Facebook LiveJournal Twitter

Реальные шансы Украины попасть в номинацию на «Оскар-2019» и другая правда про фильм «Донбасс» Сергея Лозницы

15:45 30.08.2018 0

Решения Украинского оскаровского комитета еще никогда не вызывали такого ажиотажа. Даже в памятном 2014 году, когда за право представлять Украину в долгом-долгом перечне картин, которые страны выдвигают на соискание в категории «лучший иностранный фильм», схлестнулись в кровавом бою «Племя» и «Поводырь» и их создатели и продюсеры, в результате которого полегли личным составом эксперты Оскаровского комитета. Да так, что в 2015 году Украина никого и выбрать на соискание не могла.

Тем более никогда ни до, ни после вердикт этого комитета не имел такого веса, и не только абстрактной чести представлять страну в этой непростой категории, но и материального груза. Впервые за долгое время Украина собирается участвовать в гонке за хотя бы шорт-лист всерьез, и профинансирует - и на государственном уровне через Госкино, и в частном порядке через фонды и ассоциации - промокампанию фильма в США.

Неудивительно, что результатом голосования комитета стало решение выдвинуть на соискание «Донбасс» Сергея Лозницы: он получил награду за лучшую режиссуру в рамках программы Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» и поддержку во французском прокате. 

Три разных фильма Лозницы в этом году участвовали в трех основных кинофестивалях класса А в конкурсной программе: «День победы» в Берлинале, «Донбасс» в Каннах и «Процесс» в Венеции. На такое способен только один из лучших режиссеров поколения, и неудивительно, что фильм Лозницы на голову выше конкурентов, которых рассматривало жюри.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

А это фильмы «Брама» Владимира Тихого, «Вулкан», Романа Бондарчука, «Киборги» Ахтема Сеитаблаева, «Когда падают деревья», Марыси Никитюк и «Миф» Ивана Ясния и покойного Леонида Кантера.

Не все фильмы в этом перечне равны: в некоторых от режиссуры только приписка в титрах, некоторые работы по-настоящему интересны. Какие-то из них гораздо более патриотичны чем «Донбасс», другие - просто менее сложные и не вызывают у зрителя затяжного экзистенциального кризиса и переосмысления своей реальности.

Но ни один из них нельзя назвать лучше «Донбасса» по кинематографическим признакам, только по контексту. А следовательно, и выбор, стоявший перед Комитетом, был прост:

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Внять гласу разума или поддаться эмоциям? Итог - разум победил. Украина выдвинула на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» именно тот фильм, на который все и делали ставки.

Несмотря на это, ряд других картин - и «Киборги», и «Коли падають дерева» и «Вулкан» - набрали несколько голосов.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Госкино в лице первого заместителя главы Сергея Неретина не удивилось

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Объявление вердикта тоже не сопровождалось обмороками. И все же десятки журналистов и около пяти камер в пресс-центре кинотеатра «Жовтень» демонстрировали существенно возросший интерес к мероприятию.

Кстати, повышение интереса к индустриальным событиям украинского кино не может не радовать. Но качество пресс-конференций неизбежно страдает: вопросы становятся все более странными.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Поэтому вместо того, чтобы пересказывать слова спикеров, я вам лучше объясню реальные препятствия, которые стояли и еще стоят на пути «Донбасса».

«Донбасс» - это фильм 2018 года, который создавался в копродукции Германии, Украины, Франции, Нидерландов и Румынии. Причем доля Украины в копродукции меньше, чем планиовалось изначально: увеличение общего бюджета фильма с 41 млн 632 тыс. грн до 71 млн 340 тыс. грн в 2017 году привело к тому, что не изменившаяся сумма финансирования Госкино составила не 35,4%, а 22,9%. Это было связано с разницей курса и подключением к проекту новых европейских партнеров. 

Благодаря этому, кстати, к фильму присоединился и Европейский фонд поддержки кинопроизводства Eurimages«Донбасс» - один из 17 фильмов, поддержанных фондом в прошлом году. И именно благодаря участию Eurimages работа Лозницы может претендовать на серьезный европейский прокат: все кинотеатры в сети Eurimages обычно прокатывают все картины, поддержанные фондом, а это около 4000 кинотеатров по всему континенту.

Но некоторые на рынке переживали (не очень резонно), что доля участия Украины в проекте недостаточна для того, чтобы страна могла выдвинуть этот фильм в номинацию Американской киноакадемии. Это мнение ошибочно, Киноакадемия таких ограничений не ставит. 

