Джеймс Бонд по-украински. Как «2+2» снимает сериал «Опер по вызову»
У Джеймса Бонда много незыблемых правил, и одно из них - держать обещания. Я хоть и не состою на службе у Ее Величества и не езжу на машинах, которые способны плавать под водой, но этого принципа тоже придерживаюсь. Поэтому спешу выполнить обещанное несколько дней назад и рассказать, как канал «2+2» и продакшен RunGo создают этого самого Бонда в украинских условиях.
Речь, как вы, должно быть, догадались, о сериале «Опер по вызову», который выйдет в эфир вещателя через две недели с небольшим. В преддверии премьеры я успела заскочить в вагон уходящего поезда и одним глазком подглядеть, как картина создается. И наконец-то узнать, почему главного героя проекта его создатели на каждом шагу сравнивают с легендарным спецагентом, как родилась идея шоу и какие планы строят его продюсеры. Пристегивайтесь, поехали.
Как театр начинается с вешалки, так и телепроекты выходят из гримерки. И не только они, кстати, но и народная мудрость тоже
Но главное здесь - процесс подготовки актеров к сценам
К образу главного из них - белоруса Павла Вишнякова - подходят с особой тщательностью
И неудивительно: его герою Артему Трофимову (тому самому оперу по вызову и украинскому Бонду) сегодня предстоит поиграть в казино
Руководит творческим процессом режиссер Тарас Ткаченко
А пока группа изучает предстоящую сцену, я напомню вам завязку сериала
Проект рассказывает об опытном капитане Трофимове, которого трагическая гибель невесты и желание наказать убийцу приводят в Департамент криминальной разведки. Работая под прикрытием в Музее милиции, герой распутывает сложнейшие криминальные головоломки, прибегая к манипуляциям, шпионажу и перевоплощениям. Помогают Трофимову психолог-криминалист Лидия, аналитик Слава, знаток оружия и единоборств Роман, а также начальник ДКР по прозвищу «Дед».
Почему речь идет о милиции и как проект попал в цепкие руки «2+2», я решила узнать из первых уст - от креативного продюсера канала и по совместительству продюсера сериала Сергея Карпенко.
- Сергей, расскажите, почему канал взял этот проект в разработку.
- Наш проект - это остросюжетный детектив, который мы называем украинской версией «Джеймса Бонда», хотя у нас нет привязок ни к стране, в которой развивается действие, ни к городу. Почему канал его взял? К нам пришли продакшен RunGo и автор идеи Андрей Бабик, показали проект, а нам он очень понравился. К тому же, лично мне понравился продакшен - у нас как-то сразу сложилось, знаете, когда есть понимание в глазах, когда на все смотришь одинаково.
- Судя по всему, это не будет обычный сериал про ментов. Вы больше ориентируетесь на западные проекты?
- Вы совершенно правы, это не история про ментов в классическом виде, как мы привыкли видеть в последнее время. Это история про спецагента, которому очень помогает опыт в правоохранительных органах. В создании этого фильма мы не ориентировались на какой-то конкретный проект. Мы пытались отойти от сериальной истории и сделать что-то вроде подборки фильмов. То есть каждый эпизод - отдельный фильм. Думаю, что любому человеку, которому нравятся экшен, детективы и интересно закрученные истории, понравится и «Опер по вызову».
- На какую аудиторию вы рассчитываете: преимущественно мужчины, или женщинам сериал тоже понравится?
- Достаточно посмотреть на нашего главного героя, чтобы понять, что женщинам как минимум понравится картинка (смеется). Конечно, в первую очередь мы ориентируемся на мужскую аудиторию, но приложили максимум усилий, чтобы смотреть проект было интересно всей семье.
- Как долго длился кастинг, на что обращали внимание при выборе главных героев?
- Я не помню точный временной промежуток, кажется, кастинг длился месяца два. Здесь, кстати, был важный момент: понимание продакшеном того, что я от них требую. Канал хотел видеть не очень популярные лица и максимальное совпадение визуального типажа каждого героя с его сценарной наполненностью. Конечно, персонажи рождаются во время съемок и очень зависят от того, что вкладывают в них актеры. Но я, как минимум, должен был увидеть в актерах то, что прочел в описаниях персонажей. Ребята это прекрасно поняли и предоставили очень хороший список актеров из разных регионов и стран. В итоге мы кастингом остались довольны. Считаю, что выбранные актеры попали в роли настолько, насколько это вообще возможно.
- Чего ждали от режиссера и почему выбрали именно Тараса Ткаченко?
- Мы рассматривали пять или шесть кандидатур, и было важно, чтобы нужный нам человек имел опыт работы в кино. Да, мы понимаем, что сериальное и кинопроизводство очень отличаются, но я точно знал, что ребята из RunGo смогут сделать так, чтобы проект спокойно снимал киношный режиссер. Когда я посмотрел фильмографию кандидатов, то «Гніздо горлиці» стало решающим фактором. Я видел этот фильм и понимал, что его режиссер сможет снимать именно так, как нам нужно - кадры, постановка, минимум театра, максимум экшена и кино.
