Ошибка резидента. Кинодистрибуция в Украине, и при чем тут шпионы, коррупция и монополии
Возможно, на небе только и разговоров, что о море, но на Зимнем кинорынке все беседы, дебаты и дискурсы - исключительно о кино. А вчера, 14 декабря, они были «о кино» в кубе - посвящены вопросам кинодистрибуции украинских фильмов, прокату в Украине вообще и тектоническим сдвигам в Голливуде, потому что пока плиты наезжают друг на друга в Лос-Анджелесе, землетрясение начинается у нас.
Сконцентрировались же все три темы в одной живой дискуссии - «Перспективы кинодистрибуции в Украине». Впрочем, прежде чем знакомить вас с тем, что было сказано спикерами, я должна для начала объяснить, о чем на самом деле весь сыр-бор.
Если вы пропустили, тема дистрибуции украинских фильмов обострена вопросом проката картины «Киборги». Кое-о чем я вам уже рассказывала в этом обзоре, кое-что расскажу сейчас. Итак, фильм «Киборги» вышел в прокат с рекордным показателем, собрав за уик-энд 8 млн 186 тыс. грн. Как мне рассказали продюсеры ленты, по результатам на среду, 13 декабря, фильм собрал в прокате почти 11 млн грн, несмотря на то, что на вечерних сеансах в среду уже появились «Звездные войны. Последние джедаи», то есть в целом на фильм не очень повлияло появление в прокате блокбастера самой прибыльной франшизы современности (да простят меня поклонники Marvel, но с цифрами не поспоришь).
Но «Киборги» - это только надводная часть айсберга. Под водой скрываются квоты для кинотеатров на показ украинского кино. О них многие не знают, поэтому рассказывать надо с начала. Квоты - не новинка. Они существуют уже достаточно давно. Много лет кинотеатры были обязаны по закону показывать 30% фильмов украинского производства в своем репертуаре. Впрочем, все понимали, включая государство, что еще три года назад украинская киноиндустрия просто не выпускала столько фильмов, чтобы заполнить ими эти 30% эфира, вот и не акцентировали на этом внимания. В последней итерации норма была либерализирована и сокращена в два раза, до 15% - теперь в репертуарном плане кинотеатра в месяц 15% фильмов должны быть украинскими. Учитывая обилие украинских премьер и в целом подросший их уровень, выполнять эту норму будет легче, поэтому Госкино пообещало увеличить штрафы и начинать администрировать квоты со всей строгостью.
Оптимизм Госкино может быть и несколько преждевременным - по оценке рынка проката компанией MRM, которую презентовал вчера Артем Вакалюк:
Начав, как всегда, издалека
Доля украинского кино в бокс-офисе Украины - около 3,5%. Еще несколько лет назад она была меньше 0,5%, так что это безусловный рост, но и до 15% этот показатель еще не дотягивает
То есть, как справедливо заметили кинотеатры, 8 млн грн - это хороший результат по меркам украинского кино, но все еще в разы (хотя уже не на порядок-два) меньше, чем хороший результат голливудского фильма. Так что при всей любви к украинскому кино самих кинотеатров, выжить, показывая только украинские фильмы, они не смогут. И это вопрос номер два. Который остался преимущественно за скобками дискуссии на камеру, зато за кулисами обсуждался наиболее активно. Реальность украинского рынка такова, что подавляющее большинство прибыльных, зарабатывающих картин привозит в Украину одна компания. И поэтому имеет право, которым часто пользуется, а иногда, по оценкам игроков рынка, злоупотребляет. Компания эта - дистрибутор B&H, который имеет права на пакеты Disney, Sony Pictures, Paramount и Universal в Украине. Студию Warner Bros. представляет прокатчик «Киномания», а студию Fox - компания UFD.
Вскоре о Робине Грбиче можно будет снимать истерн «Последний мейджор»
Кстати, о UFD. Как я вам уже рассказывала вчера, Disney заявил о покупке Fox. Что это значит вообще? Прежде чем начинать фантазировать о возможных вариантах развития событий, достаточно внимательно прочесть пресс-релиз о сделке. Речь в нем идет о: полной интеграции продакшен-студий 20 Century Fox (занималась производством блокбастеров), Fox Television (телесериальная студия) и Fox Searchlight (снимала фестивальное и «оскаровское» кино) в структуры Disney. Президент студии Disney Боб Айгер (ответственный, кстати, за все важные приобритения студии, то есть Pixar, Lucasfilm и Marvel) в том же пресс-релизе заявил, что не покинет компанию в 2019 году а останется с Микки-Маусом до 2021-го. Эти два года разницы очень важны.
Почему после таких цунами в Голливуде будет трясти землю в Украине? В частности, из-за B&H. Сразу вынуждена сделать дисклеймер - компания не злодей в этой истории. Вряд ли Богдан Батрух каким-то загадочным образом повлиял на решение Руперта Мердока продать компанию или на решение Боба Айгера ее купить. Просто так случилось, что в его руках в скором времени окажутся вообще все мейджоры Голливуда, кроме одного.
А еще так случится, что все останутся недовольными друг другом.
