Звезды Instagram, блогеры, телеведущая и другие секреты успеха сериала «Школа»
Глядя на обилие гаджетов в руках тинейджеров, пекущихся о количестве подписчиков и лайков, нет-нет, да и скажешь сакраментальное «А вот в наше время…». Но что мы знаем об их времени? Вот телеканал «1+1» уверен, что знает немало, а потому готовится второй сезон подряд освещать жизнь современной молодежи во всех ее подробностях при помощи сериала с исчерпывающим названием «Школа».
Чтобы не упустить ничего важного, создатели сериала опросили не один десяток украинских школьников и их семей. И, кажется, это сработало: после первого сезона на фан-встречу с актерами «Школы» пришли 9 тысяч (!) человек. Выяснять, в чем секрет такого ажиотажа, я отправилась на площадку проекта - в самый разгар съемок второго сезона.
Здесь, похоже, все рады моему фотографу
Очень рады
Кстати, на фоне - та самая школа, где снимается сериал. И находится она не в Житомире или Полтаве, как предполагали многие фанаты, а в центре Киева.
Пока остальные герои отдыхают, Лола задействована в непростой сцене. Вернее, сцена простая, а вот разговор... Он, правда, с новым героем сериала, потому полностью сцену я вам показать не могу - интрига
Камера, мотор, начали!
Жарко, сложно, но все стараются, даже этот юный ангел, по сюжету - брат Лолы
Режиссер просит мальчика не смеяться и не шалить, все-таки у сестры серьезный разговор!
Ну, собственно, пора и в школу - сериальную.
Путь к гримеркам нелегок
Хотела попасть в класс, а тут - такое
Музей одежды и обуви
Все как настоящей школе - каждому по шкафчику. Ну, или один на двоих-троих
Кажется, это сегодня уже не понадобится
У парикмахеров и гримеров тоже есть что рассмотреть и примерить
Ну, и подкрепиться в гримерке тоже есть чем
А потом, Ника - марш красоту наводить и прикреплять полюбившиеся фанатам цветные пряди
Красоту навели, можно и пофотографироваться
Эх, где мои 15 лет?
Кабинет химии
Поскольку школа большая, можно снимать несколько сцен одновременно. Или же провести в спортзале фотосессию для промо
Что ж, ревизию провели - пора и в офис Плюсов: зададим парочку вопросов Ольге Слисаренко, возглавляющей команду проекта.
– Ольга, вы говорили, что идея сериала появилась достаточно давно. Что мешало ее реализовать?
– Да, она появилась еще в 2015 году, но писать сценарии мы начали в октябре 2016-го. Тогда же грянул кризис, и мы долго решались. Мы достаточно давно хотели сделать такой проект, но изначально планировали готовить его для офф-прайма. Ведь нашим подросткам, по большому счету, нечего смотреть. Они приходят из школы и ищут, на что бы переключиться. Родители, как правило, смотрят то же, что и их дети. И тогда возникла идея поднять тему, которая будет интересна как детям, так и их родителям, создать продукт, который зрители смотрели бы всей семьей. Начали мы писать, снимать, программный директор Андрей Коваль с Александром Ткаченко посмотрели - и предложили попробовать поставить в прайм.
– Почему решили назвать сериал «Школа»? Не опасались сравнений с российской «Школой»?
– Такое название было еще в брифе, и как-то прижилось. Потом мы просто добавили значок хэштега впереди слова – получилась «#Школа», так и оставили. Простое слово, и отвечает на вопрос, о чем сериал. В свое время все мы смотрели сериал Гай-Германики, но он совсем о другом.
– Описание, сюжет, тема – очень похожи. Только там главный герой мальчик, тут – девочка. В чем же еще вы видели отличие?
