Смейся или сдохни. Как комическая трагедия Дмитрия Томашпольского попала в прокат, и чего ожидать зрителю
В народной мудрости есть множество требований к людям искусства. «Художник» должен быть то ли голодным, то ли наглым и самоуверенным, то ли чутким, то ли сознательный, должен родину любить, а государство презирать и так далее. Проще, в целом, составить список того, что и кому художник все же не должен.
Множество рефлексий на тему, что должен кинорежиссер сам себе, своим инвесторам, родственникам, поклонникам и профессии, можно увидеть в фильме «Ржака», который вышел на экраны на прошлой неделе.
А вот стоит ли - об этом я поговорила с режиссером картины Дмитрием Томашпольским. Беседа получилась любопытной, но для начала нужно разобраться с предысторией создания картины и понять, почему «Ржака» - это, в первую очередь, визуальный, стилистический и словесный обман зрителя. Впрочем, так и было задумано.
Премьера фильма проходила в кинотеатре «Жовтень». Не в традиционном для премьер «Гегемоне» на 400 мест, а в два раза меньшем «Киномане».
В итоге размер зала оказался как раз.
Пока гости премьеры регистрируются, расскажу вам все, что вы хотели, но стеснялись спросить о фильме «Ржака».
Проект этот был победителем седьмого конкурсного отбора (питчинга) Государственного агентства по вопросам кинематографа. Производством фильма занималась студия «Гагарин медиа», по сути - семейный бизнес Дмитрия Томашпольского и Алены Демьяненко. По удивительному совпадению, все фильмы режиссера Дмитрия продюсирует Алена, а все фильмы режиссера Алены доверяют продюсеру Дмитрию.
Долгое эхо друг друга, в общем
Уникальна и финансовая политика «Гагарин медиа»: любой фильм производства студии стоит круглую сумму - в прямом смысле. Это либо 10, 20 либо 40 млн грн ровно: похоже, что к итоговой цифре применяется обратный инжиниринг, а не бюджет рассчитывается из потребностей. Но этот вопрос оставим бухгалтерам. В данном случае речь идет о бюджете в 20 млн грн, из которых 10 млн грн - государственной поддержки от Госкино. Источник еще 10 млн грн остался неизвестным.
«Ржака» была на питчингах заявлена автором, Дмитрием Томашпольским, как «все разновидности комедии, от эксцентриады до черного юмора». Титульную роль должен был сыграть Мирослав Слабошпицкий - еще одна большая шутка, так как образ протагониста (режиссера артхаусного кино, которого вынуждают снимать комедию «для масс») собирали из Слабошпицкого и самого Томашпольского. Как бы хорошо ни исполнял свою роль театральный режиссер Александр Мирошниченко, на метатекстуальном уровне шутка теряется, а вместе с ней - и один из важных стержней фильма.
Сам режиссер при работе над «Ржакой» воспользовался всеми связями и знакомствами, которыми было возможно воспользоваться. Известный кинокритик и киноэксперт большинства питчинговых комиссий Алик Шпилюк, например,
исполнил в фильме ту же роль, что и в жизни - модератора сотен посвященных кино пресс-конференций и круглых столов.
Здесь шутка считывается, но только тем небольшим кругом зрителей, которые знают о существовании кинокритика и опознают его в лицо. И как бы киносообществу не хотелось этот круг расширить, увы, факт остается фактом: основная «ржака» в фильме - внутрииндустриальные, цеховые приколы, от которых обыватель так же далек, как и от шуток о Запорожстали, Никопольском заводе ферросплавов и вяленых бычках в городе Покров, бывшем Орджоникидзе.
Людмила Горделадзе шутку поймет, а вот среднестатистический зритель, даже «Жовтня» - вряд ли
Голливуд больше всего в мире любит фильмы о Голливуде. Особенно - идеализированную их версию (см. количество всевозможных наград фильма «Ла-ла ленд»). «Ржака» украинский кинематограф не идеализирует, а наоборот, высмеивает. Причем не питая особого сочувствия ни к кому из участников процесса: даже главные герои, формально победившие картонных «бандитов-продюсеров», в фильме несимпатичны. Но кого «Ржака» действительно не любит, так это украинского кинозрителя. В самом фильме неоднократно озвучивается мысль о его неполноценности, и ответственность за непопулярность украинских фильмов возлагается именно на него. Мол, и пчелы не такие, и мед у них «неправильный».