Например, сетевые кинотеатры (в лице представителя «Линии кино») благодарны за отмену НДС.
Маленькие однозальные и двухзальные кинотеатры НДС не платят, потому что работают как ФЛП (впрочем, тут представительница кинотеатра из Ковеля существенно преувеличила, попадаются и однозальники - ООО, для которых освобождение от НДС - большой плюс), так что жалуются, что льгот им никаких, а вот требования - непомерные.
Независимые прокатчики думают о том, как быть дальше
А Владимиру Филиппову все равно. Он нашел себе единого дистрибутора на все случаи жизни - новосозданную Людмилой Горделадзе компанию «Жовтень-прокат», которой передаст права на показ всех фильмов «Инсайтмедиа». Очень удобная позиция
Робин Грбич в этой истории занял позицию наблюдателя:
- Сейчас Украина, с моей точки зрения, переживает очень интересный период. Появляются новые, интересные украинские голоса, которые рассказывают интересные украинские истории. И это прекрасно, но нужно понимать, что растет и индустрия демонстраторов фильмов. И эти люди - настоящие герои. В Украине демонстраторы кино поднимают рынок во многом за собственные деньги, инвестируют в развитие кинотеатров. Украинский продюсер, если он хочет заработать на инвестиции в украинский фильм, ограничен в возможностях заработать - это показ фильма в кинотеатре, и во вторую очереть продать фильмы на телевидение и другие платформы. Почти всегда международная продажа украинского фильма, поскольку она достаточно маловероятна, может быть только бонусом к тому, что фильм заработает на внутреннем рынке.
- Поэтому фильмы, которые можно снимать в Украине, должны обходиться бюджетом, который способен отбиться в украинском прокате. А емкость украинского проката измеряется тем, сколько в рынок проинвестировали кинотеатры. Поэтому большая, развитая киносеть по всей стране - большое преимущество для любого фильма, но особенно - для украинского кино.
Возможно, есть смысл найти какие-то более выгодные всем формы сотрудничества, чем квоты, потому что торможение развития киносети вряд ли положительно скажется на национальном кинематографе.
Филиппа Ильенко модератор дискуссии Денис Иванов призвал ответить, что же случилось.
- Случаются землетрясения, - ответил глава Госкино. - А НДС, например, отменяют, льготы предоставляют. Но для начала я хочу озвучить несколько важных вещей.
Мы встречаемся в таком формате не впервые. Каждый год я, как представитель государственной власти, который реализовывает, хочу это подчеркнуть, не формирует, а реализовывает государственную политику в сфере кинематографа, выстушивал претензии представителей кинопроката и кинодемонстраторов. То, что эти претензии были эмоцианальными и иногда несправедливыми, мелочи, ведь большинство из них имели под собой основание и были конструктивными, поэтому мы в Госкино могли учесть их в работе.
Мы услышали, что нет украинских фильмов, которые зритель хотел бы смореть, и что непонятно, для кого вообще снимается украинское кино, кроме как для удовлетворения собственных амбиций режиссеров. Мы изменили политику выбора кинопроектов и сегодня фильмы, снятые при поддержке Госкино, сравнимы по кассовым сборам с фильмами иностранного производства того же жанра.
Мы так же серьезно восприняли абсолютно справедливую критику, что государство не поддерживало другие сферы киноиндустрии, кроме кинопроизводства. Я думаю, что все читали новый Закон о государственной поддержке кинематографии, в котором, в том числе, господдержка будет направлена и на развитие кинотеатральных сетей в небольших городах, и на возвращение налоговых льгот не только на билеты на фильмы на украинском языке, но и на импорт оборудования, который позволит существенно дешевле строить новые и переоборудовать старые театры.
Много было вопросов к неэффективным промокампаниям украинского кино. Мне кажется, в этом плане мы тоже серьезно изменились к лучшему, традиционными стали промотуры перед премьерами по городам Украины, все большие релизы выходят при поддержке больших медиагрупп и с поддержкой на телевидении, реклама украинского кино была уравнена с социальной и существенно выросло количество аутдора (наружной рекламы и бигбордов, - МН) перед премьерами.
Мы увеличили и сумму финансовой поддержки проката, надеюсь, Госкино сможет поддерживать прокат в следующем году еще больше. Самая большая сумма поддержки пока что была выделена на фильм «Киборги», промокампанию которого мы поддержали на сумму 550 тыс. грн. Для спецфонда Госкино это большая сумма. Также промокампания фильма «Сторожевая застава» доказала, что украинские продюсеры научились быть эффективными с точки зрения маркетинга и промо.
Мы готовы продолжать слушать кинотеатры и кинопрокатчиков дальше, и подстраиваться под ваши требования, чтобы украинское кино развивалось. Но.
В этой дискуссии хватит разговаривать с нами менторским тоном. Мы должны быть партнерами. Кинотеатры должны быть заинтересованы в том, чтобы украинский фильм не просто закрыл им квоту и не было проблем с проверками, а чтобы мы все вместе были заинтересованы в эффективности сеанса, и в том, чтобы на него пришел зритель.
