Не спрашивай, по ком косплеит «Мавка»... Украинское кино на Kyiv Comic Con
Можно сколько угодно рассказывать - иногда даже с пеной у рта - об успехах, достижениях, пути к славе и возможностях. В случае с украинским кинематографом этому были посвящены тысячи пресс-конференций и почти сотня премьер. Но единственное, что по-настоящему может убедить адресата - то есть зрителя украинского кино - в его статусе возрожденного, а не ходячего мертвеца-зомби: все показать.
Часть проектов - фильмы фестивальные, авторские и артхаусные - успешно показывают собственно на фестивалях. Локальные комедии давно и плотно заняли свою нишу. А вот жанровое зрительское кино, те самые украинские «Мстители», диснеевские принцессы, «Игры престолов» или даже «Рик и Морти», обитающие в тайном мире гиков и фриков, на экраны пробираются медленно. Но уже более уверенно, чем даже год назад.
Программа Kyiv Comic Con-2018, посвященная кино и анимации, была едва ли не самой насыщенной. И, наверное, одна из самых многолюдных. Я, конечно же, побывала на всех панелях, разузнала все интересное и готова рассказать вам.
Ну, поехали.
Первые несколько слов - об анимации. Впрочем, не зовите к экрану своего дошкольника - об анимации для взрослых.
Не путать термин с «фильмами для взрослых», adult animation - это вам не всяческий хентай со щупальцами. Это просто жанр анимации, целевая аудитория которой - не только дошкольники или школьники, и которую вполне интересно смотреть и их родителям.
Это и артхаус от «Червоного собаки» - анимация о жизни, смерти,
и дедлайнах, не к ночи будут помянуты.
И анимация, которую вы в кинотеатрах не встретите. Которая наверняка будет вам чем-то смутно знакома, но от этого не менее интересна.
Телеканал «НЛО TV» презентовал, наконец, три анимационных сериала, которые анонсировал еще в марте, но все это время разрабатывал в режиме полной секретности.
Все аниматоры - молодые украинские команды, а поэтому - фанаты «Южного парка», «Рика и Морти», «Гравити Фоллс», «Вселенной Стивена», «Боджека человеколошади», «Семьянина» и «все так вкусно, заверните по полкило».
В получившихся мультфильмах видны, конечно, истоки вдохновения, но и собственных разработок и, что важнее, локального юмора, понятного зачастую только украинцам (или, как минимум, адресованного именно им), более чем достаточно.
Сериал первый, «Чортовийки» - история небольшого украинского городка, загадочной правительственной организации «ДУПУ», через которую в Украине проходит все,
И незадачливых сотрудников этого управления. У которых тоже все - через ДУПУ. Прямо узнается в одном из героев создатель проекта, Олесь Юсипчук.
Сериал «Комахи» - о том, как «тупиковая ветка эволюции - человечество - вымерла, и прогресс двигали, двигали и задвинули насекомые».
«Есть в Венгрии такой вид жука, гитлер. Это один из наших персонажей» - пошутил, но на полном серьезе, Андрей Бурым.
«и на обломках самовластья напишут наши имена».
Впрочем, у зрителей был насущный вопрос - насколько взрослым получится проект «Комахи»?
«Мы планируем юмор на 16+, а канал пускай как хочет, так и ставит» - сказали, как отрезали, продюсеры. Ну, это потому что директор канала Иван Букреев в отъезде и не слышал. А ставить контент 16+, в отличие от 18+, телеканал может в любое время (главное, с правильной маркировкой).
Ну а вот и третий проект от студии «Мамахохотала» - «Небезпечна зона». О том, как люди уживаются с антропоморфными существами.
И такого искреннего смеха от просмотра двухминутного трейлера стены Украинского дома еще не слышали (хотя скоро услышат, простите за спойлер, и не раз). Смесь «Симпсонов», «Семьянина» и «БоДжека», но на чисто украинский манер, зашла публике как горячий нож в масло.
Что неудивительно: в стране, где сегмент взрослой анимации столько лет не развивался вообще, сразу три интересных проекта обещают на осень 2018 и/или весну 2019 года. Есть к чему стремиться.
Доказал, что есть к чему стремиться, и Егор Борщевский с докладом «Как появляются вселенные». Вся суть которого - в одном абзаце:
«Какое-то время назад мы в США разговаривали с продюсером одного очень крутого сериала. Очень хвалили работу, видно было, что дорого. Спрашивали о бюджете. Он рассказал: $40 млн. До этого говорил, что всего телевизионных прав было реализовано на, может, $20 млн. Мы, естественно, не могли не уточнить: в чем подвох? В чем математика? Откуда берется прибыль? «Мы продали мерча уже на $2 млрд», - ответили нам». Вот и весь секрет вселенной - она больше, чем один только проект».
