Почему телевидение потеснило кинематограф, и как снять мировой телехит. Скрижали мудрости от Нила Ландау на KYIV MEDIA WEEK
Бывают такие события, значимость которых переоценить сложно. Обычно ее определяет время, но уже сегодня я готова предсказать, что визит на KYIV MEDIA WEEK Нила Ландау, состоявшийся 18 сентября, точно попадет в этот список. Почему? Все просто: во-первых, регалий у Нила столько, что они не помещаются и в две строки текста (он и сценарист, и шоураннер, и продюсер, и скрипт-консультант, и даже профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе), а во-вторых, всего за 40 с хвостиком минут своего выступления Ландау рассказал украинцам целую гору медийных премудростей, объяснив наконец-то, почему сегодняшнее телевидение почти затмило своей славой мировой кинематограф.
Уверена, что вы приложили все усилия, чтобы услышать это вживую. Но память любит играть с нами в странные игры, и не исключено, что в нужный момент факты, рассказанные Нилом, спрячутся от вас в дальний угол вашего же сознания. Чтобы этого не произошло, а также для тех, кто прогулял воркшоп, я все тщательно законспектировала. Теперь совершенно неважно, сходили вы на мероприятие или променяли его на менее полезные вещи: почитайте, о чем говорил голливудский гость, еще раз намотайте озвученную им мудрость на ус, а когда надо будет - возвращайтесь к этой шпаргалке снова. Мне, знаете ли, не жалко - чего не сделаешь для вашей пользы.
Как я уже говорила, лейтмотивом выступления Ландау была попытка понять, стало ли сегодняшнее телевидение главнее кинематографа в иерархии контента. Забегая наперед, отмечу, что однозначного ответа на это нет даже у Нила. Зато в чем он уверен, так это в том, что нынешнее положение вещей с цифровыми новинками в сфере ТВ (например, стриминг-платформами) оказывает огромное влияние на мир кино. Давайте же разберемся, почему так, и в чем конкретно заключается это влияние.
Скоро Нил обо всем расскажет, а пока - последние приготовления перед докладом
Большинство слушателей вооружились наушниками с переводом, а Ирина Костюк все понимает и без подсказок
Если ходили на воркшоп - ищите себя на фото
Ландау уже вышел к микрофону, а значит, пора и нам переходить к делу
Как я уже сказала, по ходу выступления Нил разбирался с ролью телевидения, а также с его влиянием на кино, но начал он не с этого. Поздоровавшись с аудиторией по-русски и объявив себя гражданином мира, он решил вернуться в момент, когда все только начиналось, а точнее, в 2004 год.
Почему именно туда? Да потому, что именно в тот год произошло сразу несколько событий, перевернувших представление человечества о потреблении контента. Сначала, во время Супербоула-2004, случился известный казус с костюмом Джанет Джексон, когда случайно оголилась ее грудь. Событие транслировалось в прямом эфире, но одного раза зрителям оказалось мало: сразу после миллионы людей ринулись в интернет в поисках записи, однако добыть ее в условиях отсутствия YouTube было не так уж просто. Собственно, как теперь говорят, именно этот момент вдохновил троих экс-работников компании PayPal на создание видеоплатформы, аналогов которой в мире еще не было, и случилось это буквально через год после инцидента на Супербоуле. Впрочем, одной Джексон 2004-й не обошелся: тогда же запустилась первая в мире массовая социальная сеть Facebook, появилась онлайн-игра World of Warcraft, и, что самое знаковое для телевидения сегодняшнего дня, в эфир вышел первый сезон сериала Lost («Остаться в живых»), перевернувший представления о телебюджетах - один только его пилот стоил порядка $10 млн.
Андрей Ногин погрузился в воспоминания, но пока не понял, зачем
Но Ландау тут же принялся объяснять, зачем понадобился этот экскурс в историю
По его словам, именно тогда начались процессы, которые в итоге привели не просто к цифровой революции, но и к революции контента и его потребления в целом. Во-первых, благодаря появлению YouTube, у человечества теперь была возможность пересматривать любимые ролики хоть по сто раз на дню, а во-вторых, свое дело сделали возросшие телебюджеты: теперь вкладывать миллионы можно было не только в контент для кинотеатров. Ну а раз так, то стоит признать, что годом, после которого доминирование кинематографа осталось в прошлом, стал тот самый 2004-й.
Кстати, любопытный момент. Раз уж речь зашла о пилоте шоу Lost, то Ландау отметил, что он перевернул представление телевизионщиков всего мира о том, каким должен быть пробный эпизод. Если раньше производители старались дать в нем как можно больше ответов на то, что ждет зрителя дальше, то в Lost все было с точностью до наоборот: к финалу серии у аудитории накопилось столько вопросов, что зарубить шоу на корню было бы настоящим преступлением.
Следующим этапом, перевернувшим представление о затратах на производство телеконтента, стал дебютный эпизод проекта «Подпольная империя». Его режиссером выступил сам Мартин Скорсезе (и это, по сути, стало началом миграции именитых кадров из кино на телевидение), а ценник приблизился к $20 млн - не в последнюю очередь, из-за грандиозной декорации, дублирующей Атлантик-Сити 20-х годов.
