Минное поле, дикие розы, культ Сталина и Ким Чен Ына. Что пропустили телеканалы, прогулявшие B2B Docs на KYIV MEDIA WEEK
В Украине есть две категории кинематографистов. То есть их, конечно же, больше, но все обычно делятся на два лагеря, когда речь заходит о документальном кино: те, кто считает его «никому не нужным артхаусом» и те, кто понимает, зачем такие проекты зрителю, а значит, и кто эти проекты в итоге купит.
В общем-то, вчерашнее мероприятие в рамках KYIV MEDIA WEEK под названием B2B Doc CoProduction Meetings проходило для вторых, но для первой категории послужит отличным объяснением того, почему документалки - это индустрия, в которой есть свои мейджоры, блокбастеры и звезды.
B2B - это не только бизнес, который работает с другим бизнесом - это еще и Baltic to Black Sea Documentary Network, сеть документалистов региона, о которой вы все знаете от Алекса Ширяева. А если подзабыли, прочитать можно тут. Сеть давно и плотно поддерживает производителей документальных фильмов, но, что не менее важно, помогает им найти контакты с сейлзами, дистрибуторами, фестивалями и телеканалами. То есть - попасться на глаза зрителю.
Кстати, об индустриальной составляющей
В жюри питчинга B2B Coproduction Meetings вошли: Тереза Свадощова из Ji.hlava International Documentary Film Festival (Чехия), Кристина Балабан из Ex Oriente Film project development program (Чехия), Аурелиан Ница из компании Kinetoscop / Buzz CEE IFF (Румыния), Йохан Сет из Indio (Швеция), Карл Понтус Хйортен из объединения Svenska Filmstudion (Швеция),Александр Говедарица из Syndicado (Канада), Анна Ференс с канала TVP1 (Польша) и Кенан Алиев из Current Times TV (Чехия).
Ну, и собственно представитель B2B Docs Алекс Ширяев, модератор всего этого действа. Кстати, многим другим модераторам, особенно питчингов, на заметку: интеллигентность интеллигентностью, но если вы взяли на себя функцию таймкипера, не позволяйте питчингующимся растекаться мыслию по древу. Осталось 30 секунд - напомните об этом. В общем, будьте как Алекс, и будет вам на питчингах порядок и полный феншуй.
Слушатели даже удивились, насколько четко по графику двигались презентации
А эксперты почти не успели заскучать
Хотя представительница Польши, Анна Ференс с телеканала TVP1, порядком подустала: ее все время делали крайней и спрашивали, покажет ли ее канал такой фильм. Впрочем, Ференс справилась и, что более важно, четко дала понять всем, какие проекты имеют коммерческий потенциал, а какие - не очень. И так ловко, что никто не ушел обиженным.
К сожалению, украинские юные дарования, за редкими исключениями вроде Максима Наконечного, учиться на чужих примерах не пришли. А зря - презентации были весьма неплохие
Наталья Либет, например, с интересом все посмотрела
Геннадий Кофман тоже имел, что сказать
А вот Филипп Ильенко и вовсе питчинги пропустил, но ему простительно - он работал за кулисами форума KYIV MEDIA WEEK и налаживал важные партнерские отношения
Но поговорим же о проектах:
Дарья Бассель представила проект «Тато мамин брат»
«Тато мамин брат» – история семьи, которая «маневрирует между социальным дном и глубинами богемной жизни», а если менее поетично, то художник и певец Толик берет на воспитание дочь его сестры Катю. Мать девочки не способна заботиться даже о себе, не то что о ребенке. Впрочем, рассказывать о проекте особенно нечего - все, что было показано на питчинге B2B Docs, вы уже знаете, если следили за питчингами Госкино и ОМКФ (или читали мои репортажи).
Далее, режиссер Александр Свищенков презентовал свой проект «Моя Германия».
Точнее, Mein Deutschland. Главным героем проекта стал сосед Александра в Беларуси. Фильм должен рассмотреть вопросы иммиграции и социального напряжения в стране. Александр пообещал мне трейлер Mein Deutschland - но что-то пошло не так, поэтому придется вам довольствоваться таким вот описанием.
Режиссер Егор Трояновский и продюсер Ольга Бесхмельницина представили проект «Бес»:
Об этой работе вы тоже уже слышали, если следили за Десятым конкурсом кинопроектов Госкино. Напомню, это история человека, который пытается узнать правду о судьбе своего сына - добровольца АТО, и привлечь к ответственности человека, который подозревается в его убийстве - титульного «Беса».
Для завершения работы над проектом, как сообщила продюсер, картина ищет 50 тыс. евро (сумма, признаться, меня немного удивила). Потенциальные дистрибуторы и сейлзы дали команде фильма полезный совет - постараться отредактировать и сфокусировать историю. Пока что большим количеством сюжетных линий фильм пытается «объять необъятное». Но поскольку фильм все еще в процессе девелопмента, у режиссера есть все шансы усилить проект.