Не важно, стал ли фильм «Кредо убийцы» кассовым успехом. Важно, понравился ли он тем, кто «вовлечен во вселенноую» - и продолжают ли они покупать игры, книги, комиксы, мерч и все то, что выросло из одной игры в целый мир.
Очень логично, что сразу после Егора Борщевского выступали девушки, творящие первую украинскую киновселенную - анимационный полный метр «Мавку».
С бюджетом 5 млн евро.
«Желаем вам собрать еще минимум 5 млн евро, чтобы у вас все получилось», - сразу пожелали Анне Елисеевой и Александре Рубан коллеги из Gloria FX. Которым я тут же пожелала алаверды - успехов и терпения с кинопроектом, в который вошла студия.
Но давайте о мире Людей, мире Леса и всем, что касается Мавки.
«Мавка» рисуется медленно, но со вкусом, и много нового рабочего материала девушки показать не могли - кругом сплошные спойлеры.
Даже о том, с кого «срисованы» некоторые герои и кто будет озвучивать, если все сложится, их в украинской (и немецкой) версиях, я вам рассказать не могу - очень просили сохранить тайну. Но если вы сложите 2+2 из предложения выше, возможно, и сами догадаетесь.
Культовый котожаб был не только в презентации «Мавки»
Лесной дух и ее друзья стали теми единственными украинскими персонажами, которых уже косплеили актеры - и это за несколько лет до выхода мультфильма!
Кстати, если вы еще не слышали, дата релиза снова немного «переехала» - теперь уже на 2020 год.
Слишком много усилий занимает работа над всеми тонкостями при ограниченном бюджете.
«Покупайте блокноты, наклейки, кулоны», - посоветовала Анна Елисеева, как помочь «Мавке» выйти в срок и быть качественной.
Анна Елисеева рассказала и о выходе коллекции вышиванок «Мавка», об украшениях «Мавки», о переиздании книг Леси Украинки в кинообложке, об издании английского перевода «Лесной песни» в США, о играх, сериалах, множестве лицензированной продукции... и еще о всяческих подробностях и поворотах сюжета. Да так смачно, что сценарист фильма Ярослав Войцешек выбежал на сцену, отобрал телефон и наложил право вето на спойлеры.
Поэтому Саша Рубан переключилась на грустную тему.
«А вы знаете, что рысей во всем Полесье осталось приблизительно в четыре раза меньше, чем вас сейчас в этом зале? А что в Украине есть черный аист?» - поделилась режиссер фильма. И неспроста: 5 грн с каждой проданной книги «Лесная песня» будут перечислены на счет Фонда дикой природы ООН WWF, с которым создатели «Мавки» сотрудничают, чтобы помочь сохранить жизнь рыси украинского Полесья.
Сценарист доволен - хоть про рысь ничего не проспойлерили.
Кстати, временные татуировки «Мавки» не просто продавались на Comic Con, а улетали как горячие пирожки - часть слушателей в кинозале успели не только купить, но и сразу нанести.
А счастливчики - даже получить в подарок.
И передарить самым заинтересованным блокноты и скетчбуки «Мавки».
Но если о «Лесной песне» я вам мало что могу рассказать - на все спойлеры эмбарго, то о «Диком поле» (по роману Сергея Жадана «Ворошиловград») мне разрешили говорить, сколько угодно.
Ярослав Лодыгин уже почти закончил «подкручивать» монтаж, продюсер Владимир Яценко - уже обсуждает с фестивалями класса А летне-осеннего периода (а это Локарно, Венеция, Сан-Себастьян, Торонто) возможность показа в конкурсе или вне.
Но главных спойлера у меня два. Первый: Ярослав Лодыгин и Сергей Жадан не только довольны сотрудничеством по «Ворошиловграду», оно же «Дикое поле» - они прямо сейчас пишут совместно сценарий по новому роману Жадана «Интернат». Так что «цей дощ», как вы понимаете, «надовго».
И второй. Премьера фильма состоится не 11 октября, как заявляли раньше, а 8 ноября.
Причина переноса никак не связана с иллюминатами и даже вообще с фильмом: на дату 11 октября посягали, ни много ни мало, сразу 5 украинских релизов. Госкино сейчас пытается выступать медиатором переговоров между всеми этими фильмами, чтобы как-то развести их по разным углам.
Герман бы быстро определился, кого в какой угол...
А если нет - Коча бы подсказал. Но увы или к счастью, героям Жадана такие вопросы пока не поручают.
Если вы думаете, что все жанровые украинские кинопремьеры успели презентовать в один день, то нет.
Фильм «Фокстер и Макс» Анатолия Матешко, тоже снимающийся при поддержке Госкино, упрямо держится за свой релиз 25 октября, хотя я с не меньшим упрямством продолжаю в нем сомневаться.
Исполнители главных ролей
и дистрибутор фильма Роман Мартыненко презентовали на Comic Con очень много рабочего материала, снятого на хромакее.
