Жизнь в телемагазине. Как устроен бизнес Boutique TV. Эксклюзивный репортаж
Череда проверок Нацсоветом телеканалов-нарушителей правил трансляции телеторговли, которая началась после моего материала о массовых злоупотреблениях телемагазинами, заставила меня вспомнить о невыполненном обещании, данном в том же тексте – рассказать, как выглядит работа телемагазинов изнутри. Прошу прощения перед теми, кто ждал анонсированного репортажа из студии телеканала Boutique TV, и срочно исправляюсь.
О походе на телеканал я договаривалась с его директором Евгением Байковским. На предложение о встрече он ответил: «Хорошо. А теперь объясните, кто такая МедиаНяня». Давненько я не встречала людей из телевизионной сферы, которые не просто не читали мой сат, но даже не знают о его существовании. Впрочем, к делу.
Телеканал Boutique TV – это специализированный вещатель телепродаж, ежедневно работающий по 18 часов в прямом эфире. Им владеют граждане США Пьер Абу Слейман и Ронни Питер Буслимен. Помимо собственного спутникового вещания, у канала есть три телеканала-партнера, и для развития сети вещания он даже подумывал участвовать в конкурсе Нацсовета на освободившееся место в цифровой сети «Зеонбуда». Прибылен ли бизнес телемагазинов? Насколько качественным может быть ювелирное изделие за 399 грн? Как выглядит «кухня» канала телеторговли? Почему директор Boutique TV не любит другие телемагазины – об этом и многом другом расскажу вам прямо сейчас.
Экскурсию по закулисью телемагазина Евгений проводил мне лично
«Когда у меня спрашивают, где работаю, я говорю – в телемагазине. И слышу в ответ: «А-а-а, это тот лохотрон». Первое время, лет 6-7 назад, я удивлялся такой реакции. Но теперь понимаю, что так реагируют, скорее всего, из-за других компаний, которые показывают в эфире синий циркон, называя его сапфиром. Зритель получает циркон и говорит: «Меня обманули! Все эти телемагазины – один сплошной развод». Я же не могу рассказать этим людям, что мой телемагазин – это целый Discovery», - говорит Евгений.
Как театр начинается с вешалки, так телевидение начинается с аппаратной. В ней всего два человека – линейный продюсер (у окна) и режиссер прямого эфира. Ведущие Boutique TV работают без суфлера. У них есть только связь с аппаратной через «ухо». Линейный продюсер сообщает сухую фактическую информацию о товаре, а задание телеведущей – обыграть ее и продать вещь покупателю.
Эфир снимают три камеры, за которыми работает один оператор
На вопрос, планирует ли Boutique TV расширить ассортимент товаров, как делают конкуренты, Евгений отвечает, что его телемагазин давно продает не только ювелирку и бижутерию: «У нас очень большой ассортимент сумок, хотим запустить линейку одежды. Это, скорее, конкуренты следуют за нами».
Заходя в студию из аппаратной, в которой было открыто окно, мы случайно впустили большую черную муху. Ведущей Людмиле пришлось выкручиваться. Несмотря на прямой эфир, удержаться от смеха было непросто, а в студии смеялись все – и оператор, и Евгений, и я, и мой фотограф
На моих глазах стоимость лота таяла, как снег на солнце – цена на серьги упала с 2 тыс. грн до 799 грн
Запасная студия оборудована видеостеной
В углу за камерами – ящики с подставками для украшений. По плану они будут стоять на полочках, чтобы ведущие во время эфира смогли подойти и взять подготовленный заранее лот
Пространства для большого отдела логистики в офисе явно не хватает
Святая святых – склад, который находится по соседству с логистическим отделом
Нам показывают ячейки для товаров – все они пронумерованы
«Товар размещен на нескольких складах – это сумки, кошельки, одежда, бижутерия, серебро, очки. Куча камней – сейчас у нас их более 50-ти: изумруды, сапфиры, рубины, танзаниты. Очень много косметики их разных стран», - продолжает рассказывать об ассортименте товаров Евгений
16 рабочих мест – это только первый колл-центр, в здании есть еще один такой же. А третий колл-центр работает на аутсорсе
Арт-отдел, в котором создаются видеоролики, графика,
пишутся звук и начитка. Ведущие иногда записывают подводки к видеороликам, которые выходят на канале, когда меняются лоты
Задача редактора – написать рекламные тексты для роликов, описать каждый продукт
Гримерка ведущих
- Да, мы не помещаемся, - читает мои мысли Евгений. - Нам нужно минимум 1,5 тысячи квадратных метров, а у нас сейчас 750 квадратов. Хочется новые студии, краны. Это даст второе дыхание, потому что здесь у нас очень и очень тесно. Отдел продакшена – 48 человек: 12 ведущих, 10 продюсеров, инженеры, операторы; 30 человек в колл-центре, 15 человек занимаются логистикой. А еще бухгалтеры, служба доставки SkyLand – мы их обучаем доставлять ювелирные украшения по Киеву. В остальных городах работаем со всевозможными службами доставки, но, думаю, скоро сделаем собственную службу доставки: хотим запустить брендированных курьеров, которые расскажут заказчику, какой классный выбор он сделал, как ему повезло, например, с индийским сапфиром – насыщенным, темным. Это будет совсем другой уровень! Было бы хорошо охватить нашими курьерами большие города.
