«Сериалы. How-to»: секреты производства проектов, которые покорят мир
Даже если KYIV MEDIA WEEK отгремел, это совсем не значит, что поток мудрости, продуцируемый медианеделей, закончился. Я уже рассказала вам о самых громких событиях международного форума, а теперь пришло время точечных ударов и более подробных разговоров на узкие темы.
Поскольку главным в медиабизнесе был, есть и всегда будет контент, то немудрено, что в рамках KYIV MEDIA WEEK особой популярностью пользовалась все, что связано с его созданием. И если о форматах телешоу вы уже знаете все и даже чуть больше, то сериалы заслуживают того, чтобы говорить о них днями и ночами - по крайней мере, до тех пор, пока у нас не появится собственная «Игра престолов». Сегодня я расскажу вам о том, как прошло спецмероприятие, организованное на KMW совместными усилиями Media Resources Management и «Медиа Группы Украина» в рамках программы «TViй серіал». Оно получило название «Сериалы. How-to», и вы очень скоро поймете, почему так. Ну, поехали.
Как понять, интересны ли аудитории тема и заявленные спикеры? Очень просто: посмотрите, сколько народу пришло на ивент
Здесь, как видите, проблема нехватки людей не ощущается, скорее даже наоборот - стульев оказалось маловато
Даже если кто-то преуспел в создании сериалов, как Сергей Созановский и Евгений Лященко, это не значит, что им не нужно узнавать новое. Правда, топы оказались так увлечены беседой друг с другом, что чуть не пропустили начало
Пока одни теряют время в холле, Виктор Мирский уже внутри и ищет, где бы сесть
А пришел бы еще раньше, был бы как Ирина Заря и Ирина Костюк - слушал бы сидя
Валентин Шпаков тоже здесь, надо же после «Инфоголика» закреплять успехи
Елена Васильева уже готова очень внимательно слушать и все мотать на ус
Анна Елисеева тоже явно настроена узнать на мероприятии что-нибудь новенькое
А шоураннер «Дежурного врача» Юлия Мищенко даже вооружилась блокнотом. Вот это подготовка!
Есть ли что-то подобное у Екатерины Вишневской, нам не видно, но я уверена, что мастер-класс в любом случае не прошел зря
Алексей Комаровский никогда не пропускает событий, из которых можно извлечь что-то полезное. И правильно делает
Полина Толмачева, конечно, тоже пришла - не все же «Де кіно» и «Сторожевой заставой» заниматься
Ну а когда все наконец расселись и получили наушники для понимания иностранцев, мероприятию был дан зеленый свет
Сперва к микрофону вышла Алла Преловская - поздороваться и объяснить, что в этот день ждет слушателей и зачем это все вообще надо
А когда справилась с задачей - быстренько передала слово модератору Ивану Букрееву
Он тоже не стал тянуть кота за хвост: анонсировал всех спикеров дня и вызвал первого из них - Элишку Малечкову - на сцену
Элишка - исполнительный директор европейской платформы по развитию кино- и телепроектов MIDPOINT. В ее задачи входило рассказать о том, чем занимается ее компания, а заодно и объяснить, каким образом можно развить хорошую идею в качественный проект
«MIDPOINT - это международная программа разработки сценариев, - начала с главного Элишка. - Основное внимание мы уделяем молодым режиссерам и продюсерам, которые в будущем намерены снимать фильмы и сериалы. У нас есть две основные программы: TV Launch для тех, у кого есть идеи создания теледрам, и Feature Launch для создания художественных фильмов».
Понимая, что собравшимся куда интереснее послушать про сериалы, Малечкова сосредоточилась на TV Launch и ее успехах. Во-первых, вам следует знать, что подавать заявку на участие в программе могут и наши соотечественники. Для этого достаточно обзавестись хотя бы синопсисом и быть готовым заплатить членский взнос, размер которого можно узнать на сайте. В случае успешного прохождения отбора, вашей заявкой вплотную займутся эксперты MIDPOINT, призванные довести до совершенства любую идею.
Также не обойдется без консультаций, воркшопов, групповых работ и прочих прелестей участия в международных программах такого класса
Единственный нюанс: времени для того, чтобы присоединиться к MIDPOINT в нынешнем году, почти не осталось - сроки приема заявок истекают 28 сентября. Зато вы можете хорошо подготовиться и прийти к ним в следующем году во всеоружии.