А вот обещанную собаку-супергероя, титульного Фокстера, пока не показали готовой ни на одном шоте. Хотя, судя по объему показанного, шотов в фильме, требующих интенсивного VFX, будет немало - не менее 250.
Увы, продюсеры Максим Асадчий и Катерина Копылова (экс-глава Госкино) не присутствовали на презентации, но позже ответили на мой вопрос, кто же занимается FX-работой на проекте: «Рендерингом фильма «Фокстер & Макс» занимается наша команда постпродакшена. Кто это и с кем конкретно мы сотрудничаем – секрет, мы не разглашаем данную информацию. Мы сейчас активно занимаемся разработкой графики, 3D-модели собаки, прорисовкой спецэффектов и сцен. Конечно, планируем все закончить и срендерить к осени этого года. Мы уверены, что успеем».
Впрочем, как проболтались мне на презентации, «секрет» прост - над «Фокстером» работает экс-сотрудник студии POSTMODERN и лид-артист нескольких проектов Дмитрий Овчаренко с созданной им новой командой. Надеюсь, до 25 октября команда сможет доработать виртуально-нанотехнологичных роботов фильма.
Еще раньше мы увидим работу студии Mental Drive над долгожданным «Боботом».
Четырехметровой трансформаторной будкой-воином энергии вселенной.
И таинственными мусорщиками.
Почему проект долгожданный, рассказал продюсер фильма Алексей Москаленко: «Mental Drive делали визуальные эффекты многим проектам - «Дозоры», Wanted, но никогда - полностью весь проект. Как выяснилось, на большом кино работает закон больших чисел. Но дело в том, что идея не отпускала нас давно. В 2010 году Максим Ксенда ездил по Украине и привез из путешествия тысячи фотографий трансформаторных будок. Показал мне их и сказал: «Мы окружены». Так родилась вселенная - армия Боботов, их задача в мире. Мы пришли с этой идеей к Фаготу Олегу Михайлюте, и сняли для ТНМК клип».
Но клипа для закрытия гештальта не хватило, пришлось снимать еще и полный метр.
Для которого Олег, кстати, впервые стал не просто актером, актером озвучки или композитором саундтрека, но еще и звукорежиссером.
Максим Ксенда скромно не рассказал, когда же начнет снимать свой другой давно долгожданный фильм «Танк»,
но похвалил исполнителя главной роли Виктора-Вадика (сильно подросшего и почти не узнаваемого) за работу.
А вот кого хвалил больше всего ведущий презентации Дмитрий Карпенко - так это Укрэнерго. Государственное предприятие решило, что не «Госкино единым», и поддержало проект. «Хотя коллеги-энергетики будут над нами смеяться, когда услышат, что энергия идет не от завода к трансформаторной будке, а наоборот...», - заявил директор ГП Всеволод Ковальчук.
Всеволод, ну это же кино, в конце концов.
Как рассказал Дмитрий Карпенко, Укрэнерго особенно помогла в разработке «настольной игры по «Боботу», в которой игрок играет против игры, остальное не расскажу - спойлеры».
Параллельно двумя этажами выше Ахтем Сеитаблаев рассказывал о съемках «Захара Беркута»,
о трудностях кастинга, локациях, «исторически-литературных соответствиях» и разработке костюмов.
«Странно, почему не спрашивают про масштабные боевые сцены», - наверняка удивляется пиарщица студии FILM.UA Наталья Панафидина. Comic Con это или где?
А в кинозале Артем Вакалюк из MRM вел - точнее, даже больше слушал - одну из самых увлекательных дискуссий всего Comic Con - о VFX.
Основатели и руководители топ-студий FX в Украине Роман Базюченко (Terminal FX), Игорь Климовский (Postmodern) и Анатолий Кузьмицкий и Сергей Машевский (Gloria FX) рассказывали много, с чувством, толком и расстановкой про индустрию постпродакшена и специальных эффектов в Украине.
Рассказывали так вкусно, что поговорим мы об этом отдельно - тема заслуживает внимания.
Но для разжигания интереса расскажу вам, когда украинские студии смогут привлечь в страну на работу с постом, например, «Войну бесконечности» Marvel. «Не сравнивайте нас с IT-индустрией. Сейчас у нас (Gloria FX) - 70 артистов, у Postmodern - 58, у Termial FX - 50. Это 130 специалистов. Есть еще маленькие студии и фрилансеры. Всего, думаю, не больше 250-300 человек. Когда у нас у каждого будет по 300 артистов, и индустрия будет более 1000 специалистов, - тогда и сможем тянуть большие проекты», - посчитал Анатолий.
Мне же от себя хочется сказать украинским кинематографистам вот что: не так страшен спойлер, как его малюют. Давайте дружно перестанем стесняться и скрывать за эмбарго публичные выступления.
Фото - Андрей Полищук