- Когда планируете переезд?
- Мы в этом бизнесе – первопроходцы, делаем его уже 7 лет, и у меня планов еще на лет десять минимум. Поэтому мы хотели купить дом. Нашли 4-этажное здание, но перед покупкой возникли проблемы с документами – дом оказался жилым, а не коммерческим. Продавцы так хотели избавиться от него, что даже не сказали об этом «нюансе». В общем, все откатилось. Мы были готовы потратить около $1 млн на его покупку, нашли хороший кредит в банке. Но теперь даже за миллион не можем найти дом... Думаю, скоро мы все же переедем, но в арендованное помещение.
- Расскажите, как запускался Boutique TV.
- Мы начинали 7 лет назад. Когда-то на УТ-1 выходила программа «Ювелир ТВ», но она быстро закрылась. Идею того, как запустить телемагазин, привезли англичане – мы делали это так, как делают они. Я единственный, кто работал с англичанами. Никого из заявленных ныне собственников на тот момент еще не было. Изначально собственниками были американец Лукас Энджел и Алан Пиддубривный – англичанин, несмотря на украинскую фамилию. Проект открывался этими людьми. Они привезли целую команду англичан, которые нам объяснили, как строить процесс, как все это должно выглядеть. Нашу главную ведущую тоже обучали англичане. Два года мы настраивали процесс: компания не зарабатывала, собственники менялись. Инвестиции в проект – минимум полмиллиона долларов, потом цифра приближалась к миллиону.
- Семь лет назад доллар был другим, кризиса не было. Разве не было проще?
- Инвесторы – иностранцы, а доллар есть доллар. Есть кризис, нет – им без разницы: они хотели вернуть инвестиции. Человек, прилетевший из Англии, разве следит за взлетом и падением курса гривни? Они инвестировали деньги и ждали 3-4 года, чтобы получать прибыль 0,5-1%. Вначале все было очень круто – все были воодушевлены, но до конца дошли не все. Хотя все партнеры, что у нас были, пооткрывали проекты в других странах. Алан сейчас открыл канал телемагазинов в Будапеште, он вещает на шесть или семь стран Европы. У него в компании работает, кстати, мой брат. Второй собственник открыл телеканал в Испании...
- Ну, хорошо, тогда главный вопрос - вы отвечаете за качество своего товара?
- Ребята, делающие другие телемагазины – это другое. Я не знаю, чем они там занимаются. То, чем мы занимаемся, могу объяснить вкратце. Всех секретов открывать не буду. Наш принцип - это не «ой, погляньте, як блищить». Если вы заметили, украшения у нас специфические – не такие как у всех. Их дизайн создается нами. Это не тот вариант, когда мы пришли на фабрику и, мол, давайте будем продавать ваш товар. Основу каждого украшения, его дизайн, создаем мы. Наша фабрика находится в Индии. Есть человек, с которым мы работаем уже шесть лет: поначалу у него была одна комната, а сейчас – целая фабрика. Смысл такой: перед тем, как открыть компанию, надо найти камни, потом их огранить, инкрустировать в серебро и привезти сюда. Чтобы найти камни, надо найти шахты – съездить, поговорить с владельцами шахт. На одной шахте вы можете найти сразу несколько камней.
