«Чудовищное» Госкино, «бессмысленное» Общественное, и кому нужно дать денег. О чем говорили на ежегодном «Саммите медиалидеров»
Раз в год, когда листья начинают осыпаться с деревьев, а ртуть в термометрах опускается ниже комфортных летних значений, пути сразу нескольких топов отечественной телеиндустрии пересекаются в одном месте. Случается это не потому, что вместе теплей и комфортней пережидать непогоду (в этом случае как раз наоборот), а потому, что свои двери открывает конференция «Телевидение как бизнес», которую «Индустриальный телевизионный комитет» организовывает в рамках KYIV MEDIA WEEK. Поскольку традиции нарушать нельзя, так произошло и в этом году. Правда, во время подготовки организаторы не торопились раскрывать список спикеров, да и вся конференция в целом обещала быть богатой сюрпризами: ее программа до последнего значилась «предварительной», и хоть какая-то ясность в том, чего ждать гостям, появилась лишь накануне проведения мероприятия.
Впрочем, той самой панели «Саммит медиалидеров» это не касалось: даже приехав на место и походив между собравшимися, сложно было понять, какими именно лидерами и разговорами между ними будут удивлять ИТК и вечный модератор мероприятия Александр Богуцкий. Что ж, в таких условиях мне оставалось лишь ждать, сохранять оптимизм и надеяться, что дискуссия, которая обычно становилась гвоздем всей программы, не ударит в грязь лицом и в этот раз.
«Знаешь, кто будет на саммите? Вот и я не знаю», - как бы говорили друг другу гости
Некоторые, возможно, даже делали ставки
И лишь Роман Андрейко загадочно улыбался и молчал: он-то точно знает, что будет участвовать в дискуссии
В общем, пока одни гадали, а другие таинственно хранили молчание, час «Ч» неумолимо приближался. А когда пришло время рушить интригу, к микрофону для исполнения привычных обязанностей наконец вышел Богуцкий.
- Вы все наверняка ожидали увидеть здесь Сашу Ткаченко, - бодро начал Александр, и я даже на какое-то время поверила, что на сцену сейчас выйдет глава «1+1 Медиа». - Но его не будет. Но не думайте, что раз он не пришел, мы не будем о нем говорить. Скорее, его отсутствие позволит остальным спикерам не играть в «среднеазиатских тигров», а даст сосредоточиться на конкретных вещах, в частности - на производстве.
Дав гостям в общих чертах осознать ситуацию, Богуцкий наконец пригласил на сцену тех, кто попал в список «медиалидеров» в этом году. Кроме уже проспойлеренного мной Андрейко, заветные места достались Ольге Пантелеймоновой и Виктору Приходько.
Честно говоря, даже узнав имена спикеров, мне было сложно понять, какая дискуссия у них может получиться на конференции «Телевидение как бизнес». Но Богуцкий и тут мне помог: «Мы могли бы снова, как и в прошлые годы, поговорить о больших и прибыльных каналах, но вместо этого остановимся на том, что позволяет им таковыми стать. Это, в первую очередь, качественный продукт, а также сила и ум, которые требуются для его производства. Кроме того, мы остановимся на запуске цифры, способах капитализации контента, а завершим чувством страха, которое наши спикеры то ли испытывают, то ли нет из-за прихода в Украину таких гигантов, как Netflix, Amazon и Facebook Watch».
Что ж, раз ориентиры намечены, то и разговор можно начинать. Правда, Александр, зная законы драматургии, сразу развернул беседу в более любопытное русло. Передавая слово Приходько, он отметил, что его продакшен Victoria Film Studios еще ни разу не просил государственных денег, и предложил поговорить именно об этом, а также о том, зажило ли производство, и с какими проблемами Виктор сталкивается сегодня.
Ну а Виктора, знаете ли, два раза просить не надо
- Мы стараемся делать качественный продукт, поэтому производим около 100 часов контента в год. Могли бы и больше, 300-400, но тогда я не был бы уверен в качестве. Что касается проблем, то сегодня в стране наблюдается чудовищный дефицит кадров. А действия Госкино делают его еще больше: они раздают чудовищные деньги на чушь собачью, чем наносят огромный вред и качеству, и рынку в целом.
Многие в зале не ожидали такого поворота в дискуссии, но Виктора уже было не остановить
- Это действительно так! Госкино дает деньги на проекты, которые вообще не должны существовать. У 44 из 45 профинансированных ведомством проектов нет нормального сценария. Деньги даются всем подряд, над фильмами работает кто попало. У нас на студии был такой случай: в части павильонов находился другой продакшен, а у нас был водитель, которого мы уволили за профнепригодность. Так вот буквально через пару дней я снова встретил его на студии, хотя запретил ему там появляться: он мне сказал, что теперь работает в том продакшене продюсером проекта, на который дали денег в Госкино.
«То есть, видите, это студия, в которой есть уникальные карьерные возможности», - попытался отвлечь Виктора шуточкой Богуцкий.
Но не получилось. Приходько не стал ограничивать себя критикой Госкино и перешел к системе образования: «Я не верю в наши театральные институты. Преподаватели в них - мрак, они ничему не могут научить студентов. Поэтому мы рассматриваем возможность запуска собственной киношколы, где будем готовить качественные кадры. А еще я готов выделять деньги на то, чтобы отправлять молодых людей куда-нибудь в Беркли, чтобы они там поучились хотя бы год. По опыту, это работает: им там вправляют мозги, а что еще важнее, у них появляется вкус. А вообще, если честно, я не знаю, о чем говорить», - наконец выдохся Виктор.
Ну а раз пламенный спич был окончен, слово взяли другие участники того, что было задумано как дискуссия. В игру вступила директор компании Star Media Ольга Пантелеймонова.