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Сюжет фильма основан на документальных материалах и рассказывает о событиях, которые происходили на востоке Украины, показывая две стороны - и Украину, и так называемые народные республики. Роли в фильме исполнили как профессиональные актеры, так и просто проживающие там люди.

В связи с этим у сайта «Миротворец» и даже СБУ возникали вопросы к членам съемочной группы картины. Но на эти вопросы нашлись такие ответы, из-за которых Список лиц, угрожающих национальной безопасности Украины, не пополнился, а значит, запрет картине пока не угрожает.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

С другой стороны, прокатного удостоверения в Украине у фильма тоже еще нет - впрочем, это только формальность и вопрос времени, так как картина будет получать его совсем скоро с готовой звуковой дорожкой на украинском языке: в оригинальном варианте фильма персонажи говорят на украинском, русском, английском и немецком языках в соответствии со своими ролями.

Кроме того, у «Донбасса» есть несколько версий: знающие люди уточняют, что в Каннах и на ОМКФ шли несколько отличающиеся друг от друга варианты фильма. Отдаю должное мужеству тех, кто был готов посмотреть фильм дважды за менее чем полгода, но спешу заверить, что окончательную версию монтажа Сергей Лозница уже сформировал.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Ну а пока Алик Шпилюк объявляет, как будет происходить дальнейший отбор фильмов в категории,

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Сергей Неретин уточняет, что промокампания «Донбасса» как оскаровского кандидата начинается уже сейчас, с Днями украинского кино в Торонто и участием украинского стенда на кинофестивале TIFF,

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

А глава счетной комиссии Комитета Сергей Васильев (он же, судя по всему, полный состав этой счетной комиссии) заверял голоса, отданые за все проекты. и начисленные им по правилам Комитета баллы,

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

я предлагаю обсудить самый приземленный из всех вопросов пресс-конференции - денежный.

Украинскому фильму необходима рекламная кампания в США, чтобы быть хотя бы замеченым Американской киноакадемией. По оценке директора Ассоциации продюсеров Украины Сергея Корзаченко, для успешной кампании фильма в США необходимо $50-100 тыс. Часть суммы собираются просить в Украинском культурном фонде и Госкино, часть - искать у частных инвесторов. Это при том, что Госкино уже выделяет 250 тыс. грн на украинскую промокампанию «Донбасса».

Давайте посмотрим, адекватна ли эта оценка.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

По словам Сергея Корзаченко, денег чем больше - тем лучше, и это совершенно неоспоримый тезис. Но какие все же деньги нужны для выхода картины в США, можно замерить и с меньшей долей абстракции.

Например, посмотреть, что вообще из себя представляет Specialty market, состоящий из картин, выходящих в ограниченый прокат, и как себя позиционируют на нем независимые фильмы, и с какой маркетинговой стратегией выходят.

Эта тема заслуживает отдельного большого исследования, но вкратце сообщу вам, что базовый минимум расходов составит: 

  • привлечение трейлер-хауса,
  • привлечение дистрибутора/кинотеатров,
  • продвижение в нужных метрополиях (обычно практикуют прокат в 2-9 кинотеатрах в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе).

Грамотно спланированная кампания (которая, естественно, не будет стоить дешево) ориентирована на малое количество экранов и сеансов, так как замеряется успех фильма в ограниченом прокате показателем PTA (per theatre average), то есть сборами картины на кинотеатр. Эта сумма может достигать $40 тыс., а в некоторых случаях и $90 тыс. за уик-энд.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Особенно если фильм интересен своими темами, а не только художественными приемами, зрителю США.

Здесь следует отметить, что Сергей Лозница исследовал вопрос, уникально близкий одновременно и украинцу, и американцу: роль медиа, фейков, хайпа и искривления информационного поля вокруг событий в жизни общества. Если однозначно дать Америке понять, что фильм - о fake news, интерес к нему будет намного выше, чем может дать апеллирование к вопросу военного конфликта.

Сергей Лозница, Донбасс, Денис Иванов, Оскар, Украинский оскаровский комитет

Кстати, как напомнила Людмила Горделадзе, кинотеатр «Жовтень» выпустит «Донбасс» в прокат до его широкого релиза в Украине: это необходимое условие попадания фильма в категорию Американской киноакадемии, недельный коммерческий прокат с ежедневным сеансом до 1 октября предыдущего года.

«Донбасс» можно будет посмотреть с 20 по 27 сентября. Широкий же прокат начнется 18 октября. Не пропустите этот фильм в кинотеатрах, чтобы понять, о чем весь хайп.

Фото - Андрей Полищук

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...
''