- То есть вы сами себе поставщики?
- Да! Есть буквально две сторонние фабрики, на которых мы закупаем украшения – это коллекция Golden Silver, которую вы только что снимали. Такие украшения есть везде.
- Весь ваш товар из Индии?
- Нет, не только. Это весь мир – Индия, Бразилия, Мадагаскар, Перу. Например, ларимар вы нигде, кроме Доминиканы, не найдете, потому что только там он добывается. С изумрудом были варианты – колумбийский или бразильский. Мы все время работали только с бразильским, так как колумбийский дороже. В некоторых случаях он красивее, но не всегда. В будущем мы будем работать и с колумбийским. В следующей коллекции, надеюсь, он у нас будет, но не знаю, как долго – шахты закрываются, с ними бывают проблемы. Украшения – это отдельная сфера, в которой очень много, тысячи нюансов.
- Как происходит растаможка ваших украшений?
- Нет, процесс идет не так. Собрали с шахт – отправили в Таиланд. Там мы храним все наши минералы, там же происходит огранка. Если бы вы туда приехали, то увидели бы огромные здания с кучей тайцев, в которых гранят более двух тонн камней в день. Это можно только представить. Они там рядами сидят, и конца ряда не видно. Потом все эти минералы летят в Индию и инкрустируются в украшения, после чего летят в Украину. Растамаживаются уже не камни, а украшения. По документам у нас все чисто и прозрачно. Все полностью задекларировано, описывается геммологом, который осматривает украшения из каждой партии.
- А можно посмотреть на эти заключения?
- На каждый камень у нас есть сертификат Геммологического института – могу предоставить копию, потому что оригинал мы получаем на партию украшений, когда ее завозим. Также у нас есть заключения от Геммологического института Америки (GIA). Но здесь вы должны выбрать камень, посольку там выдают сертификат на каждый камень. Мы, кстати, клиентам их также отсылаем, когда они просят. И при ввозе есть сертификат... Какой именно из сертификатов вы хотите?
- А давайте все!
- Тогда я покажу вам сертификат Геммологического института и найду сертификат GIA на какой-то камень.
- Почему у ваших украшений такая низкая стоимость – 529 грн, 399 грн? Качественный товар разве может столько стоить?
- Это англичане нам подсказали, как сэкономить на процессе, чтобы украшения стоили 529 или 829 грн. Процедура простая, но ее сложно осуществить. Когда вы придете на шахту и спросите, сколько стоит неограненный изумруд, вам ответят – один доллар. Если вы пойдете к посреднику – он попросит уже $5 за неограненный камень. Теперь представьте все процессы в цепочке. Посредник покупает изумруд за $1, а продает за $5. Посредник в Тайланде возьмет себе еще два доллара. Итого $7, плюс его огранили за $2, и это уже $9. Потом посредник отвез это на фабрику, взяв себе еще $4. Итого $13. На фабрике его инкрустировали в серьгу, и это уже $20. Потом посредник с фабрики привез вам изделие в Украину и взял себе маржу в 50%. То, что на фабрике стоило $20, уже стоит $30. А после оно попало в ювелирный магазин, который сделал накрутку в 5-8 раз, поскольку у него есть затраты на свет, аренду, зарплаты и так далее.
Мы сделали все это сами – пошли на шахту, купили за $1, сами огранили за $2, сами отвезли в Индию и инкрустировали в серебро – еще $4-5: максимум $10. Сами привезли его сюда, заплатили налоги – максимум 30% (НДС и отчисления в Пенсионный фонд). Итого – за $10 купили, за $13 привезли в Украину. В отличие от ювелирного магазина, который привез за $30. Если вы все делаете самостоятельно – вот и экономия. Но есть один нюанс: чтобы это сделать самостоятельно, вы будете вынуждены потратить два года.
Поэтому я и говорю – не знаю, чем занимаются другие телемагазины. Наверное, перепродажами.
- Насколько я знаю, они работают с поставщиками. И даже случаются конфликты, когда сотрудники уходят из телемагазина, забрав с собой базу поставщиков, и открывают свой телемагазин.