- Сериал, я так понимаю, будет на русском языке. Как вы собираетесь решать вопрос с украиноязычными квотами?
- «Опер по вызову» снимается на русском языке, в эфир он выйдет с украинскими титрами. Параллельно с ним мы делаем украиноязычные проекты, что дает нам возможность полностью соблюдать квоты.
- Мой следующий вопрос как раз об этом. Вы хотите продавать формат или уже готовый продукт?
- Если кому-то он будет интересен в виде формата, то мы, конечно, продадим, но я бы хотел продавать готовый проект.
- Уже есть какие-то конкретные договоренности?
- Мы ведем переговоры, но подробностей пока сообщить не могу.
Ну, раз нет подробностей - продолжим экскурсию по площадке.
Пока мы с Сергеем разговаривали, свои места в сцене заняли массовка,
режиссер,
и центральный персонаж
Нетрудно догадаться, что роль крупье он примерил не по доброй воле, а под прикрытием. А если все же трудно, то хитрый взгляд Павла вам в помощь
Остается правильно выставить свет,
расставить всех актеров по местам,
проверить картинку, и можно снимать
Хлопушка традиционно ждет своего часа
Поскольку автором идеи проекта является Андрей Бабик, то и полной картины без его комментария не получилось бы. Кому, как не ему, знать, с чего начался сериал и какие сценарные тонкости ждут его зрителей?
- Андрей, что возникло раньше - идея или заказ канала?
- Сначала была идея. Заявка лежала, ждала своего часа, в свободное время я даже написал пилот. А потом ею заинтересовался канал «2+2», поскольку проект был в его тренде, и мы очень быстро ударили по рукам.
- Вы предлагали сериал другим каналам? Например, ICTV, который тоже нацелен на мужскую аудиторию?
- По-моему, предлагал, но подробностей уже не помню. Вообще, заявка очень давняя - она лежала у меня с 2011, кажется, года. Видимо, раньше проект никому не заходил, а «2+2» зашел, так бывает.
- Вы говорили, что ваш герой - украинский Джеймс Бонд. Есть ли у него какие-то свои фишки типа «взболтать, но не смешивать» или что-то подобное?
- Вообще, в самом начале это был больше рекламный посыл, а потом мы стали дотягивать нашего героя до Джеймса Бонда. Честно говоря, тяжело снимать «Бонда» с небондовскими бюджетами (смеется). Каких-то особых фишек у нас нет. К сожалению, размаха, которого хотелось бы, мы просто не можем себе позволить - ни по бюджету, ни по срокам. Но сериал, на мой взгляд, снят очень хорошо: у него крепкий сценарий, хорошая игра актеров и все, чтобы понравиться зрителю.
- Вы участвовали в процессе кастинга?
- Я смотрел, высказывал свое мнение, писал сцены для кастинга. Но поскольку заказчиком является канал, а снимает режиссер, то и отвечать на этот вопрос должны они. В целом, мое мнение принималось во внимание, а подбор актеров я считаю очень хорошим.
- На что лично вы обращали внимание, когда выбирался исполнитель главной роли?
- Паша - очень фактурный, отлично сложен, мускулистый. У него отличное чувство юмора, сарказм. Ну и, конечно, он сексуальный, может метить в секс-символы, которым будут восхищаться как мужчины, так и женщины. У нас, кстати, была и такая задача - подтянуть на этот сериал женскую аудиторию. К тому же, Паша очень органичен, хорошо играет и дерется, начал заниматься. Словом, попадание в типаж есть. Для Паши, кстати, большую роль в жизни играет адреналин, как и для его персонажа.
- Есть ли у сериала еще какие-то референсы, кроме Бонда, в частности, сериальные?
- Это, в первую очередь, американские сериалы. Здесь есть что-то от проекта «24 часа», что-то от «Смертельного оружия». Но это оригинальная идея, лично я не знаю подобных западных проектов о полицейском под прикрытием. Хотелось по мере возможностей сделать экшен, с перестрелками и драками. Где-то мы экспериментировали со сценарием, канал это позволял. Например, у нас есть двухсерийный почти фильм ужасов, есть явный экшен, есть, что называется, бутылочная серия, когда действие развивается внутри департамента разведки, которую пытаются захватить злоумышленники. В общем, серии разные, на любой вкус, есть жанровое разнообразие.
- Права на проект, я так понимаю, принадлежат каналу?
- Да, по договору все у канала.
- Есть ли у вас заготовки на второй сезон и какие вообще на него планы?
- Будет ли продолжение - решать каналу, и делать это он будет по результатам рейтингов первого сезона. У меня заготовки, конечно, есть, с разными вариантами развития героев, с разными предысториями. Но сначала нужно узнать, как зритель оценит первые 16 эпизодов.