Ну а финалом этой революции, по словам Нила, вполне можно считать старт трансляции «Игры престолов»: столь дорогого, масштабного и богатого героями проекта телевидение еще не знало
Что может быть лучше пересмотра эпизода из «Битвы бастардов» на KMW?
Покончив с погружением в события минувших дней, Ландау наконец перешел к сути. После того, как телебоссы стали тратить больше денег на производство контента, а режиссеры, актеры и продюсеры потихоньку перебирались с большого экрана на малый (куда их раньше и калачом было трудно заманить, между прочим), стала меняться и картина потребления. С каждым годом в мире становилось все больше цифровых платформ, облегчающих доступ к любимым шоу в любой удобный для каждого отдельного зрителя момент, а значит, кино перестало быть Меккой, в которую раньше выстраивались очереди желающих прикоснуться к новому и прекрасному.
Заставляет задуматься, не так ли?
Теперь мы имеем следующую картину. Ежегодно в мире появляется невиданное ранее количество новых сериалов. Например, только в 2018 году и только в США Нил насчитал более 500 свежих шоу. Впрочем, это для мира телевидения не слишком хорошо: такое количество новых проектов, по мнению Ландау, свидетельствует только о том, что на рынке образовался сериальный пузырь, который рано или поздно лопнет.
Слушатели в этом моменте напряглись, ведь прогноз от Нила - случится это в течение следующего года, максимум - двух
Но есть и хорошие новости. Исчезновение пузыря приведет к тому, что на рынке случится так называемый «цифровой дарвинизм», в результате которого выживут только лучшие сериалы: с более глубокими, чем у конкурентов, характерами персонажей, с более острыми конфликтами, с более закрученной интригой и, конечно, с более качественной картинкой.
Но все это случится потом, а влияет телевидение на кинематограф уже сегодня. Если раньше с первого взгляда на проект можно было понять, для какой платформы он предназначен, то теперь грани и границы стерлись настолько, что ни в качестве, ни в кадрах разницы между теле- и киноконтеном больше нет. Самые консервативные кинематографисты еще пытаются отстоять свое право быть главными, но Нил уверен, что и это - вопрос времени. «Помните историю с Каннским кинофестивалем, который забанил у себя контент Netflix? Я настолько уверен в том, что в ближайшее время они передумают и сами попросят сервис вернуться, что готов поставить на это тысячу долларов!» - отметил Ландау.
Желающих принять вызов не нашлось: в зале собрались только реалисты
Одним словом, то, что процессы, происходящие на рынке телеконтента, безусловно влияют на киноиндустрию - факт, спорить с которым настолько же бессмысленно, насколько и ждать, что триумф телевидения продлится вечно. Собственно, по мнению Ландау, и вытеснение им кинематографа тоже крайне маловероятно: скорее всего, в ближайшие годы случится некая конвергенция и синергия этих двух сегментов.
«Это раньше они считались совершенно разными и непохожими друг на друга, но с каждым годом общего у них становится все больше», - резюмирует Нил.
Ну а напоследок спикер решил углубиться в мир цифровых платформ, с которыми сегодня плотно ассоциируется телевидение, и рассмотреть как его достоинства, так и недостатки.
Самые прилежные слушатели все записывали. Ну, или делали селфи - тут уж не угадаешь
Помня, что у любой медали имеются две стороны, свой анализ Нил строил именно с этих позиций: один и тот же аргумент можно рассматривать как со знаком «плюс», так и наоборот
К примеру, деятельность любого онлайн-сервиса сопряжена со сбором информации о пользователях. С одной стороны, это означает полное отсутствие приватности, а с другой - возможность для платформ точечно подбирать (и, что важнее, производить) для каждого конкретного пользователя контент, который ему точно понравится. Или возьмем отсутствие измерений и рейтингов на платформах типа Netflix: кому-то это кажется минусом, ведь нет возможности отследить изменения во вкусах зрителей, а кому-то, в частности, производителям контента, - плюсом, поскольку их проект не отменят посреди сезона. То же касается и отсутствия пилотов: где одни видят негатив из-за того, что теряется инкубационный период, другие замечают лишь позитив, ведь нет риска попасть в производственный ад, когда шоу и не отменяют, и не спешат заказывать, откладывая его в лучшем случае на сезон, в худшем - на годы.
Итогом же таких сравнений, по словам Ландау, является то, что ни человек, ни алгоритм никогда не сможет предсказать, что именно в следующий раз станет хитом. Так что, уважаемые производители, запомните эту мысль и ориентируйте не на то, что уже побило все рекорды смотрения в мире, а на собственную интуицию и стремление сделать качественный контент. Только так, уверен Нил, можно покорить Олимп и изобрести the next big thing.
Да, чуть не забыла рассказать вам о главном открытии воркшопа. Разоткровенничавшись со слушателями, Ландау раскрыл секрет того, как ему удается хорошо выполнять свою работу, которая главным образом состоит из смотрения большинства выходящих пилотов и сериалов.
«Все очень просто, это моя суперсила», - поначалу пошутил он, но потом все же добавил: «Дело в том, что у меня обсессивно-компульсивное расстройство. И если раньше я все время мыл руки, то теперь направляю этот зуд в полезное русло - не сплю ночами и смотрю все подряд».
Хорошенько подумайте, прежде чем завидовать Нилу. Лучше пользуйтесь плодами его трудов и знаний в уже готовом виде.
Фото - Андрей Полищук