- Да? Не знал. Я не вижу ни в ком конкурентов. Кроме себя вчерашнего никаких конкурентов у меня нет. И свой коллектив я настраиваю так, что они соревнуются только сами с собой вчерашними. Смотреть на других и ждать, что кто-то что-то сделает... зачем? Делайте сами, придумывайте сами, идите вперед сами, развивайтесь сами.
- Сколько вам лет?
- 29. Я тут семь лет – с 22-х.
Мы обучаем наших работников, я, кстати, пишу книгу по обучению телепродажам. Там есть все о предпродаже первого впечатления, продаже первого впечатления, об эмоциональной привязке клиента к украшению. Также в ней есть о том, как работают наши операторы колл-центра (показывает в ноутбуке книгу, в ней 60 страниц, - МН). Это серьезная вещь, которая должна улучшить наше ППП – повышение производительности продаж. Это я пытаюсь объяснить каждому нашему сотруднику. Я уже не говорю о том, как мы кардинально меняем жизни сотрудников. Вы не поверите, сколько мы провели собраний, обучений, чтобы смотивировать людей. А телезрителям мы показываем видео о том, как добываем камни, как стараемся для них.
- Поделитесь?
- Конечно! Есть масса всего: видео из шахт на Шри-Ланке, где добывают розовые сапфиры, в рекламе наших коллекций есть фрагменты с производства и из шахт, есть видеотур по нашей фабрике в Индии.
В результате Евгений поделился только промо с фрагментами всего перечисленного
- Сколько заказов вы получаете в день?
- В среднем 400 заказов, по три-четыре украшения в каждом – до 1,5 тысячи украшений в день продаем! Это позволяет нам максимально снизить цену. В ювелирных магазинах продают по 5-6 украшений в день, не больше.
- Вы говорите, по три-четыре украшения… А есть какой-то лимит?
- Мы не можем оформить клиенту 10 заказов в день, потому что получится очень большой расход на доставку. Но внутри одного заказа можно оформить до 10 украшений. За день можно сделать три таких заказа – максимум 30 украшений. Это более чем достаточно. В доставке по Украине у нас есть один недостаток – курьер не может предложить людям частичную реализацию. Если клиент положил внутрь 15 или 20 украшений, то курьер должен отдать весь заказ – клиент, к сожалению, не может выбрать часть, а остальное отдать. Это то, что мы пока делаем только в Киеве – предлагаем клиенту заказать 20 украшений и в момент доставки выбрать себе то, которое нравится.
- Не проще ли открыть магазин, шоурум, чтобы люди могли прийти и выбрать товар?
- Да, это есть в планах. И не только в Киеве: хотим открывать такие места в Харькове, Одессе, Запорожье, Львове – там, где у нас много заказов.
- А какое у телеканала покрытие?
- Не настолько большое – мы охватываем 5-7% всех телезрителей.
- Вы же на спутнике в открытом виде вещаете. Разве нет?
- А кто смотрит спутник?
- У вас акцент на кабельные сети?
- Да. И я настроен на Т2, на МХ-5.
- Таких как вы уже немало собралось…
- А тех, кто готов платить?
- Месяц вещания в «Зеонбуде» после отключения аналога обходится в 1,4 млн. Вы готовы потянуть такие суммы?
- Я прихожу в Нацсовет со словами, что готов платить, и все равно как-то не очень меня пускают. Говорят: «Нет», и без вариантов. Нужен, мол, контент – они не хотят пускать в Т2 канал стопроцентной телеторговли. Нужен детский контент, новостной. Только с ним у нас есть шансы. И я не остановлюсь: буду делать контент, новости в 8 утра и 10 вечера. Я буду это делать! Новости неполитические, может быть, о моде, стиле – в нашей тематике.
- Это кто вам в Нацсовете такое говорит?
- Ну, есть люди...
- А как с кабельными сетями? Вы же платите провайдерам, правильно?
- Кабельные провайдеры говорят, что контент у меня не такой, как у всех: у вас, мол, неинтересно, люди не смотрят. Поэтому приходится платить. Платим всем. Могу озвучить общую цифру: на покрытие у нас уходит почти 1,5 млн грн в месяц. Это много. У нас в партнерстве 65 кабельных сетей. По сравнению с другими каналами, у которых контракты с 300-400 провайдерами, это очень мало.
