. Затрат у «Укранимафильма» практически нет, доход студия получает благодаря тому, что часть помещений в аренде, а библиотека прав приносит прибыль от лицензирования и показов.
- Эдуард Ахрамович ранее заявлял, что в 2017 год студия зашла без задолженностей. Вы можете это подтвердить?
- Да, студия сейчас без долгов.
- В каком состоянии находится библиотека контента «Укранимафильм»? Какие права есть у студии?
- В этом вопросе хотят разобраться все (смеется). В частности, это один из важнейших пунктов, по которым сейчас и проводится аудит, и первейший запрос Госкино. На этот вопрос тоже будем отвечать, когда будет отчет по работе Счетной палаты.
- По вашим предварительным оценкам, какой каталог фильмов у студии?
- Около 400 картин.
- А есть какой-то архив здесь, на территории студии? Или фильмы хранятся в Довженко-центре?
- Есть помещение, где хранятся в металлических «консервах» фильмы на пленке. Увы, это помещение не приспособлено для хранения пленки, специальные условия и температурный режим там не созданы. Есть подозрение, что пленка просто рассыплется, если попробовать ее извлечь из коробки.
Кстати, о рассыпании...
«Часть здания, которая с инсуляцией - это Эдуард [Ахрамович] пытался утеплить», - уточнил Дмитрий
Впрочем, как мне объяснили эксперты, без ремонта толку от такого утепления немного
Что по состоянию здания тоже заметно
- Для меня состояние студии - тоже эмоциональный вопрос. Я, фактически, вырос на «Укранимафильм», начинал работать здесь в 15 лет, на фильме Давида Яновича (Черкасского, - МН), - продолжает Лисенбарт.
- Поговорим о питчингах Госкино. Хотя в Десятом конкурсе агентства студия «Укранимафильм» не победила, в Девятом конкурсе она выиграла с несколькими проектами. На какой они стадии? Будут ли вообще производиться и, если да, то чьими силами?
- Этот вопрос мне нужно будет уточнить. Сейчас я точными данными не владею. Что же касается Десятого конкурса, то здесь могу сказать следующее. Из всех проектов, которые прошли во второй тур конкурса, анимация составила совсем небольшую долю, а из победивших - не более 5% проектов анимационные.
Анимация - это отдельный синтетический вид искусства. Нельзя оценивать ее одновременно и наравне с кинопроектами. Я один из основателей Украинской ассоциации анимации, и одной из задач этого объединения мы все видим необходимость исправить ситуацию с питчингами. Анимационные проекты должны рассматриваться на отдельном конкурсе и отдельной комиссией, члены которой будут разбираться в анимации. Пускай и отдельно привлеченные, пускай это будут специалисты из-за границы.
Есть специальная европейская ассоциация анимации, которая может предоставлять экспертов на питчинги. Эксперты ASCIFA разбираются, что такое пайплайны, из чего состоят бюджеты, сколько реально стоят технологии производства анимации, среднерыночные цены по дистрибуции и так далее.
Конечно, проблема не только в комиссии. Есть проблема в подаче проектов самими участниками. Естественно, сами участники - не специалисты в писании проектов и их подаче, и тут одной из задач ассоциации будет как консультирование, так и прямое предоставление услуг по оформлению проектов и их подаче на питчинги.
- Давайте поговорим о вашем видении будущего студии «Укранимафильм». Я правильно понимаю, что назначение врио главы студии никак не изменило вашего плана вновь участвовать в конкурсе на должность? Вы вернетесь на конкурс Минкульта с тем же планом развития студии?
- Да, на конкурс я обязательно снова подамся, но о плане говорить не готов. Как раз сейчас он допиливается и уже превратился в живой организм.
Нужно осознавать (думаю, Минкульт скоро к этому придет), что «Укранимафильм» не может продолжать существование в том же виде, в котором студия существовала ранее. Как минимум потому, что у нее появились конкуренты. В таком же формате работы выжить или тем более произвести конкурентоспособный продукт «Укранимафильм» не сможет. Строить новую студию с нуля и пытаться конкурировать глупо. Студия не может себе позволить даже ремонт.
Поэтому план - создавать центр анимации, хаб из нескольких подразделений. Первые из них - музей анимации и школа анимации, из которых должны сформироваться инкубаторы, в которых в свою очередь смогут вырасти менеджеры и творческие рабочие группы, которые смогут производить продукт фестивального и коммерческого качества.
- Государство выделить денег на ремонт помещения не может?
- Нам эту ситуацию охарактеризовали как «денег нет, но вы держитесь». Впрочем, хочу, чтобы вы это подчеркнули - в Минкульте работает сейчас молодая и прогрессивная команда, и они активно нам помогают.
- Ассоциация анимации, о которой вы говорили ранее, будет заниматься школой и музеем?
- Нет. Ассоциация - это лоббистское, в хорошем смысле слова, объединение. Мы собрались с целью защищать интересы анимации, потому что именно сейчас разрабатываются и принимаются законодательные и подзаконные акты, которые влияют на будущее всей индустрии.
- В связи с этим вопрос следующий. Министерство экономики недавно предложило, хотя Минкульт оспорил, приватизацию ряда государственных студий...
- Я не могу комментировать эту историю. Скажу только следующее - я согласен с позицией Минкульта, что приватизировать ГП «Укранимафильм» неправильно.
Бизнес должен быть частным, если вы хотите, чтобы он был успешен. Возможно, в Минэкономики тоже так считают, и думают, что предприятие, которое не финансируется Минкультом, нужно снять с баланса министерства. Но в таком случае как быть с 20 тыс. кв. м помещений и гектарами земли, которые принадлежат государству? Выгнать с них студии? Или приватизировать землю и помещения вместе со студиями?
- Но заинтересованная в приватизации сторона есть?
- Предполагаю, что есть. Но комментировать этот вопрос не могу.
Напоследок Лисенбарт разрешил мне прогуляться по территории киностудии самостоятельно.
Альтернативный, а иногда сопутствующий приватизации метод - сгноить здания государственных киностудий и запустить их до такого состояния, что те «сами сбегут»
А на освободившееся место, которое, как известно, пусто не бывает - привести «своих» застройщиков
И хотя ни временно исполняющий роль главы «Укранимафильма» Дмитрий Лисенбарт, ни его коллеги не решились рассказать мне, что на самом деле происходит, и происходит ли, вокруг территории, несмотря на летнюю жару, «тучи ходили хмуро».
Надеюсь, ливнем они развергнутся где-то в другом месте, а созданная в 1959 году киностудия, на которой были созданы «Остров сокровищ», «Приключения капитана Врунгеля», «Приключения трех казаков», «Доктор Айболит», «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», а в последние годы - «Шел трамвай №9», «Засыпет снег дороги», «Котигорошко и его друзья» и «Бабай», останется целой и невредимой. Или хотя бы спасет то, что можно спасти, в рамках музея.
А я же со своей стороны уже договорилась о скорейших визитах в несколько других государственных киностудий, павильонов и коммунальных кинотеатров. Так что к вам едет ревизор. Уверена, команда Виктории Бурдуковой не откажется одолжить мне белую перчатку. Не переключайтесь!
Фото Кирилла Авраменко