Вне собственно картины зрителя тоже обманывают - на уровне промо и основных тезисов режиссера заявляют комедию, а в зале вдруг выясняется, что смотришь трагикомедию, причем с упором на часть «траги». Подобный эксперимент фильма «Припутни» уже показал, что зрителя не обманешь, и под вывеской комедии продавать трагедию не стоит, если рассчитываешь на успех.
Впрочем, создатели картины на успех и не рассчитывают.
После презентации картины,
Которую активно стримили в интернет Людмила Горделадзе и ее коллеги,
Зрители остались смотреть «Ржаку», а я - общаться с Дмитрием Томашпольским о фильме.
- Дмитрий, я знаю, что вы занимались выходом картины в прокат самостоятельно.
- Да, промо-отдел «Гагарин-медиа», а это всего три человека, работали над картиной, договаривались напрямую с кинотеатрами, занимались размещением на бигбордах и так далее.
- О каком количестве кинотеатров идет речь?
- Я не могу ответить точно. Около 60 сейчас (театров, залов больше, - МН). Существенная часть кинотеатров добавит нас в роспись, начиная с апреля - например, «Жовтень», сейчас они заняты DocuDays (о том, как на роспись фильма в апреле повлияли кинотеатральные квоты, поговорим уже на днях, - МН).
- И все же речь не вполне о широком прокате. Фильм явно не зрительский...
- Почему же. Вы меряете контент какими-то телевизионными мерками. А на самом деле фильм живет не две недели. И не только на экранах телевизоров. Успех фильма измеряется не тем, что через две недели в прокате он не собрал большую кассу, как «Украденная принцесса», или победил на кинофестивалях класса «А», и даже не тем, что телевидение показало фильм в прайм-тайм, а тем, что через 20 лет зрители будут фильм помнить, обсуждать, он на них повлияет. Поверьте, «Ржаку» вы через 20 лет вспомните.
- Но если фильм не вышел в широкий прокат, не попал на телевидение, то откуда широкий зритель о нем узнает? Как «Ржака» может повлиять на зрителей, если они ее не посмотрели?
- Все мы постоянно открываем для себя новые и новые киношедевры, а я без лишней скромности называю «Ржаку» произведением киноискусства, и далеко не все из этих шедевров были кассово успешными или все время идут в повторах по телевидению.
- У «Ржаки», насколько я понимаю, телепремьеры пока нет.
- Нет, мы с телевидением не договорились, хотя нас в плане промо поддержал канал UA|TV.
- Фильм сознательно несколько обманывает зрителя, называясь комедией.
- Это и есть комедия, в классической западной традиции раблезианства: шуточное насилие, экскременты и шутки ниже пояса. Это водевиль и классическая комедия, понятная любому зрителю. Она высмеивает наше закостенелое восприятие социума и мира. Видите, я в фильме не пожалел никого.
- Считаете ли вы, что есть такие темы, которые нужно не высмеивать, а пробовать говорить о них с сочувствием и эмпатией?
- Я считаю, все темы в фильме «Ржака» нужно именно высмеивать.
- А не страшно, что юмор «Ржаки» во многом будет понятен только кинематографистам?
- Мы проводили тестовые скрининги в маленьком городке, и народ смеялся. Не в тех же местах, что киноэксперты.
Остается только решить для себя, насколько вам смешна «Ржака». Сколько зрителей рискнут проверить, на самом ли деле это трагедия, интересен ли им кинопроцесс и какую кассу в итоге удастся собрать фильму - обсудим уже в апреле, подбивая итоги бокс-офиса месяца. До новых премьер.
Фото - Андрей Полищук, facebook.com