Три орешка для Антимонопольного комитета. Электронный билет, квоты и другие чудеса на встрече АМК с кинематографистами
Вы еще не забыли, что к нам приехал, к нам приехал добрый дядя ревизор? Вспоминайте скорее, и давайте без лишних преамбул обсудим, что же произошло вчера на рабочей встрече Антимонопольного комитета со всеми желающими представителями киноиндустрии, посвященной актуальным вопросам и проблемам. А я вам объясню, что же это значит.
Тем более, что послушать Антимонопольный комитет собрался весь цвет украинской индустрии, от Союза кинотеатров Украины,
до Государственного агентства по вопросам кинематографа, которое реализует государственную политику в сфере кино и распоряжается выделенными из бюджета деньгами (пока внезапно половину денег не начинают выделять напрямую Минкульту, но это, как вы помните, совсем другая история),
продюсеров, крупных и не очень, но это не так важно, ведь мейджор в Украине только один - Госкино, и тот - исключительно технически, так как инвестирует в большинство проектов,
Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, к киноиндустрии имеющего косвенное отношение, но заинтересованного. И дистрибуторов. Последних, в отличие от предыдущего Круглого стола, представлял только Богдан Батрух из B&H и его юристы. На этот раз настроенные более спокойно - никто патриотизмом слишком рьяно не мерился, и разговор прошел преимущественно в плоскости экономики.
Вели рабочую встречу государственная уполномоченная Антимонопольного комитета Агия Загребельская и начальник отдела рынков административных и общих услуг Департамента исследований и расследований рынков непроизводственной сферы АМКУ Галина Верцимаха.
Структура руководства Антимонопольно комитета на самом деле мало чем отличается от структуры топов кинобизнеса - кругом одни юристы. Спасу нет от людей с дипломами правоведов.
Не стоит забывать, впрочем, что юристы из АМК регулярно занимаются, по сути, экономическим анализом. И в полномочиях Комитета оставить за скобками политику. Как сразу уточнила Агия, несмотря на то, что изучать индустрию кино их сподвигли запросы народных депутатов (как выяснилось, их было два - даже интересно, кому, кроме Виктории Сюмар, не давала покоя судьба кинопроката), изучать они будут всю сферу, а не конкретный вопрос, с которым обратились законотворцы. Выводы по работе всей индустрии кино и рекомендации для игроков рынка АМК планирует изложить в подробном отчете. Но «цей дощ надовго», заранее предупредили в аппарате - отчет будет готов не раньше, чем к 2019 году.
«Когда он будет опубликован, вы поймете, почему это заняло столько времени», - заверила государственная уполномоченная АМК Агия Загребельская.
В целом же в предварительном отчете о первых шагах в изучении рынка АМК сообщил следующее: ведомство видит потенциал для увеличения рынка/индустрии в целом. И уже отмечает, что кинотеатров в стране недостаточно. Особое внимание Комитета привлекла проблема пиратства и отсутствие культуры хождения в кино из-за доступности фильмов у пиратов. В общем, все то, о чем мы с вами ведем разговор последние 5 лет.
АМК предварительно понял и выделил для себя следующие особенности рынка: Госкино или его аналог при любых условиях будет важным игроком на этом рынке, так как государство рассматривает инвестицию в кино не только с экономической точки зрения, но и как играющую роль в развитии культуры, воспитании украинской нации и формировании в обществе национальной идеи.
Признал АМК и мировую практику государственного протекционизма кинематографа в странах Европы. Более того, ведомство уже направило запросы о принципах и стратегии работы в киноиндустрии в занимающиеся конкуренцией органы некоторых стан ЕС (как мне позже уточнили, практически во все, а от отдельных, например, Румынии, уже даже получили ответ).
Галина Верцимаха отметила, что на данном этапе исследования АМК оценивает уровень статистического вакуума на рынке в 20-30% (впрочем, есть в Украине индустрии и с 90% долей статистического вакуума, так что бояться этого не стоит). В качестве приоритетных вопросов для продолжения исследования в ближайшее время Анна назвала изучение барьеров выхода на рынок и оценку доли игроков на всех этапах и во всех циклах.
Обе государственные уполномоченные подчеркнули, что намерены защищать и стимулировать конкуренцию, а не наказывать рынок, исходя из первых полученных данных. «Если на рынке не будет консенсуса, у нас есть арсенал санкций, но мы предпочтем работу в адвокативном и рекомендательном режиме, чтобы все получили профиты», - уточнила Агия. Для выявления проблем индустрии АМКУ просит о них говорить самих игроков рынка.
