Съемки в Киеве и прокат в Австрии. Про уродов и людей в фильме Юрия Речинского «Сiчень-березень»
Уродство - собственное, общечеловеческое или социальное - всегда вызывало у людей желание рассмотреть поближе. Не верите - поинтересуйтесь, возле кого в передвижном карнавале самые большие очереди.
Если вы думаете, что фильм «Сiчень-березень» рассказывает о климатических изменениях или бухгалтерском периоде, не дайте украинскому названию себя обмануть. Англоязычная и немецкая версии фильма Юрия Речинского вышли под названием UGLY, и этим все сказано.
Но обо всем по порядку: о том, что «Сiчень-березень» выходит таки в прокат (после премьеры фильма в конкурсе прошлогоднего ОМКФ у многих этот вопрос остался без ответа) стало известно достаточно недавно. Официально релиз подтвердил и заявил дату дистрибутор «Артхаус-Трафик» на «Украинской кинопанораме» в начале апреля. Там же сообщили, что прокат фильма приурочен к проведению в Украине «Недели австрийского кино».
Если вы не совсем выстроили логическую цепочку от австрийского кино до украинского фильма «Сiчень-березень» - самое время прочитать мой краткий ликбез.
Жил да был в Украине режиссер Юрий Речинский, который начинал снимать кино в Киеве, но все как-то не получалось: то одни обстоятельства вынудят переехать в Одессу, то другие - снимать там фильм. Так появились на свет «БольныеСукаЛюди» - документальный фильм об одесских беспризорниках, который в 2013 году собрал неслыханные сливки с международных кинофестивалей: победил в Сараево, Лондоне, Мехико и не только. Но самое важное - победил на Международном кинофестивале в Вене, где на режиссера и его фильм обратил внимание Ульрих Зайдль (автор трилогии «Рай», «Собачьи дни», «Импорт-экспорт» и своеобразный патриарх австрийского артхауса). В общем, встретились два одиночества.
А если серьезно, то Зайдль взялся продюсировать художественный полный метр Речинского, UGLY. Так за кадром появился оператор Вольфганг Талер, в кадре - Мария Хофштаттер, а в качестве партнеров - 20th Century Fox. Финансово же фильм поддержали Госкино Украины, Австрийский киноинститут и телеканал ORF (Австрия).
В мире фильм дебютировал на Роттердамском кинофестивале, в Украине - на ОМКФ, в Австрии вышел в прокат в прошлом году и вот, наконец, с 19 апреля 2018 года его можно будет найти на экранах Украины. Насколько широких - скоро обсудим.
Вначале следует разобраться со всеми вводными. Напомню, Неделя австрийского кино в Украине стартовала 12 апреля в кинотеатре «Киев» фильмом «Мадмуазель Паради», кроме того, в программу вошли не только фильмы, но и медийные работы. Ну и, очевидно, «Січень – березень» - по формальным признакам фильм ровно настолько же австрийский, насколько и украинский.
Не смотрите, что Александра Кравченко и Илья Дядик скучают - это светское. На самом деле программа достаточно интересная
Вот, и Даша Коломиец так считает,
Когда на оркестр не отвлекается
И Алику Шпилюку все интересно,
но главное веселье, конечно, у Натальи Либет
Кстати, пока Юрий речинский был занят коллегами, его и моими, я распросила об особенностях проката Илью Дядика, программного директора «Артхаус Трафик» и ответственного за прокат «Сiчень-березень» в Украине.
- С чем связана такая дата премьеры? 19 апреля выходит в прокат и прямой конкурент - фильм «5 терапия».
- Мы планировали и готовили фестиваль «Неделя австрийского кино» около полугода, тогда же определились с датой фестиваля. То, что прокат фильма «Сiчень-березень» должен совпадать с датой фестиваля, мне кажется, очевидно, позже начинаются майские праздники, раньше не было возможности.
- На скольки экранах выходит фильм?
- Фильм достаточно сложный. Я бы сказал, очень сложный, поэтому мы изначально предлагали его точечно кинотеатрам, работающим с артхаусным кино. Сейчас речь идет о 10 кинотеатрах. Кроме того, мы задействуем в прокате и нашу сеть киноклубов - речь о более чем 40 площадках.