Откатав обязательную программу по презентации своей компании, Элишка не стала отбирать время у коллег и уступила место следующему спикеру.
А озадаченные слушатели так и не поняли, что из ее слов научило их превращать идею в проект, не отправляя никуда заявок. И я, признаться, их понимаю
К счастью, следующее выступление оказалось куда бодрее и полезнее
Мария Фельдман начала с того, что родилась в Ашхабаде, выросла в Украине, и всем представляется просто Машей
Но это - не главные ее заслуги. Фельдман - израильский продюсер с мировым именем, которое заработала благодаря уже культовому проекту американского канала Showtime «Родина». В нем она отвечала за обеспечение съемок в Израиле, а потому не понаслышке знает, как работает копродукция такого уровня. Также среди заслуг Марии - авторство идеи и продюсирование сериала «Под чужим флагом», который еще на этапе сценария купила студия Fox.
«После того, как «Родину» адаптировали в США, все израильские продюсеры стали одержимы идеей продажи своих форматов американцам. Но я, если честно, всегда стараюсь идти другим путем: на мой взгляд, важнее создать хороший и качественный оригинальный проект, для которого ремейк станет приятным бонусом. У нас так было с «Под чужим флагом»: Fox купили формат на начальном этапе и даже звучали предложения не делать оригинал - сразу заняться американской адаптацией. Я не согласилась с этим и, как показало время, была права: мы уже сняли первый сезон израильского проекта, а американский по прежнему находится в разработке», - объяснила Мария свои мотивы.
Чуть позже Наталье Стрибук тоже нужно будет подняться на сцену, но пока она внимательно слушает премудрости от заграничных коллег
Впрочем, по словам Фельдман, несмотря на то, что «Под чужим флагом» получился очень израильским, сейчас она понимает, что чем международнее проект с самого начала, тем лучше. «Одна из моих последних работ - сериал «Амнезия», созданный для Sony Pictures Television Networks. Если вы его увидите, но наверняка подумаете, что он американский, но это не так», - заинтриговала продюсер.
Дело в том, что при создании «Амнезии» была задействована огромная международная команда, а часть съемок проводилась в Болгарии. «Работая над проектом, я отчетливо поняла, насколько мир сегодня открыт. Нет никаких границ или ограничений - все зависит только от того, каких партнеров вам удастся найти», - говорит Мария.
Словом, не бойтесь выходить на мировой уровень, но при этом не забывайте, но главным мерилом вашего успеха, по крайней мере, на начальном этапе, в любом случае остается признание на родине.
Следующим поставщиком премудростей сериального производства стал Джонатан Янг, вице-президент по собственному производству компании HBO Central Europe
Львиную долю его выступления заняли очень красивые проморолики, главной целью которых было напомнить собравшимся о безграничной крутости НВО, но и самому Янгу нашлось, что добавить. Оговорюсь сразу: никаких уроков залу он преподносить не стал, ограничившись рассказом о том, чем сегодня живет центрально-европейское представительство компании, подарившей миру «Игру престолов», «Настоящего детектива», «Вице-президента» и другие значимые проекты.
Во-первых, по словам Джонатана, перед стартом работы над любой идеей в НВО принято задавать три вопроса: смело ли это, оригинально ли это и насколько культурно определяющим станет новый продукт в случае его выхода. Это позволяет оценить, насколько мощным получится будущий сериал, сможет ли он конкурировать с тем, что сегодня создается в США, а также получится ли у него стать частью общественной дискуссии. Последний пункт особенно важен, учитывая то, что большому количеству проектов НВО определенно удается этого достичь.
Что касается непосредственно производства в Центральной и Восточной Европе, то здесь даже у Янга возникают некоторые сложности. Например, комплекс неполноценности некоторых сценаристов: «Мы каждый раз сталкиваемся с тем, что нам приходится убеждать сценаристов, что они в любом проекте главнее режиссеров. Нам хочется слышать голос главного автора - так намного проще заниматься разработкой оригинальных идей. К тому же, мы заказываем проекты, основываясь на отличном тексте. Если он действительно такой, найти талантливого режиссера - не проблема», - объяснил Джонатан.