В запросах народных депутатов проблема рынка сформулирована как вытеснение голливудскими фильмами украинских, но Антимонопольный комитет поставил для себя задачу изучить все бизнес-процессы и практики во всей индустрии, цепочку от производителя до демонстратора. Сейчас, по мнению АМК, на всех уровнях в этой цепочке есть компании «с признаками монополии». Но само по себе концентрирование рыночной власти не противозаконно, АМК интересует наличие/отсутствие конкурентных и антиконкурентных практик.
Изложив все это в презентации:
Антимонопольный комитет призвал к микрофону главу Госкино Филиппа Ильенко.
Как один из главных стейкхолдеров на рынке, Ильенко имеет свое видение распределения сил в индустрии:
- Проведение исследования пойдет на пользу всем субъектам и, что главное, зрителю, - заявил глава Госкино. - Главное, к чему мы стремимся: чтобы у них был равноценный доступ ко всем фильмам. Есть на рынке часть проблем, которые не предмет исследования АМК и не подлежат регулированию со стороны Госкино. Часть объясняется тем, что украинского кино долгое время не существовало. Теперь появилась финансовая поддержка индустрии, но интерес государства - в первую очередь, в социальном и культурном эффекте кинематографа, а не в финансовых выгодах. Поэтому важно донести украинское кино до самого широкого зрителя.
Для обеспечения работы отрасли были приняты законодательные шаги: например, либерализована квота украинского кино в кинотеатрах. Я полагаю, что 15% - обоснованная квота. Проблемы с невыполнением квоты - не вопрос АМК, Госкино работает с дистрибуторами над компромиссом.
Рынок развивается недостаточно быстро. Проблема не в малом количестве экранов, а в малозальности кинотеатров: такие кинотеатры не могут маневрировать при формировании репертуарной политики, и они уязвимы к злоупотреблениям дистрибутора монопольным положением. Прокатчики мейджоров продают фильмы пакетами, имеющими разный коммерческий потенциал: вместе с блокбастерами кинотеатрам навязываются откровенно слабые фильмы, которые они вынуждены расписывать.
Мне кажется, главная задача - растить рынок, возрождать привычку украинца ходить в кино.
Еще один аспект: мы приняли Закон Украины о государственной поддержке кинематографии. В нем предусмотрены два способа поддержки киносетей: погашение до 50% кредита на открытие/ремонт кинотеатров в городах до 250 тыс. населения, и субсидии до 50% стоимости мобильного кинотеатра. Все нормативные документы готовы, они ждут только утверждения. Когда эта программа заработает, к кинотеатрам с такой поддержкой дистрибутор тоже сможет применять навязывание контента. Это серьезный вызов для государства.
Филиппа Юрьевича слушали внимательно
Глава Госкино признал, что в агентстве была нарушена система ведения статистики, и ее восстановление - сложный процесс и проблема, которая быстро не решится.
Представители Антимонопольного комитета возразили, что это только изнутри индустрии Ильенко кажется, что рост кинорынка медленный. Многие рынки, по их мнению, завидуют кинорынку, его рост с 2014 года объективно заметен невооруженным глазом.
А по поводу проблемы навязывания репертуара обратились с вопросом непосредственно к демонстраторам.
Кажется, Людмила Горделадзе не спешит брать слово.
Зато Богдан Батрух, как самый поминаемый незлым тихим словом, решил выступить.
- Я не знаю, что еще могу сказать. Мы уже все свои данные открыли и показали, стриптиз состоялся. По моему мнению, эффект и метод работы, выбранный АМК - позитивный, и введет цивилизационные практики в эту дискуссию. Если вы будете независимо анализировать весь рынок, то это позитивно. Про такие методы как пакетная продажа я ничего не знаю. Но в разговорах об украинском рынке не хватает международного контекста, который поможет не изобретать колесо и относиться к рынку не эмоционально. Украине нужно учиться практикам других стран.
Валентин Коваль от лица Нацсовета сообщил, что рассматривает кинематограф как часть телевидения - мол, все там будут. Получается, что ли, что телевидение - это кладбище кинематографа? Неожиданно поэтичный настрой члена Нацсовета, впрочем, быстро закончился.
Регулятор, по словам Коваля, имеет богатый опыт внедрения и мониторинга квот: и на радио, где внедрили квоту на украинский язык, и на телевидении, где ввели квоту на европейский контент. Валентин сообщил, что регулятор готов предложить свой опыт и АМКУ, и Госкино.