В понедельник мы провели эффективную встречу с представителями киноиндустрии, хотя в медиа ее преподнесли как будто мы высказывали какие-то требования. На самом деле мы обсуждали все те вопросы, которые я сейчас озвучиваю (как представитель медиа отмечу, что на упомянутую встречу не позвали журналистов, поэтому я и мои коллеги освещали ее, основываясь на отзывах учасников, - МН). Для себя мы определили, что нужно работать, в том числе, над брендом украинского кино и построением института украинских кинозвезд.
Резюмируя, мы выполняем все озвученые вами разумные пожелания, а от вас ожидаем выполнения закона. К слову, очень либерализированного. Это не должно быть даже предметом торга. Давайте думать вместе, как сделать выполнение закона не только обязательным, но и приятным для всех.
Богдан Батрух тоже отметил, что на встречу представителей киноиндустрии его не позвали
- Я начинал этот бизнес, когда в Украине было три кинотеатра, - напомнил Богдан Андреевич. - Хочу обратить внимание, что мейджоры, которых я в Украине представляю, всегда позитивно относятся к тому, что растет локальный бокс-офис и успехом пользуются локальные фильмы. Это значит, что растет индустрия. Это во-первых.
Во-вторых, они запрещают своим представителям и дистрибуторам иметь отношения с государством, для них это коррупция. Мы иначально работали в направлении увеличения количества кинотеатров в Украине, и чтобы рынок не был коррупционный. Я работаю на рынке уже 20 лет, и горжусь каждым кинотеатром в Украине и их бокс-офисами.
То, что мейджоры лояльны к Украине, они уже доказали, когда стали переводить и дублировать свои фильмы на украинский язык за собственные средства, чтобы поддержать тем самым рост украинского рынка.
- Хотите анекдот? - продолжил Батрух. - Мне часто говорят, что я - американский шпион. А еще американские шпионы есть в НАБУ. В НАБУ могут многое рассказать о второй части украинской киноиндустрии, которая не связана с кинотеатрами. Например, кому поставить памятник - ведь Госкино дает деньги на производство фильмов, но только 50% денег, то есть остальные 50% бюджета инвесторы потеряли, потому что мы-то с кинотеатрами знаем, что фильм ничего не заработал. И вот продюсер этого провального фильма бежит в Госкино брать деньги на следующий фильм. Вот им нужно ставить памятники, это настоящие герои Украины.
- Мы, мейджоры, хотим платить налоги, - продолжил Богдан Батрух ставить знак равенства между собой и компаниями, которые представляет. - Мы готовы отдавать часть прибыли на поддержку украинского кино. Но один способ протолкнуть в парламенте закон о финансировании сериалов - это продать его под патриотическим соусом, что дубляж украинских фильмов освобождается от НДС. Но нам эти льготы не нужны. Вам нужны деньги на съемку сериалов, ну так и пишите (следует отметить, что финансирование сериалов и льготы НДС приняты разными законопроектами, более того, в бюджете на 2018 год финансирование сериалов не предусмотрено, да и механизма поддержки национального сериального производства пока нет, - МН).
Вы выбороли себе средства на поддержку сериалов. В понедельник эта встреча была превышением профессиональных... это была по сути уголовная встреча. По закону Госкино может и должно проверять выполнение квоты в 15%, но что сделали вы? Вы требуете, чтобы кинотеатры поставили именно тот фильм, на который вы уже продали права частной компании.
Филипп Ильенко тут же отметил, что когда такие же вопросы возникают с кинотеатрами при росписи украинских фильмов в пакете B&H, например, «Червоний» или «Мир вашему дому», пан Богдан не усматривает в подобных дискуссиях и встречах ничего уголовного. Как ничего противозаконного не находит и в собственном статусе монополиста. Вот такой вот обмен любезностями.
Встречу попытались скрасить представители независимых прокатчиков, например, «Свое кино»...
И «Жовтень-прокат», новосозданная компания, которая обещает помочь кинотеатрам с выполнением квоты, может быть, фестивальными, но в любом случае хорошими фильмами. «Жовтень», тем временем, едва ли не единственный кинотеатр Украины, который квоты выполняет, и может поделится опытом с остальными.
Ну а сама Людмила Горделадзе призналась, что у нее есть масса идей по поводу разрешения ситуации, но она их опубликует отдельно. Очень ждем.
Впрочем, кинотеатры...
остались...
недовольны. Результатов-то дискуссии не видно, видят они пока только потенциальные убытки. Похоже, единственные агрументы в лице успешных фильмов и полных залов до них пока не дошли. Возможно, именно в регионах залы не такие уж и полные?
Кинотеатры справедливо жалуются, что на украинское кино, как и на любое другое, зритель будет ходить, только если вырастет общий уровень доходов населения. Думаю, Госкино с этим тезисом не спорит - но, увы, улучшение экономической ситуации в стране слегка выходит за рамки их компетенции. Самую малость.
Так что пришлось дискуссию сворачивать. Кто слушал - молодец, а кто услышал самое важное - может взять с полки конфетку. Но не уходите далеко - впереди еще много интересных подробностей Зимнего кинорынка, и мы о них обязательно поговорим на следующей неделе.
Фото - Андрей Полищук