Отключение аналога и Концерн РРТ против всех, или Как выжить в год перемен?
Серию майских медиаконференций на прошлой неделе открыл форум Kyiv MIT: Media Innovations Technologies, впервые организованный Независимой ассоциацией телерадиовещателей в партнерстве со Шведским агентством по международному развитию SIDA при поддержке Deutsche Welle Akademie. Одним из самых интересных мероприятий конференции стала дискуссия об отключении эфирного аналогового телевидения (должно стартовать этим летом), участники которой в том числе обсудили, что будет с местными аналоговыми телеканалами без цифровых лицензий, дадут ли Концерну РРТ построить еще один общенациональный цифровой мультиплекс, и кто в нем захочет вещать.
В мероприятии принял участие ответственный секретарь Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Александр Ильяшенко, гендиректор государственного Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения Петр Семерей, директор юридического департамента «Медиа Группы Украина» Евгений Буцан и гендиректор днепровского «9 канала» Ольга Владимирова. В роли special guest star должен был выступить Леонид Евдоченко – глава Государственной службы специальной связи и защиты информации, ответственной за переход с аналога на цифру, но чиновник, ранее подтвердивший свое участие, почему-то не приехал.
Во многом дискуссия состоялась благодаря правильной модерации Ольги Большаковой – главы центра адвокации и лоббирования НАМ
Естественно, спикеры не могли не упомянуть апрельское заявление президента Украины о необходимости ускорить процесс внедрения эфирного цифрового телевидения в стране. Оно, как я вам уже сообщала, заставило Петра Семерея, вынашивающего планы по строительству еще одного общенационального цифрового мультиплекса емкостью 10 телеканалов, выступить с обескураживающим заявлением о грядущем банкротстве КРРТ и угрозе информбезопасности.
Если коротко, то госорганы, по мнению Семерея, специально блокируют это строительство, чтобы довести предприятие до банкротства, выставить его на приватизацию и создать «абсолютную монополию «Зеонбуда». Через два месяца после отключения аналога предприятие не сможет платить за электричество, из-за чего может также пропасть радиовещание и цифровое телевидение «Зеонбуда», главным подрядчиком которого является КРРТ. Вместе с тем, у Семерея есть надежды на президента – по его мнению, гаранта подставили с поспешным заявлением.
Впрочем, с момента обнародования заявления президента прошел почти месяц, а процесс перехода с аналога на цифру не ускорился. По словам Александра Ильяшенко, Нацсовет все еще ждет новый проект общего плана перехода на эфирное цифровое вещание, который должна подготовить Госспецсвязи: предыдущий проект, который регулятор планировал утвердить 26 апреля, был отозван, а новый документ, оперативное утверждение которого Нацсовет планировал 11 мая, не подготовлен. «После получения проекта Нацсовет разработает план поэтапного отключения аналогового телерадиовещания. Все устали от фальстартов. Очень надеемся, что на этот раз Кабмин примет окончательное решение, - признался Ильяшенко. – Сначала нужно составить перечень населенных пунктов, в которых аналоговое вещание останется на неопределенный срок после отключения аналогового стандарта по всей стране, вплоть до отдельного решения. Этим вопросом будет заниматься Министерство информационной политики. До конца месяца этот список будет известен. В нем фигурируют Черновицкая область и отдельные районы, граничащие с Беларусью и Россией. Также необходимо проанализировать, учитывая интересы национальной безопасности, где надо достроить вышки, создать локальные мультиплексы».
Кроме того, ответственный секретарь Нацсовета рассказал, как после отключения аналога будут вещать местные компании, не получившие цифровых лицензий. «Местные компании без цифровой лицензии, которым не хватило места в мультиплексах, продолжат вещать в аналоге и после перехода на цифру, - успокоил региональные телеканалы Ильяшенко, уверяя, что разговоры о возможности строительства региональных цифровых мультиплексов, как это было в Одессе, уже ведутся. – Да, покрытие «Зеонбуда» есть не везде, 53 местных компании вещают там, где сигнал «Зеонбуда» не добивает. Нацсовет неоднократно обращался в УГЦР с просьбой просчитать частоты для создания локальных мультиплексов местными ТРК. В ответ УГЦР сообщил, что после просчета 4 или 5 общенациональных мультиплексов станет ясно, будут ли свободные места для создания локальных мультиплексов, но эти вопросы можно решать только после полного отключения аналога. Поэтому в проекте плана предусмотрен переходный период, чтобы местные компании, не имеющие цифровых лицензий, продолжали вещать в аналоговом стандарте. После отключения аналога все желающие создать локальный мультиплекс должны подать в Нацсовет заявки на просчет частот. Все заявки оперативно будут переданы в УГЦР. И уже тогда мы сможем получить положительный ответ».