Валентин предположил, что лучшим решением проблемы букинга будет саморегуляция рынка. И напомнил, что остается открытым вопрос единого электронного билета, который, к слову, частично поможет решить и вопрос букинга, и вопрос заполнения статистического вакуума. Логичнее, по мнению Валентина, создавать единую систему электронной регистрации всех событий в киноиндустрии, «например, с использованием модного слова блокчейн».
Антимонопольный комитет согласился, что главное сейчас - снизить градус эмоции и заняться саморегулированием.
К этому моменту набрались решимости и демонстраторы:
Союз кинотеатров Украины представила управляющий директор Виктория Зюнькина.
Из ее выступления Антимонопольный комитет узнал, что демонстраторы тоже имеют свое объединение: работают над законопроектами, сотрудничают с Госкино.
Кинотеатры, по словам Виктории, за электронный билет, но после того, как найдут ответ на вопросы: как это реализовать технически и как привлечь к этому маленькие кинотеатры, для которых эти затраты высоки.
- Наш рынок непрозрачен для мира, и это проблема для всех, - уточнила Виктория. - В Европе, где мы недавно побывали на конференции кинотеатров, не знали даже, что в Украине есть кинотеатры. Нет достоверных данных по залам, человекоемкости и прочему. Из-за этого просчитать ничего заранее невозможно. Кинотеатры пытаются вести свое исследование: мы работаем над созданием реестра, но у нас как у общественной организации не хватает возможностей, так что полагаемся на отчет АМКУ.
Кроме того, Союз кинотеатров создает Центр продвижения украинского кино, чтобы формировать и воспитывать аудиторию именно украинских фильмов. Инициативу мы разрабатываем и планируем реализовывать вместе с Госкино.
Представители Антимонопольного комитета отметили, что в отрасли кино - вообще нехарактерно компетентный регулятор: и глава Госкино, и члены Нацсовета удивительно конструктивны, в отличие от других сфер.
Впрочем, тут же возник и конфликт. Елена Хлебанова, сопродюсер фильма «Зима в огне», заявила, что вмешательство Госкино в хозяйственные процессы (даже в такой форме, как направление письма кинотеатрам об их репертуарной политике) - политика патернализма, ведущая к перекосам, и вообще не европейская практика. И что давление народных депутатов на кинотеатры - вообще недопустимый формат работы с рынком.
Речь, естественно, снова о ситуации с прокатом фильма «Киборги» и росписью картины по сравнению со «Звездными войнами»: хотя эта история закончилась хэппи-эндом для всех, на рынке осталось напряжение от того, какими методами решался вопрос.
Филипп Ильенко возразил, что Госкино как госорган обязано обеспечить исполнение установленной законодательством квоты. Ни принуждения, ни санкции к кинотеатром при этом не применяются.
Пока ситуация не вышла из под контроля, Антимонопольный комитет обуздал спорщиков: о вопросе «Киборгов» они уже наслышаны - им бы об остальных проблемах начали рассказывать.
- Хочет того кино или нет, оно формирует национальную идентичность и воспитывает, - уточнила Агия Загребельская. - Насколько мы понимаем, это был первый и пока единственный инцидент. Все на рынке работают без опыта, и откуда ему взяться, таких ситуаций просто раньше не было. Как мы поняли, ситуация исчерпана, и рынок опасается только системности таких требований государства. Но Госкино, как нам кажется, ищет баланс и ведет дискуссию о приемлемых формах сотрудничества. Если дискуссия строится в направлении поиска справедливого баланса, то все хорошо, если нет - я хочу услышать, сейчас или в частном порядке, можно даже анонимно, в чем именно, по вашему, недостатки. Но все должны слышать друг друга и идти к здоровому балансу, работать на конструктив. В случае необходимости, Антимонопольный комитет готов выступить модератором дискуссии между участниками и стейкхолдерами рынка.
О своих приключениях в прокате с фильмом «Межа» в городах Ужгород и Мукачево снова поведал продюсер Garnet Media Андрей Ермак:
- Лично я и многие производители считаем, что проблема существует, она большая, и без ее решения будут еще большие проблемы. Тратятся большие деньги, украинское кино начинает зарабатывать, все намерены создавать качественный продукт, поэтому требуют равных условий. Фильм «Межа», успешный в Европе, феноменально успешный в Словакии, провалился в Украине. Я понимаю, что это не комедия или блокбастер. Но в городах, где фильм снимали, где граница близко, где интерес к фильму был, его не продлили даже на вторую неделю. Когда я звонил и спрашивал у кинотеатров, почему, то отвечали так: они за полгода расписали нас всего на один уик-энд, а продлить и хотели бы, но уже есть список других фильмов, и если их снять, то потом они не получат блокбастеры в прокат. Я профессиональный юрист, и уверен что это нарушение антимонопольного законодательства. Во многих странах, где ситуация прозрачна, мейджоры напрямую сотрудничают с местными кинотеатрами - тогда они сотрудничают и с производителями, а не через дистрибутора, который является источником непрозрачности на рынке. Украина делает для кино больше, чем более богатые соседи. Государство, тратя деньги, не влияет давлением на рынок, чтобы эти инвестиции защищать. Давайте не использовать государство как предлог.