- Знаю, что у вас был конфликт с «Триоланом». Они вас даже выключали…
- На самом деле с «Триоланом» у нас была смешная ситуация – мы два года работали, как оказалось, с посредником. Когда я все понял и решил переступить через посредника – нас отключили. Пока я добрался до директора «Триолана», пока нашел человека, который на рынке занимается этими вопросами, прошло полтора месяца. После чего мы вернулись в аналоговую сеть «Триолана».
- Не проще найти партнерские телеканалы, как это делают TopShop и другие ваши конкуренты?
- Я сам телеканал. Зачем нам брать в партнеры другие телеканалы?
- У вашего конкурента «Тюсо», например, есть партнер в Т2 – канал «Индиго». Я так понимаю, из-за этого у него дела идут очень неплохо.
- Если я приду к «Индиго» и скажу, что готов заплатить 200 грн за минуту эфирного времени против 100 грн, которые, условно, платит «Тюсо», что скажет «Индиго»? Они, конечно же, меня возьмут. А завтра придет кто-то другой, предложит 250 грн за минуту – и возьмут его. С каналами бесполезно иметь дело. Мы 1,5 года работали на одном телеканале, нарабатывали себе определенную аудиторию. У нас были хорошие отношения, я никогда не задерживал оплату, но пришла «Соната» или «5 звезд», сказав, что будут платить на двадцатку больше – прогоняйте Boutique TV. Я тогда сказал, что не вопрос – мы уйдем, но не приходите к нам потом, когда у «Сонаты» или «5 звезд» начнутся проблемы, и они перестанут платить. Прошло два месяца, с этого канала пришли к нам: ребята, вернитесь. Я согласился, но на своих условиях: теперь не 50, а 40 грн в минуту. Они работают с нами по годовому контракту, но с условием, что можно разорвать отношения через месяц после получения письма. Юридически все грамотно.
- Кто эти «надежные» партнеры?
- Где мы только ни были: на «Эко ТВ», «Миледи», «Макси ТВ», К1, К2. Сегодня мы работаем с тремя каналами – «Черноморка», «Первый деловой» и «Винтаж». Они от нас не уходят. С «Винтажом» начинали работать еще в Т2, и все было здорово. Но потом у них начались проблемы.
- Получается, от Т2 продажи сильно зависят? Поэтому вы так в «цифру» хотите?
- Конечно! Т2 – это будущее.
- Что же вы так «Черноморку» с телемагазинами подставили: они перебрали квоту в три часа, Нацсовет им проверку устроил.
- Понятия не имею, что у них были какие-то проверки, проблемы. О законодательных ограничениях знаю. Это дело телеканала. Я-то тут при чем? Я никого не подставляю. У нас своя лицензия, мы ее соблюдаем. Наверное, телеканалы хотят больше заработать. Мы как-то работали с одним каналом, который продавал нам 5 часов эфира. Давайте, мол, пока платите, а когда будет предупреждение – уйдете. Они получили предупреждение, мы ушли, и все.
- Говорят, можно договориться с Нацсоветом, чтобы мониторинг не увидел нарушения, как однажды было с «Эко ТВ», где телемагазины по 7-8 часов в сутки...
- Я не знаю, как там происходит. Но работать с другими каналами – это очень нестабильно. Я думаю, что скоро все закончится – я не буду выходить на других каналах, у меня будет только собственный Boutique TV.
- У вас, в отличие от конкурентов, нет бесплатного номера для звонков 0 800. Почему?
- Мы долго обдумывали возможность запуска номера 0 800 и, возможно, когда-нибудь к нему снова придем. Он у нас когда-то был, и мы столкнулись с огромными проблемами, запустив бесплатный номер. Если человек звонит на 0 800 – он будет очень долго тратить наше время, рассказывать о своей жизни, проблемах. Было все очень долго. В ожидании могло висеть 10 звонков, 20 операторов разговаривали по 15 минут. И это когда каждый лот у нас – 5-7 минут. Поэтому решили вернуться к старому доброму номеру 044. Сейчас у нас есть киевский номер, и если нам кто-то звонит, сбрасывая после первого гудка, мы всегда перезваниваем.
- А как вы находите ведущих? Это же должна быть прекрасная украинская речь.