- Сюжет сериала вертикальный или горизонтальный?
- Это чистый вертикал. У нас сначала была небольшая дискуссия по этому поводу - Тарас Ткаченко хотел горизонтальную линию. Но в итоге решили остановиться на вертикале, потому что, во-первых, так захотел канал, а во-вторых, нам пока проще и быстрее снимать именно в таком режиме. Когда есть горизонтальная линия, много времени требуется на проработку персонажей. У нас есть некие горизонтальные отношения, однако пока они не слишком развиваются.
- Их развитие оставили на продолжение?
- Да, именно так. Я считаю, что сериал должен быть продуман на 100 серий вперед. Вот у нас где-то так и есть.
- Насколько большая у вас команда сценаристов?
- Семь человек, включая меня. Этого вполне достаточно, вопрос только во времени и загрузке (улыбается).
Казино тем временем работает полным ходом
А снаружи в полной боевой готовности ждет спецназ. Зачем - не скажу, дождитесь серии в эфире и сами все узнаете
Кстати, фишки и карты - не единственные трудности, с которыми предстоит встретиться нашему оперу.
Его, как настоящего героя, будут ждать холодная вода,
огонь
и многочисленные любовные отношения вместо медных труб. Все по заветам Джеймса Бонда
А это - знакомьтесь - команда ДКР, которая помогает Артему Трофимову во всех его начинаниях
Отвечая на мои вопросы, Карпенко отметил, что хотел видеть в проекте кинорежиссера, поэтому пригласил Тараса Ткаченко. Я же задалась вопросом, каково оказалось Тарасу на этом месте, и, чтобы долго не гадать, отправилась выяснять это у него самого.
- Тарас, чем вас привлек этот проект и почему вы за него взялись?
- Так получилось, что до этого я снимал драму и мелодраму, а здесь детектив с большим количеством экшена. Мне было интересно попробовать в новом жанре.
- Что, с точки зрения режиссуры, для вас было сложнее всего?
- Я бы вообще не стал говорить, что здесь сложнее. Тут просто другая тактика поведения на площадке, другой способ существования для меня. Нужно обращать внимание на другие вещи. Каких-то конкретных открытий для меня здесь не было, но в целом это другая специфика, которая мне интересна. Я же, как режиссер, все время должен нарабатывать диапазон мастерства, и данный проект в этом отношении - очень хорошая школа.
- Есть ли для вас разница - снимать полный метр и снимать сериал?
- Да, и разница громадная. Когда речь о большом кино, то это больше искусство, погружение в душу человека, исследование. Сериал же - это больше производство, поскольку когда у тебя выработка 12 минут в день, то нет времени долго размышлять, точно и выверено ставить сцену и так далее. Я по всему этому сейчас, конечно, скучаю, но зато в сериальном производстве возникает другая способность - быстро мыслить, принимать решения, находить выходы из самых разных ситуаций. В любом случае, я понимаю, что этот опыт дополнит меня и в игровом кино, потому что, как минимум, появляется умение быстрее соображать на площадке (улыбается). Знаете, режиссер, как и спортсмен, постоянно должен держать себя в тонусе, и здесь это получается очень неплохо.
- Западные режиссеры часто берутся за сериалы вместо полного метра, мотивируя это тем, что на телевидении больше свободы. А у нас как?
- Дело не только в свободе. Во-первых, на телевидении гораздо короче путь к зрителю, а во-вторых, здесь есть возможность рассказывать более длинные истории. Грубо говоря, если полнометражный фильм - это повесть, то сериал - роман. Думаю, многие идут на телевидение, чтобы снять такой «роман». Что касается свободы, то мне кажется, что здесь просто разные степени свободы. К тому же, украинское телевидение, к сожалению, сегодня слишком заигрывает со зрителем. Желание ему угодить ограничивает качество художественных решений, сложность, все время просят рассказать попроще. Я с этим не всегда согласен, но ничего, деремся, доказываем друг другу…
- За кем в этом проекте остается последнее слово?
- За спором (улыбается). Что-то доказываю я, что-то - канал, что-то - продакшен, и в сумме что-то получается. Я, кстати, еще не видел, что именно (смеется). Ну, кулаком по столу я пока не стучал, и, надеюсь, это не потребуется.
- Как часто возникают подобные споры?
- Да постоянно. И в драматургии, и в том, как снимать. В каких-то вопросах я уже заработал доверие, где-то иногда дергают за рукав. Но, к счастью, у нас никто не включает самодура и не пытается порадовать собственное эго - все это происходит по делу.
Вот так при ближайшем рассмотрении выглядит производство «Опера по вызову». А каким получится результат - узнаем уже в 12 марта, когда он доберется до эфира «2+2». Не пропустите.
Фото - Андрей Полищук, Кирилл Авраменко, пресс-служба «2+2»