– Мы делали очень современную историю. О том, что может случиться здесь и сейчас, в 2018 году. Практически все истории героев списаны с реальных персонажей. Нас консультирует ряд директоров школ, учителей. Мы приносим им истории, а они говорят, может ли такое случиться в реальной жизни или нет, были ли у них подобные случаи. Естественно, имен они не называют. Большое количество детей пишет нашим героям, рассказывает свои истории. Команда же выведывает у знакомых истории, которые случаются с их детьми. Мне кажется, все, что случалось у наших знакомых, уже случилось и в сериале «Школа» (смеется). Мы и форумы исследовали, и периодически проводим встречи со школьниками: расспрашиваем об их буднях или буднях их друзей из других школ. На канале работают стажеры, которые не так давно закончили школу, их истории тоже берем. Для нас важно понять, в каких реалиях сейчас живут подростки. Когда мы оканчивали школу, только появлялись первые телефоны, а сейчас уже – эра гаджетов. Буллинг у них существует совсем в другой форме. Нынешние дети мечтают совсем о другом – о подписчиках на youtube. В общем, в нашей «Школе» мы делали ставку на современность.
– Почему решили сделать «Школу» украиноязычной?
– Мне кажется естественным делать украиноязычные проекты в Украине. К тому же, зрители нам часто пишут в соцсетях, что хотят видеть на нашем канале украиноязычные продукты.
– Естественно, но непросто. Сценаристы у вас украиноязычные?
– Все в стране говорят по-украински, просто кто-то делает это более качественно. Сейчас у нас есть авторы, которые пишут и на украинском, и на русском.
– А что по актерам? На кастингах отдавали предпочтение украиноязычным?
– Для нас было важно, чтобы герои смогли свободно говорить по-украински. Они все учились в украиноязычных школах, потому особой проблемы нет. Скорее, есть проблемы с дикцией у некоторых, но мы над этим работаем, нанимаем педагогов. На площадке есть люди, которые следят за речью героев.
– Несмотря на украиноязычность сериала, вас все-таки упрекали в использовании русской попсы, русскоязычной прессы, интерфейсов телефонов и компьютеров…
– На моей памяти, у нас не было никакой русскоязычной попсы. Действительно, слушает наша современная молодежь Егора Крида, потому его плакат и висит у одной из героинь в комнате. Саундтрек сериала, песню «Там, де ми є», исполняет украинская группа «Антитіла». А насчет прессы… Все журналы и учебники покупались в Украине. У нас все Made in Ukraine.
– Изначально вы заявляли «Школу» как сериалити. Потом что-то изменилось. Так это все-таки сериал или сериалити?
– Сериал. В общем, история такая. Пилот мы снимали с ориентиром на офф-прайм. Синхроны, как важную часть сериалити, мы должны были дописать потом, но, смонтировав, увидели, что и без них все хорошо. Так сериалити стало сериалом.
– Касательно актеров. Их обычно меняют хотя бы к 3-4 сезону. Почему решили сделать это во втором?
– Мы не меняли, просто добавили новых персонажей. Жизнь ведь не стоит на месте, и сюжет в сериале развивается... В реальности в школу тоже приходят новенькие.
– Кастинг во второй сезон, я так понимаю, был посерьезнее. Вы даже специальную платформу для поиска актеров создали.
– Желающих во втором сезоне было очень много: приходили и те, кто умеет играть, и кто не умеет. Мы понимали, что всех посмотреть не сможем физически. Особо интересовались участием блогеры, некоторых мы даже взяли, потому что они очень типажные. Одного из главных героев и взрослых мы нашли с помощью той самой платформы. Причем забавно получилось: мы прописали определенного персонажа, назвали его условно «Юлия Владимировна», и тут приходит к нам героиня с таким же именем и отчеством. Она даже подумала, что мы писали сценарий под нее (улыбается).
– Вы прицельно искали блогеров?
– Не совсем. Главным было, чтобы у актера в жизни случалась похожая история, чтобы он имел подобный опыт. Понятное дело, что если он играет звезду Instagram, то у него должен быть развитый Instagram. С той же Лизой, например, была такая история. Она у нас по сюжету – блогер-тысячник. Вот из таких мы и выбирали, когда искали актрису на ее роль.
– А массовку где брали? Фанаты?
– Не совсем. Все актеры массовки получают за свою работу деньги, потому что это труд. А каждый труд должен оплачиваться. Мы не брали просто фанатов, хотя знаем, что многие готовы работать бесплатно, лишь бы поприсутствовать на съемках. Нам все же важен результат работы.