- Мы даем объявления на work.ua, robota.ua. Проводим очень большое количество кастингов. Все это огромный труд, долгая работа с людьми. Когда-то я самостоятельно проводил кастинги, и знаю, что это такое. Вы приглашаете 100 человек, приходят 10, из которых 4 не говорят на украинском. Трое из говорящих по-украински не подходят, двое проходят дальше. И дай бог, чтобы одна из них осталась и потянула все это. Это не так уж и просто. Более 50-ти минералов нужно выучить – цитрин мадейра из США, розовый топаз... Нельзя, чтобы ведущая сидела в эфире и ничего не знала о минерале. Сегодня у нас 12 ведущих, и с 13-й я как раз работаю.
- Какой у них график?
- Сейчас мы разработали новую систему. Внедрили только месяц назад. Разбили эфир на два часа... Почему вы задаете такие вопросы? Будто собираетесь открыть собственный телемагазин. Скажу так: если ведущая работает в эфире два часа, еще два часа она должна готовиться к эфиру. Она не может выйти в эфир неподготовленной. Тогда как в других телемагазинах такое часто бывало. Ведущая выходит в кадр и начинает: «Ой, погляньте як блищить!» Ведущая, которая готовится к эфиру, сядет в него и будет все делать круто. Она сможет очень качественно заинтриговать.
- Кстати, у вас бывают возвраты? У клиентов есть 14 дней?
- Бывает, что носят, ломают, а потом пытаются вернуть. Но есть клиенты, которым мы возвращаем деньги и после 20, и даже 30 дней. Мы идем им навстречу. Поносили, поняли, что не ваше – возвращайте за 15-20 дней. Кстати, к нам как-то приходили журналисты с «Интера». Была там недовольная клиентка... Не буду называть ее имени. Она купила около 50 украшений и сказала, что мы ее обманули. Как я потом узнал, с ней еще поработали наши операторы колл-центра, успокоили... Вы посмотрите, какие у нас украшения – вот оранжевый эфиопский опал (показывает на экран телевизора, где идет эфир, – МН). Разве это не чудо? Когда я впервые увидел этот камень, это было просто «вау». Если бы вы вживую посмотрели на этот камень, то поняли бы, что я имею в виду. Как такое можно подделать? Вы себе это представляете? Мы лояльны к нашим клиентам – можем вернуть деньги, даем возможность заказать на них другой товар. Зачем нам пилить сук, на котором мы сидим?
Если нужно, мы ремонтируем украшения: у нас есть целый отдел ювелиров, реставрирующих наши изделия. В общем, мы работаем над тем, чтобы клиентам было максимально удобно, потому что мы сосредоточены на людях, которые постоянно с нами. Те, которые переключают – попали, купили, переключили дальше – нам не интересны. Нам интересен клиент, который увидел наше расписание.
- У вас есть расписание?
- Да! Есть специальные эфиры, в которых ценовое предложение от 399 грн – они выходят каждый час. Мы как-то пробовали запускать специальные эфиры каждые 30 минут, но между ними нужно больше времени. У нас прямые эфиры длятся по 18 часов каждый день, без выходных. Начинаем в шесть утра, заканчиваем в 12 ночи. Ночью идет запись с плашкой «второй шанс» - у зрителя есть возможность купить украшения второй раз.
- Пересмотрев ваших конкурентов, я подумала, что у вас какие-то «родственные связи» с «Тюсо» – много похожего. Вы конкурентов посматриваете?
- Вова Таранович, который запускал «Тюсо», – наш бывший линейный продюсер. Но это было 6 лет назад. То, что делает Вова – это вообще не то, чем мы занимаемся. Не хочу критиковать коллег, но у нас совсем другой товар. И потом, вы видели их съемку? (открывает «Тюсо» в ноутбуке, - МН) Оператор отъехал – уже замечание. Он двигается по диагонали – еще одно замечание. Когда оператор двигается, смазывается картинка – это уже замечания к инженеру... Должен быть правильный просчет по верху, правильные пропорции. Я инженер по образованию и знаю, как нужно. В телепродажах есть масса способов продать товар. Когда оператор отъезжает – клиент отказывается. Когда «наезжает» – клиент покупает.
- А еще девушки-ведущие как на подбор, вовлекающая музыка. Кстати, у вас есть мелодия, которая нагнетает интригу - ею вы пересекаетесь «Тюсо».