О том, как на самом деле обстоят дела у местных телеканалов, не имеющих цифровой лицензии, рассказала гендиректор днепровского «9 канала» Ольга Владимирова. После отключения аналога канал будет вещать в кабеле или в интернете, но из-за этого потеряет большую часть аудитории, поэтому все же думает о цифровой лицензии. «Если на то не будет воли собственника, для нас финансово очень больно перейти на цифру. Мы думали над этим последние годы (…) Для регионального зрителя при отключении аналога более вероятен переход на спутник, а не на Т2», - отметила Владимирова, добавив в ходе дискуссии, что в эфире вещателя нет местной рекламы – он финансируется собственниками.
Ольга Большакова предположила, что власти стал известен собственник «Зеонбуда», и спросила Александра Ильяшенко, так ли это. К ней из зала присодинился гендиректор ТРК «Люкс» Роман Андрейко, напомнивший, что непрозрачная у «Зеонбуда» не только собственность, но тарифы, а также плохое покрытие. К примеру, знакомые Андрейко во Львовской области не смог поймать цифровой сигнал в 50 км от цифрового передатчика.
Ильяшенко отметил, что Антимонопольный комитет так и не доказал монополию «Зеонбуда» в судах, а также проиграл суды, касающиеся тарифов компании (АМКУ пытался оштрафовать «Зеонбуд»). На вопрос о собственнике чиновник не ответил, а о покрытии рассказал следующее: достигнув договоренностей с телегруппами, «Зеонбуд» расширит сеть вещания первого мультиплекса МХ-1 («Интер», «Украина», «1+1», НТН, К1, «Перший», ICTV и «Энтер-фильм»), доставив передатчики в 47 населенных пунктах. Ранее, напомню, «Зеонбуд» отказывался достраивать сеть МХ-1, поскольку это обойдется компании в 93 млн грн. О том, что телегруппы таки уговорили (не)монополиста достроить МХ-1, Ильяшенко говорил в конце апреля. Почему Нацсовет не спешит с подачей заявления в УГЦР на просчет этих частот, неизвестно.
Защищать «Зеонбуд» Александру Ильяшенко помогал Евгений Буцан из МГУ. Как говорится, «запомните этот твит»
Евгений прямо заявил, что все проблемы вокруг «Зеонбуда» надуманы: «По поводу прозрачности собственности хочу заметить, что «Зеонбуд» не влияет на контент, не формирует информацию – он ее передает. Сравните сеть 3G с эфирной цифровой. Чья сеть лучше? Коммерческие операторы телекоммуникаций есть во многих европейских странах. Существует законодательство, в рамках которого работает компания… Пытаясь перекрыть все свои опасения и страхи за счет госсобственности, мы никогда не построим рыночную экономику».
На реплику Романа Андрейко Евгений ответил жестче: «Когда я слышу аргумент, мол, мои знакомые сидят под передатчиком, но не могут принять сигнал, потом оказывается, что проблема в том, что антенну не так выставили и т.п… Проверка сигнала «Зеонбуда» в Волынской области показала отклонение сигнала 8-10% от расчетного 95-процентного покрытия». Андрейко из зала пытался возразить, что «Зеонбуд» все же «влияет на кнопку», но Буцан его слова проигноровал.
Как известно, просчет покрытия сигнала «Зеонбуда» в Волынской области в прошлом году провел Госцентр радиочастот за деньги «Интера» и Плюсов. Петр Семерей не верит в эти данные, поскольку официальной информации о просчете покрытия не было: «Я с Волыни. Когда УГЦР просчитывал цифровое покрытия в области, я там был. Они постоянно заявляли, что покрытие явно недостаточное. УГЦР никогда не делал заявлений об отклонении в 10% от расчетного. Информацию о реальных показателях закрыла межведомственная группа при Кабмине, больше эта тема не поднималась», - отметил Семерей.
Большакова поинтересовалась у Буцана, что могло бы повлиять на переход «Медиа Группы Украина» из сети «Зеонбуда» в сеть КРРТ. Евгений ответил, что вопрос экономический – где дешевле (во что верится с большим трудом). Петр Семерей тут же добавил: «Мы гарантируем, что можем построить сеть больше, чем «Зеонбуд», по цене не выше их. У меня были предварительные переговоры с группами «Интер» и «1+1 медиа» о возможном переходе (ранее в рассказах гендиректора КРРТ фигурировала StarLightMedia, которая эти слова опровергла, – МН). Они высказали предварительный интерес в переходе». Также Семерей добавил, что Концерн РРТ готов построить сеть за 5 месяцев, если Нацсовет огласит соответствующий конкурс.