– Вы снимаете только летом или захватываете и реальный учебный год?
– Основную часть отсняли летом, но немножко захватим и осень. Будем снимать на выходных и на осенних каникулах.
– Как искали школу? Не все ведь охотно дают разрешение на съемку.
– У нас не было особых проблем с разрешением. Мы рассматривали несколько вариантов, в списке даже была совсем помпезная школа где-то на Харьковском. Но эта нам как-то очень уж приглянулась – милая и уютная, такие есть во всех городах Украины. Договорились с директором достаточно легко, он очень приветливый, чем-то похож на директора из нашего сериала. Глава родительского совета тоже пошла нам навстречу. Они просто спросили, о чем история, мы рассказали, они одобрили.
– Аренду платите?
– Да, конечно.
– А переделывать в школе вам что-то разрешали?
– Да особо и не надо было. Нам выделили несколько классов, из которых максимум немного переделали кабинет физики в кабинет химии. В школе лояльно к этому отнеслись.
– Не секрет, что «Школа» вызвала невиданный ажиотаж. На этапе создания сериала ожидали, что так случится?
– Честно? Да. Такого продукта раньше не было, и мы надеялись, что он найдет отклик у телезрителя. Но мы не ожидали, что это случится так быстро! Когда на фан-встречу в «Гулливере» пришло 9,5 тысяч человек, мы обалдели. Теперь важно удержать планку. На фан-встречах в рамкаж тура по городам Украины тоже был солд-аут, хотя наши ребята - не профессиональные танцоры и певцы, которые регулярно ездят в туры со своими концертными программы, кроме Ани Тринчер, суперфиналистки «Голоса країни». Мы подготовили конкурсы, написали сценарии, у каждого актера была своя миссия на сцене. Нам было важно показать зрителям, что наши ребята такие же, как и они, с такими же интересами. Благодаря этим фан-встречам нам удалось поменять резко негативное отношение к героине Алены Курты – Дарине Петровне. Алена вышла к зрителям в нежном, женственном образе, танцевала аргентинские танцы на сцене, и как результат, очень много детей подходило к ней, чтобы обнять и сделать фото. После успешного тура по Украине актеры сериала стали еще ближе к своим зрителям и сами получили заряд энергии для дальнейших сьемок. Я думаю, такой ажиотаж среди молодежи вызван тем, что им нужны кумиры. Родители не могут таковыми быть. На наших встречах со школьниками дети часто жаловались, что мамы и папы не могут их понять, ведь учились в совсем другое время, без интернета и гаджетов. Наш сериал – хорошая энциклопедия для родителей, а для детей – возможность построить с ними диалог. Каждый найдет там что-то для себя.
– У вас в сериале и тема буллинга была, и тема подростковой любви, и тот же «Синий кит». Как определяли актуальность тем?
– Да, мы брали достаточно острые темы, но каждой из них мы хотели зрителя чему-то научить. У нас хорошие герои и миссия – нести правильные ценности. Даже у героев, которые ведут себя не очень хорошо, есть причина, почему они так поступают. Например, Лола, главная героиня. Ради лайков для своего блога она сделает что угодно. Почему? Потому что ей надо кормить бабушку и троих младшеньких – двух братьев и сестру. Она зарабатывает деньги, лишь бы их не отдали в детдом. У нас нет хороших или плохих героев, они все многогранны. Мы брали хайповые темы, выписывали их и продумывали, как проиграть, чтобы была мораль.
– Аудитория канала – это женщины средних лет. А тут сериал для подростков, но вас все равно смотрят. По какой аудитории вы лидируете?
– Не совсем (смеется). Аудитория телеканала и нашего сериала моложе. Понятное дело, что нас хорошо смотрят и в городах, и в селах. Больше всего зрителей - в возрасте от 9 до 23. Но хорошо смотрят и женщины до 30. 40+ тоже. Людям постарше тоже интересно, какова она, нынешняя школьная жизнь. Если говорить о целевой аудитории «1+1», то она смотрит нас чуть выше средней доли канала.