- Если говорить о нашей компании и о рынке в целом, то последние несколько лет прошли под знаком объединения. Причем это касается как индустрии, так и государства. Мы сознательно пошли по такому пути, чтобы каждый продакшен понял, что мы, в первую очередь, партнеры, ведь только в такой ситуации можно создать рынок и заставить его работать. Что касается государства, то и им, и нами была проведена феноменальная и очень тяжелая работа.
Виктории Ярмощук такой тон беседы должен был понравиться куда больше, чем монолог Приходько
Да и остальным слушателям тоже
Конечно, критика в словах Ольги тоже присутствовала, но конструктива в ней было намного больше: «Мы тоже считаем неидеальной систему образования, и молодых специалистов нам тоже не хватает. Но в то же время мы понимаем, что в нашей стране очень много молодых креативных людей, а потому помогаем их образовывать. Причем делаем мы это не столько ради благотворительности, сколько ради самих себя - это инвестиция в будущее».
А еще, в отличие от Приходько, Пантелеймонова не видит ничего плохого в госфинансировании. По ее словам, это очень важно не только для кино, но и для телевидения, которое смотрит намного больше людей, к тому же в условиях, когда нужно противостоять российской пропаганде.
На этом Ольга решила закончить, а микрофон перешел наконец к совладельцу канала «24» Роману Андрейко. И поскольку он был единственным представителем телеканалов в дискуссии, Богуцкий предложил ему поразмышлять о совмещении телевидения и бизнеса. Ну а тот и рад:
- Когда мы начинали, то нам приходилось на многом экономить. Но раз разговор о бизнесе, то логично говорить о чем-то кроме экономии. Например, мы отлично знаем, что большинство украинцев продолжают получать информацию из телевидения, поэтому нишевые информационные каналы имеют право на существование. А мы, собственно, таким и являемся. Поэтому мы следим за тем, как происходит потребление информации, чтобы выстраивать план действий на год, на три вперед.
Поговорив о стратегиях, Андрейко переключился на еще одну составляющую своего холдинга - сайт канала «24». «Только в августе аудитория ресурса составила около 10 млн уникальных посетителей. Это очень большая цифра, она уже даже стала соответствовать показателям канала», - отметил Роман.
Чтобы еще больше впечатлить присутствующих, Андрейко отметил, что в июле и августе мобильный трафик сайта составил 75-77%. «Мы наблюдали этот тренд довольно давно. В прошлом году в среднем посещения с мобильных устройств составили 62%, а в некоторые месяцы - 65%. Я ждал, что до цифры в 75% мы доберемся в конце 2019-го - начале 2020-го, но получилось достичь раньше».
Собственно, поэтому в холдинге и решили подстраивать контент канала под то, что происходит на сайте. Если раньше в его сетке вечера были отданы под обычные выпуски новостей, то теперь их заменила аналитика того, что происходило в течение дня.
Орест Билоскурский, когда услышал про цифры, явно оживился
А Богуцкий отметил, что Андрейко показал прекрасный пример того, какую промо-пользу можно извлечь из конференции, и тут же переключил разговор на инвесторов, готовых тратиться на телепроизводство
Зал замер в ожидании интересной информации, но Александр вместо какого-нибудь конструктива ни с того ни с сего начал критиковать Общественное
«Мы уже увидели на примере кино, что государство - крупный инвестор. Но куда оно инвестирует на телевидении? Правильно, в Общественное. Но входит ли Общественное хотя бы в ТОП-20 украинских телеканалов?», - засыпал Богуцкий присутствующих риторическими вопросами, явно намекая, что смысла в существовании НОТУ не так уж много.
Кто-то в зале попытался намекнуть Александру, что одним «UA: Першим» Общественное не ограничивается, но аргумент оказался так себе: Богуцкого, как выяснилось, угнетает несправедливость распределения госденег на телевидении (о госфинансировании сериалов он, видимо, забыл, как и о том, что дотации НОТУ - часть обязательств перед ЕС), а также то, что «UA: Перший» отказался поддержать проект «Новые лидеры». В принципе, последний момент многое объяснил.
Тут я подумала, что ничего интереснее на панели уже не услышу, но микрофоном снова завладел Приходько.
- Так получается, что государство тратит миллиарды, чтобы сделать всем нам хуже. Закупочные цены упали, зарплаты выросли, и производители от этого страдают. А вы видели контент, который производят «УТ-1» и канал «Культура». Нет, «Культура», безусловно должна быть, но не в таком же виде!
Если вы подумали, что на этом Виктор закончил, то нет. Раздавая всем сестрам по серьгам, не забыл Приходько и о Министерстве информполитики, которое, по его мнению, имеет больший бюджет, чем все телеканалы, но эффективно противостоять российской пропаганде не может, ведь компетентностью там и не пахнет.
В общем, продолжать это можно было бы бесконечно, но модератор Александр, кажется, понял, что ничего хорошего из такой беседы не получится. Пошутив, что вряд ли Приходько позовут на «Медиалидеров» в следующем году, Богуцкий на всякий случай резюмировал, что на самом деле он не против Общественного, а за эффективный менеджмент, и на этом поставил точку.
Признаться, я до сих пор гадаю, что это такое было, почему на сцене оказались те, кто оказались, и почему «Саммит медиалидеров» обошелся, будем честны, без лидеров. Причин мне, разумеется, никто не озвучил, так что придется как-то уживаться со всеми этими вопросами, а также знанием о том, что Приходько думает про все госпрограммы, над которыми индустрия сообща работала в течение нескольких лет. Богуцкий это объяснил тем, что у нас в стране свобода слова и мнений, а что по этому поводу думаете вы?
Фото - Андрей Полищук