Ольга Большакова раскритиковала позицию Семерея «сначала конкурс вещателей, а потом строительство сети»: по ее мнению, указав также на вопросы о прозрачности тарифов Концерна РРТ. На межведомственной рабочей группе по «цифре» вопрос строительства еще одного мультиплекса обсуждался – и все были против. Также Большаковой известно об аудите предприятия за прошлый год, проведенном сторонней компанией. Выводы аудиторов якобы есть на сайте КРРТ, и с отключением аналогового сигнала вопрос банкротства действительно может возникнуть. Также Ольга напомнила давнюю историю, когда Тернопольская область три дня была без аналогового ТВ, поскольку объектам КРРТ в области отключили электричество за неуплату. Исходя из этого, модератор поинтересовалась, планирует ли Семерей проводить инвентаризацию объектов, чтобы избавиться от того, что не используется. Гендиректор КРРТ ответил, что из 1000 объектов предприятия рабочих только 200 (хотя на сайте КРРТ указано, что рабочих объектов 500). Концерн будет отказываться от ненужных объектов и, соответственно, сокращать коллектив. Удешевит ли это услуги предприятия, Семерей не сообщил. Кстати, на сайте КРРТ доступны финансовые отчеты – ежеквартальные и годовые с сумами заработков без каких-либо уточнений (гендиректор лишь сообщил, что «аналог» приносит 60% доходов предприятия).
Напомню, в прошлом месяце Плюсы следом за StarLightMedia публично высказались против строительства еще одного цифрового мультиплекса, аккуратно обойдя тему переговоров с Семереем. В кулуарах во время кофе-брейка поговаривали, что «Зеонбуд» предлагал телеканалам скидку в обмен на отказ от перехода в сеть Концерна РРТ. Отсюда вопрос: если ценообразование компании позволяет делать регулярные скидки, какова же реальная себестоимость услуг (не)монополиста? «Зеонбуд» якобы убеждает, что сверхприбыли нет, поскольку 60% тарифа составляет оплата услуг Концерна РРТ. Но компания, напомню, платит КРРТ около 80 млн грн в год, а стоимость услуг (не)монополиста для общенациональных телеканалов – 1,4 млн грн в месяц (на время действия «аналога» – 700 тыс. грн в месяц). Другими словами, провайдер зарабатывает на 28-ми общенациональных каналах при сегодняшних тарифах 235 млн грн в год (а еще есть по 4 местных канала в каждом регионе). Получается, оплата услуг КРРТ – это 30% тарифа «Зеонбуда», но никак не 60%.
Александр Ильяшенко напомнил Семерею о проблемах с просчетом покрытия цифрового мультиплекса Концерна РРТ. Мощность 16-ти из 70-ти частот, просчитанных Госцентром радиочастот под государственный мультиплекс, оказалась меньше, чем у «Зеонбуда». К примеру, мощность передатчика «Зеонбуда» в Одессе – 1 кВт, а Концерну РРТ просчитали 0,5 кВт. По мнению Ильяшенко, проводить конкурс телеканалов для вещания в государственном мультиплексе пока нет смысла – 10 участников не соберется: «Мы получили письма от трех телегрупп – SLM, Плюсов и МГУ, они не изъявили желания участвовать в конкурсе на вещание в мультиплексе КРРТ. Их все устраивает в «Зеонбуде». 10 вещателей не набирается, их не выдержит рекламный рынок. Если количество цифровых телеканалов увеличится с 32 до 42, то где эти каналы будут брать денежку на свое существование? Это еще 10 телеканалов с непрозрачной собственностью: непонятно, как они будут финансироваться и что транслировать», - добавил член Нацсовета. Его снова поддержал Евгений Буцан, вспомнив слова Федора Гречанинова из StarLightMedia о том, что рекламный рынок уже сегодня не выдерживает существующее количество бесплатных телеканалов.
Впрочем, совсем без поддержки Перт Семерей не остался. Концерн РРТ в стремлении построить общенациональный цифровой мультиплекс поддержал Роман Андрейко, считающий доводы Буцана и Ильяшенко несправедливыми: «Убыточность телеиндустрии сегодня, по разным подсчетам, составляет до $150 млн в год. Объявите конкурс вещателей в будущий цифровой мультиплекс Концерна РРТ, и я подам заявку первым», - обратился гендиректор ТРК «Люкс» к члену Нацсовета, впервые публично подтвердив готовность канала «24» вещать в национальной цифре. Теоретически в общенациональную цифру хотят также попасть телеканалы «112 Украина», NewsOne, «Униан» и ПЛЮСПЛЮС, но выиграют ли они конкурс, учитывая, кто ими владеет?
Надеюсь, вы сделаете правильные выводы из этой истории.
Фото - пресс-служба НАМ, facebook.com/nam