Государство, как заметили уполномоченные АМКУ, будет стейкхолдером в индустрии кино в любом случае, поскольку интерес государства на рынке не только экономический, но и идеологический. Вопрос только, каким именно будет присутствие государства на рынке. А бизнес-модель демонстратора, по их мнению, вопрос сложный. Дело не только в краткосрочной прибыли, но и в формировании стабильной привычки у зрителя смотреть кино в кинотеатре, а не у пиратов.
Кроме того, как повторили в АМКУ, наличие власти у кого-то из участников рынка само по себе не нарушение. Нарушение - злоупотребление этой властью. Сам по себе факт наличия у одного из дистрибуторов большей booking power, чем у других, не значит, что они злоупотребляют этим влиянием.
Андрей Ермак возразил, что сила дистрибутора - только в силе голливудских мейджоров, которых он представляет. Богдан Батрух в ответ заметил, что в европейских странах, где Disney или Universal напрямую сотрудничают и с демонстраторами, и с производителями - зрелая киноиндустрия и достаточно большой кинорынок, чтобы мейджор им заинтересовался и открыл там представительство. Если кинорынок будет достаточно развит, в местном представительстве в лице локального дистрибутора просто отпадет нужда.
Совместными усилиями участники рабочей встречи попытались донести до АМКУ краткий обзор рынка.
Большинство кинотеатров в Украине - на один или два зала. Это значит - всего 2 или 4 коммерческих сеанса в будний день. Дело в защите не только украинского кино - мол, такой кинотеатр не может прокатывать и независимые, и европейские фильмы.
Далее дискуссия стала менее конструктивной: стороны предъявляли друг другу претензии и по поводу телепроката фильмов, и по поводу выбора украинскими продюсерами дат своих релизов, и сезонности кино. Богдан Батрух и его юристы требовали от Госкино за выделенные бюджетом деньги ремонтировать сеть коммунальных кинотеатров и прокатывать украинское кино там, Валентин Коваль в ответ заметил, что Украина вполне может ввести требование показывать фильмы в прокате только на языке оригинала, и вместо дубляжа или озвучки кинотеатры смогут пользоваться только субтитрованными копиями. Демонстраторы, которым со всех сторон и при любом исходе нести убытки, молчали.
Как обычно, взаимные претензии помешали сторонам увидеть самое очевидное: конкурируют не только голливудские мейджоры с украинскими продакшенами, и даже не зрелость рынков - сформировавшийся более 100 лет назад Голливуд и современное украинское кино, которому от силы десять лет. Хотя на рынке отсутствует статистика по украинскому зрителю, и как он от фильма к фильму, и от голливудского к украинскому релизу отличается, у нас есть более-менее понятная статистика по демонстраторам. И очевидно, что все они равны перед законом, но не равны экономически.
Надеюсь, Антимонопольный комитет тоже заметил, что логично разделить эту сферу на малый и средний бизнесы, и применять к ним, соответственно, разные условия работы. Дать, например, малому бизнесу grace-период на внедрение практик, которые сети могут внедрить проще - например, как в случае в единым электронным билетом, применять к ним более мягкую систему подсчета квоты или вообще другую квоту, и так далее.
В итоге рабочей встречи, которая продлилась более трех часов, все слишком устали, чтобы пытаться прийти к согласию, но обозначили направление: нужно искать такой консенсус, при котором доступ к рынку будут иметь все на равных условиях.
А для этого, как мне кажется, сам рынок (для зрителя это кинодемонстраторы) надо перестать воспринимать, как нечто само собой разумеющееся и единородное. Проблема дефицита экранов никогда не решится, если делать в любой ситуации крайними только экраны.
На прощание Антимонопольный комитет Украины уточнил, что до конца 2018 года продолжит собирать информацию о рынке, и что в будущем еще будут проводиться рабочие встречи по ключевым вопросам. Так что не переключайтесь - народные депутаты заварили эту кашу, но мы теперь можем сделать все возможное, чтобы она была съедобной.
Фото - Андрей Полищук