Грузинский режиссер Кетеван Нозадзе представила проект «Сталин Сегодня».
Фильм следит за «юной девушкой, которая позиционирует себя как журналистку. Она живет в Тбилиси, любит Сталина (из современных политиков - Ким Чен Ына) и хочет его вернуть в современный политический дискурс. Для этого она создала в соцсетях культ последователей Сталина. У девушки уже 50 тысяч фолловеров, большинство - молодежь. Среди главных тезисов программы ее секты любителей Сталина - ввести в Грузии смертную казнь за аборты, непрофессионализм и недостаточную любовь к родине.
Документалисты предложат героине взять интервью у жертв сталинского террора, которые пережили депортацию.
Проект «Под водой/Underwater» представили режиссер Оксана Казмина и продюсер Юлия Сердюкова.
Этот фильм тоже должен быть вам знаком. Антигона, героиня проекта - художница, которая сожгла все свои картины и занялась искусством перфоманса, чтобы «погрузиться в свою детскую травму». В 90-х, когда ей было всего 12 лет, она пережила групповое изнасилование - как уточнила Антигона, это было «наказание ее отцу-бизнесмену за невыплату долгов».
Фильм вызвал у экспертов CoProduction Meetings массу вопросов. Формат проекта - 60 минут - на первый взгляд, телевизионный, а вот контент - скорее, фестивальный. Кроме того, хотя история и глубоко личная, режиссер не предложила на презентации политического или социального контекста (как уточнил представитель Svenska Filmstudion Карл Хйортен, такой контекст предлагают работы, например, о Pussy Riot). В итоге жюри предложило или продумать, как реконтекстуализировать фильм, либо искать «индивидуальную дистрибуцию» - в галереях или как видеоинсталляции, так как показ подобного фильма на телевидении маловероятен.
Проект «Саперши» (Deminers) презентовала режиссер из Армении Сильва Хнканосян.
Этот фильм расскажет историю женщин, которые работают саперами в Нагорном Карабахе, пытаясь обезвредить оставшиеся со времен конфликта мины. Впрочем, историю - громко сказано, так как искать в этой ситуации сюжет режиссер планирует, только погрузившись в жизнь своих героинь, пока же есть только основная концепция фильма.
А вот в проекте «Сатанинские девочки» (Satanic Girls: Women on the Move), который презентовала режиссер Анна Херци Тыдлитатова из компании Telekinetic, девелопмент зашел гораздо дальше.
Сатанизм из названия, впрочем, не стоит понимать буквально: речь идет о женщинах конца 60-х - начала 70-х прошлого века родом из стран советского лагеря, которые искали возможности построить карьеру в шоу-бизнесе. В том числе - путем эмиграции на запад. Шесть главных героинь фильма предоставили режиссеру, в том числе, много уникальных архивных материалов и личных видеозаписей. Шведские продюсеры прямо на питчинге высказали заинтересованность в проекте и готовность вступить в копродукцию. Подтвердили свой интерес и поляки - мол, польский зритель любит чешское чувство юмора.
Впрочем, нашли в фильме и один «недостаток»: проект, героини которого вдохновились «Пражской весной» 1968 года, не будет готов к 50-летию этого знакового события - премьера запланирована только на 2019 год.
Проект «Розы» - фильм о DakhDaughters Ирэны Стеценко - презентовала продюсер фильма Александра Кравченко.
Вдаваться в подробности проекта я не стану - со времен презентации на индустриальной секции ОМКФ питч изменился мало. Но польский телеканал TVP1 уже подтвердил свой интерес в проекте и попросил прислать для ознакомления rough cut фильма.
Впрочем, весь интерес, проявленный потенциальными дистрибуторами к предыдущим проектам, не идет ни в какое сравнение с заинтересованностью в последнем проекте презентации - «Мол» режиссера Аревик Аванесян из Армении.
Но есть одно «но» - о чем именно фильм, я рассказать не могу: от этого зависит здоровье и, возможно, даже жизнь героев документального проекта. Зато могу сказать, что эксперты были единодушны в том, что картину захотят купить большинство стран Западной Европы и Северной Америки, потому как ее тема остро актуальна.
Сразу после питчинга продюсеры предоставили режиссерам возможность face-to-face встреч
На многих из них были согласованы, а иногда даже и подписаны протоколы о намерениях
Представитель одной украинской медиагруппы, сидевший в зале, по секрету шепнул мне, что и нашим телеканалам кое-какие из фильмов интересны. Так что все киношники, которые подобные питчинги прогуливают, а фильм для них - только блокбастер, задумайтесь над своим поведением. Как и телеканалы.
Фото - Кирилл Авраменко, Андрей Полищук, пресс-служба KMW