Кроме того, по словам Янга, близок тот день, когда в центральноевропейском регионе под эгидой НВО начнут массово появляться проекты, рожденные из местных оригинальных идей. «Мы активно развиваемся в этом направлении, хотим ускорить этот процесс. Постепенно отходим от форматов, так же, как это делает наш главный конкурент Netflix, который уже занимается разработкой оригинального проекта в Польше. Работая с форматами, мы можем обзавестись связями с авторами, наладить с ними контакты, но главную ставку мы все же делаем на оригинальные идеи».
С этой точки зрения интересны жанры, которым отдают предпочтение в НВО. Это, конечно же, процедуралы и различные детективы, а также истории, построенные на взаимоотношениях, то есть драмы. Приглядываются в компании и к фэнтези и научной фантастике, однако здесь все упирается в бюджеты, которые в Центральной Европе куда ниже, чем в США. Рады в НВО были бы и историческим проектам, но Джонатан настоятельно рекомендует обходить заезженные в кинематографе периоды с 1939 по 1945 и с 1989 по 1991. «Это были насыщенные времена, однако мне сложно представить, что сегодня о них можно рассказать что-то новое», - справедливо отмечает Янг.
А вот отношение НВО к копродукции многих наверняка разочарует. «Мы не против совместного производства, но так уж сложилось, что мы в НВО всегда стремимся все контролировать. Сотрудничество может помочь с взаимодополнением идей, оно безусловно помогает тем, у кого ограничены бюджеты, однако нам копродукция во многом мешает», - объяснил Джонатан.
Пока слушатели переваривали услышанное, Янга у микрофона уже сменила Наталья Стрибук, которая, по собственной характеристике, после заграничных спикеров собиралась опустить собравшихся на грешную землю украинского телевидения
Делать это она намеревалась с помощью отечественных телетрендов, на основе которых свою сетку выстаивает родной для Стрибук телеканал «Украина». «Последние несколько лет мы заполняем свой эфир вертикальными сериалами. Такая политика вещателя отчасти обусловлена исследованиями, которые показали, что в Украине существует тенденция фонового смотрения - зритель не готов глубоко вникать в сериал, сопереживать его героям», - начала свой рассказ Наталья.
В подтверждение своих слов, Стрибук привела очень показательный пример: когда «Украина» ставит в повторы теленовеллы, их рейтинги гораздо ниже, чем у вертикальных проектов, где серии связаны между собой только героями, но не сюжетом.
«Высокая ротируемость - важный аргумент, особенно учитывая, что контента не очень много», - отметила спикер.
Еще один бесспорный плюс вертикальных историй - их потенциальная и реальная многосезонность. А уж если учесть, что главными сеттингами для себя «Украина» выбрала медицину и детективы, сюжеты для которых нам частенько подкидывает сама жизнь, то неудивительно, что каждый такой сериал, при правильном подходе и наличии харизматичных героев, может длиться вечно.
«В последние несколько лет зрительские предпочтения сдвинулись в пользу местного контента, и мы готовы обеспечить им аудиторию, учитывая все ее пожелания и ожидания. Этой осенью в эфире «Украины» стартует два новых вертикальных сериала - «Доктор Ковальчук» и «Спецы». Они, я надеюсь, проявят себя должным образом и, возможно, со временем превратятся в многосезонные проекты», - резюмировала Наталья.
Что ж, ожидания довольно смелые, но, учитывая последние успехи «Украины», не беспочвенные. Посмотрим, что из этого получится.
На этом мероприятие, длившееся почти три часа без перерыва, подошло к концу. Надеюсь, увиденного, услышанного и прочитанного вам хватит, чтобы вдохновиться на новые свершения.
А вот тем, кто все же заметил, что из пятерых анонсированных спикеров я рассказала только о четверых - пятерка за внимательность. Дело в том, что руководитель канадского фонда Independent Production Fund Андра Шеффер настолько подробно и интересно говорила о производстве веб-сериалов, что я решила посвятить этому отдельный материал. Так что не уходите далеко и готовьтесь!
Фото Кирилла Авраменко