– На какую аудиторию вы изначально рассчитывали?
– Целились мы, когда брифовались, на женщин и их детей. У нас ведь такой каст, что было бы логично, если бы к нам пришли дети.
– Насколько я понимаю, у вас немало зрителей и в интернете…
– В среднем у одной серии на YouTube-канале 1,2 млн просмотров. Первую посмотрели почти 4 млн. Это те люди, которые понимают украинский язык. Часто на форумах видим просьбы о субтитрах или дубляже, потому что нас хотят смотреть и ребята из ближнего зарубежья, той же Беларуси, например.
– Так будете делать субтитры?
– Мы занимаемся сейчас озвучкой, потому что есть предложение о покупке продукта.
– То есть пока никуда его не продали?
– Продали, но пока не могу сказать куда.
– И Библию уже написали?
– (Вздыхает) Мы находимся в процессе. Понимаете, у меня и моей команды, которая работает над сериалом «Школа», особо опыта в сериалах не было, мы хотели делать сериалити. Поэтому сейчас, набравшись опыта во время работы над первым сезоном, мы приступили к этой задаче.
– Собираетесь ли вы, в силу такой популярности «Школы», монетизировать проект? Я сейчас не о простой рекламе.
– Мы понимаем, что наши ребята – нарасхват, их часто приглашают сниматься в рекламе, выпускается линейка мерча с героями сериала, недавно вот тетрадки с их изображением выпустили, дневники, одежду, и все нужное для школы. Очень актуально ведь, скоро учебный год. В конце августа также выйдет книга о главной героине сериала - «Щоденник Лоли» от издательства «Книголав», которая станет приквелом первого сезона. Ажиотаж и ожидание второго сезона очень большое, да и выходить он будет в высокий сезон. Если он будет таким же успешным, я буду очень счастлива.
– Когда поняли, что любое движение героев «Школы» воспринимают на «ура», какие активности придумали? Помнится, у героев был тур по Украине с фан-встречами.
– Все дело в том, что киевская фан-встреча прошла очень успешно. Людей было много, и все хотели поближе подойти к актерам. Мы беспокоились о безопасности зрителей, так как пришло очень много детей, героев на какое-то время даже пришлось увести. Провести фан-встречу удалось только после того, как поклонники немного успокоились. А потом нам начали писать люди, мол, что они из Полтавы, из Львова специально ехали, из Житомира, но не успели сфотографироваться с героями. Тогда мы решили, что пора ехать по городам.
– Фан-встречи были платными?
– Да. И каждое мероприятие у нас окупилось. Часть вырученных денег мы передали в фонд «Ти не один» на проект «Право на освіту», чтобы у маленьких пациентов был доступ к хорошему образованию.
– После первого сезона вас упрекали в том, что в сериале много профессиональных моделей, а играют они плохо. Может, во втором сезоне будет больше актеров?
– Из наших актеров опыт в моделинге есть у Никиты Вакулюка и Лизы Василенко, ее рост 171. Мы не особо копались в ее модельном прошлом, она просто неплохо сыграла, у нее было 58 тысяч подписчиков, то есть она уже была популярным блогером. Остальных актеров подбирали с похожими жизненными историями, чтобы персонаж понимал и чувствовал то, что он играет. В актерском составе есть и профессиональные актеры – наш директор Анатолий Тихомиров и Карина Чернявская, она в театре играет. Многие из актеров школьного возраста или выпускников поняли, что это – их призвание, и поступили в театральный. Есть у нас Яна Андреева, мама главной героини, которая работала ведущей на «2+2». Она переживает, что мало времени уделяет своему ребенку из-за работы. И она так расплакалась на трактах, что мы поняли – надо брать. Потому что она понимает, ЧТО играет. И неважно, есть у нее профессиональное образование или нет.
Кто знает, вдруг спустя годы создатели смогут похвастать, что именно они взрастили новое поколение профессиональных актеров. А за их профессиональным ростом вы сможете наблюдать совсем скоро - «Школа» стартует на Плюсах в начале осени.
Фото - Андрей Полищук