- Не может быть! Именно эту мелодию мы называем теншн. Нашу музыку шесть лет назад писали в английской студии в качестве 96 тысяч Гц – самом крутом качестве, какое может быть. Она прописана конкретно для того, чтобы не мешать разговору, не совпадать с голосовыми частотами. У нас есть лицензия, патенты на музыку. Если кто-то возьмет мою музыку – я в суд подам!
- Я знаю, что вы начинали с инженера на канале. А место директора заняли после того, как с этой должности ушла дочь одного из собственников – Анна Буслимен. Она уехала в Россию?
- В Екатеринбург, где открыла аналогичный телеканал Boutique TV. Они там уже год-полтора работают. Я даже одного продюсера туда отправил. Они изначально были заинтересованы в российском рынке. Но нам он не нужен. Там все странно происходит. Да, огромнейшая страна, но это страна-агрессор.
- А многие чихать хотели на это и делают там бизнес.
- Да, я понимаю. Но почему бы не идти в Европу? Зачем заниматься бизнесом в стране, где ты можешь все потерять в любой момент. Придет пузатый мужик, и скажет, мол, вон отсюда.
- А здесь по-другому?
- Здесь все свое, все намного проще, хотя бы более-менее по закону. Там нужны миллионы, а тут – всего миллион, чтобы показать, что ты что-то можешь.
- Ваш конкурент «Ювелирочка» также мигрировал в Россию.
- Да, но там у них нашлись инвесторы – человека три-четыре. Это собственники операторов сотовой связи, люди с большим капиталом.
- Если идти в Европу, то куда именно?
- Мы выходим на другие страны во второй студии. Сейчас используем ее для тестовых прогонов. Работаем над запуском телеканала в Польше. Он будет выходить отсюда.
- Нашли в Киеве пани, которые бардзо добже по-польски говорят?
- Да, есть несколько. А вы по-польски говорите?
- Нет.
- Мы нашли очень дорогих пани. Пока что…
- Значит, пани знают себе цену.
- Ну, такое.
- В Польше у вас франшиза?
- Нет. Мы все делаем сами – открыли там компанию, логистику настраиваем. Найдены каналы-партнеры, купим частоту на спутнике Hot Bird. Это будет тот же Boutique TV. Сейчас есть Boutique TV в Германии для русскоговорящей аудитории. Это спутниковый канал покрывает Германию, Испанию, Италию, Францию. Заказы идут из разных стран.
- А собственники те же?
- Нет. Я выступаю владельцем с долей 33,33%. Есть еще два партнера – немец и австриец. В Польше также будет два партнера. Самому очень сложно все тянуть. Это реальные партнеры: один отвечает за логистику и IТ, другой – за покрытие. Я отвечаю за производство видео. Каждый делает свою работу.
- А как вы согласовали запуск Boutique TV в других странах с собственниками украинского бизнеса? За кем закреплено название Boutique TV?
- Пьер – взрослый человек, и за любое расширение. Телевидение – не основной бизнес, а специфическая для него сфера. Он не собирается влезать в какие-то процессы: слишком много времени нужно уделять, а он не так часто бывает в Киеве. Да ему это особо и не надо. Если мы прекращаем бизнес, то прекращаем. У нас это уже было не раз. Например, открывали проект в Индии. Продержались, наверное, месяца три – было очень сложно.
- Высокая конкуренция?
- Нет, не конкуренция. Индия – это страна, в которой очень много людей и очень много языков. Если вы выходите на ТВ на хинди, 70% вашей аудитории не понимает языка. И наоборот: в колл-центр звонили люди, которых не понимали операторы. Эти 40 языков мы просто не в состоянии обеспечить, хотя колл-центр тогда состоял из 30-40 человек, и мы старались брать туда людей с разными языками. Жизненные условия сложны – очень жарко, влажно. Мы попали еще и в сезон дождей. Но это был интересный опыт. В плане телевидения страна хорошо развита – очень много техники. Мы выходили на трех-четырех каналах. Я бывал на них – там высокий уровень. Большие масштабы, поскольку рабочая сила очень дешевая.
После разговора с Евгением ряд стереотипов о телемагазинах лично я для себя развеяла. А поскольку он бросил камень в огород других телемагазинов – готова предоставить площадку всем, кому есть что сказать.
Фото - Андрей Полищук