Пришел Созановский и всех разогнал. Что мешает развиваться креативным индустриям Украины, и как это исправить
Мое любимое развлечение конца сентября - перебирать конспекты, аудиозаписи и просто случайные заметки, которые я сделала на KYIV MEDIA WEEK, составляя из них план работы как минимум до весны.
Кроме вдохновляющих и практически полезных мероприятий, в программе медиафорума встречаются и ивенты с философским подтекстом. Их миссия на медиарынке - поставить перед каждым из нас вопросы и вынудить искать на них ответы.
Таким для меня стала, например, пресс-конференция, посвященная развитию креативных индустрий в Украине.
Ожидания у вас креативные? Если нет, то чего вы ждете?
Как анонсировал сразу же взявший на себя роль модератора дискуссии Александр Богуцкий, все заинтересованные стороны уже понемногу начинают формировать государственный бюджет на 2019 год, а с ним - и приоритеты развития всего украинского рынка контента.
Потому что как ни тряси, а государство в Украине - главный инвестор в индустрию, и продолжит таким оставаться еще долго. «Но приоритет сейчас - создание новых рабочих мест и развитие отрасли экономики. А для этого надо как можно скорее ввести ребейты», - уточнил Богуцкий. Ну, так кто же спорит?
Первый зам министра Культуры Светлана Фоменко предугадала вопросы журналистов и сразу рассказала, как в Минкульте видят распределение финансирования между всеми претендующими на деньги органами:
«Министерство культуры просило 700 млн грн на нужды патриотического кино и поддерживает запрос Госкино на свои программы в 1 млрд 900 млн грн. Именно такие суммы я считаю соответствующими нуждам».
Заметьте, где в этих деньгах предусмотрены ребейты, совсем не очевидно: все опять сводится к финансированию продакшенов.
Что услышал глава Госкино Филипп Ильенко? Именно что ничего, а значит, по выполнению не только бюджетных программ, но еще и норм принятого не так давно Закона Украины о государственной поддержке кинематографии голова продолжит болеть еще год. Как будто мало и без того поводов для головной боли.
Необходимый для запуска программы ребейтов законопроект как лежал на рассмотрении парламента, так и продолжает лежать, ждет своего звездного часа, чтобы выйти в зал. Об этом надеюсь держать вас в курсе.
Потому как без внедрения наконец-то экономической составляющей в процесс украинская индустрия контента остается не экономикой, а меценатством.
Впрочем, Богуцкий напомнил, что кинопродюсеры отличаюся от правительства хотя бы тем, что властью не наделены и исполняют не государственные функции, а, слава богу, частные.
А тем временем на пресс-конференцию все прибывали и прибывали спикеры
Некоторые, как Сергей Лавренюк
или Ирина Костюк, решили остаться на правах слушателей
А другие - член Нацсовета Валентин Коваль, директор «Медиа Группы Украина» Евгений Лященко
и соучредитель FILM.UA Group Сергей Созановский - говорили о наболевшем
Развитие индустрии невозможно, если перегревать финансово только одно звено - кинопроизводство, и не уделять внимания всем остальным. Так, вполне естественна ситуация, когда фильмы в кинотеатрах уже выходят, но и самих залов недостаточно, и распределить проекты по сеансам достаточно сложно, и в целом страдают все остальные звенья этой цепи.
А Украина поэтому теряет деньги. Например, как напомнил Сергей Созановский, телеканал HBO снимал в этом году сериал «Чернобыль» - дорогой проект, с бюджетом и звездами первой величины. Но из 102 съемочных дней в Украине было всего 5, остальное время продакшен работал в Литве. Которая, напомню, уже пять лет успешно предлагает на такие проекты ребейты 25%.
«И это только поверхностная часть вопроса. Нам нужно амбиции формулировать чуть глубже, чем просто фильм-сервис для голливудских студий. Когда ребейты предлагают наши соседи и туда едут снимать большие проекты такие студии, на эти проекты неизвежно утекают лучшие украинские таланты и мозги. Наши операторы, наши актеры, наши специалисты. И вернуть их потом в страну будет гораздо дороже: за мозги и талант во всем мире крайне жесткая конкуренция».
«Нельзя игнорировать и другой важный аспет этой истории. Когда в Украину приезжает звезда с мировым именем, снимает сторис на Крещатике и постит в соцсетях, как она в ресторанах общается с коллегами - это сигнал для всего мира, что это нормальный рынок, на нем есть достойные внимания партнеры, здесь можно работать. Это сигнал посерьезней, чем открытие магазина по франшизе мирового бренда. Но без запуска ребейтов поддерживать это индустрия не сможет».
Потому что, как резюмировал Александр Богуцкий, сами по себе даже тараканы не заводятся: нужно создать им благоприятные условия. А уж качественному контенту этих условий надо еще больше.
И стоить они могут, кстати, совсем не миллиарды. И эффективность денег в этом вопросе еще предстоит качественно замерять.
Надеюсь, народные депутаты Украины дадут нам такой шанс.
Фото - Андрей Полищук