В рамках киноклубного проекта и зрителей будет больше, я в этом уверен: там и зритель более подготовлен к сложному кино, и огранизаторы предлагают обсудить увиденное, и сам фильм становится более понятным, более простым для восприятия.
- В программе фестиваля фильм будет идти в том же виде, что и на ОМКФ, то есть на языке оригинала с украинскими субтитрами?
- На премьере да, но для проката нам пришлось фильм дублировать на украинский. Дубляж сделан в достаточно интересном стиле, как у Йоргиса Лантимоса, например, с почти полностью безэмоциональной начиткой текста актерами. Это было сделано по договоренности и по желанию режиссера.
- Сам Юрий Речинский будет представлять свой фильм в Украине?
- Увы, Юрий сейчас живет в Вене, он прилетел на премьеру, но не сможет поехать в тур по городам, где пройдут премьеры.
- Но, например, по видеосвязи связаться с киноклубами можно и из Киева, и из Вены, тут даже часовые пояса практически одинаковы.
- Я думаю, с наиболее активными киноклубами мы будем делать включения.
Тем временем как раз освободился Юрий Речинский, и лично расскаазал мне о своих фильмах, уже снятом и новом, и о многом другом.
- Включения? - переспросил Речинский сразу.
- По видеосвязи с кинотеатрами и киноклубами, в которых будет премьера. Фильм непростой и явно выиграет от того, что кто-то будет его представлять и обсуждать.
- Я в целом готов, надо будет обсудить это с дистрибутором. Мне очень импонирует формат киноклуба.
Но не настолько фильм и безнадежен в плане киноязыка. Диалог может поменять и упростить восприятие, но фильм и сам по себе - самостоятельная, разговаривающая со зрителем единица, и с кем-то у него хорошо получается находить общий язык. Хотя с кем-то - вообще не получается, это да.
- Расскажите об украинском дубляже фильма.
- Дело в том, что дубляж мы делали, но я в принципе против такого. Я считаю, что это насилие над актерской игрой и над актерским вкладом в кино.
- И я с вами согласна, но, к сожадению, у нас законодательные требования, которые не признают субтитры достаточным переводом.
- Очень жаль. Субтитры открыли бы для зрителя неимоверное количество звуков.
- Какова судьба проката UGLY в Австрии? Путешествовал ли фильм?
- Он был на большом фестивале в Сан-Паоло, в Париже, в Лондоне, в Варшаве, в Белграде и так далее. Фильм продолжает путешествовать, призы ему не спешат давать, но про него говорят. Говорят по-разному: и очень критически, и восторженно, и уважительно. Но чаще всего с подтекстом: «Фильм может сильно не понравиться, но его стоит посмотреть».
- И это в любом случае лучше, чем отсутствие отзывов и разговоров.
- Именно. У Уэльбека есть манифест о том, как выжить поэту: мол, общество тебя ненавидит и хочет убить своим безразличием, ты не можешь отвечать ему тем же, поэтому наступай.
Но не поймите неправильно. У меня очень утилитарное восприятие кино, которое я снимаю. В какой-то степени это вообще побочный продукт того, чем я занимаюсь на самом деле, малая, законченная, сформированная фиксация большого этапа пути и поиска. Обычно это этапы на 3-5 лет. Я не закладывал в фильм критику, только вещи, которые болят, в которых хочется разобраться.
С тех пор моя жизнь сильно изменилась, за 5 лет-то. Меня интересуют другие вещи, я пытаюсь сфокусировать их в следующем фильме.
- На каком этапе следующий фильм?
- На хорошем. Многое уже написано, уже собрана команда, уже поданы заявки в кое-какие фонды. Мы сейчас ждем первого фонда, который поддержит Project Development.
Что забавно, фильм будет сниматься в Киеве и он о Киеве.
- А что же в этом забавного?
- Забавно то, что я начинал снимать кино в Киеве. Но меня каким-то ветром все время заносило то в Одессу, то в Кривой Рог, то в Вену. И вот, наконец, возвращаюсь в Киев.
В кинотеатрах «Січень - березень» пойдет с 19 апреля. Но, напомню, у вас есть отличный шанс найти свой местный киноклуб и посмотреть фильм там. Потому что после просмотра фильма Юрия Речинского остается желание с кем-то обсудить увиденное.
Фото Даши Дейнеко-Казмирук