Украинские шахтеры в Норвегии, женщина на войне и доноры душ. Что представили на Boat Meeting, и почему победил украинский проект
Второй год подряд, с переездом Киевского международного кинофестиваля «Молодость» с осени на весну, сезон киноиндустриальных мероприятий в стране открывает питчинг КМКФ Boat Meeting. О том, что его победителем на этот раз стал украинский фильм «Із Зав’язаними Очима», я вам уже сообщала - пришло время рассказать, с кем конкурировал проект Валерии Сочивец и Тараса Дроня, и почему члены жюри отдали предпочтение именно ему.
Как признался перед началом мероприятия Андрей Халпахчи, раньше Boat Meeting, оправдывая свое название, проводился на корабле, но нынче «лодка» - удовольствие дорогое, поэтому питчингу пришлось переместиться в кинотеатр «Киев». Также гендиректор «Молодости» сообщил, что на конкурсе представят восемь фильмов из отобранных девяти – китайские участники (фильм Way to content) слишком поздно получили визу, а потому приехать в Украину не смогли.
Оценивали работы конкурсантов три члена жюри:
Клаудия Ландсбергер из Нидерландов, председатель жюри Международного конкурса прошлогодней «Молодости»,
эстонский продюсер Риина Сиилдос - ее фильм The Little Comrade был представлен в основной программе кинофестиваля
и хорошо знакомый вам Алексей Терентьев - продюсер компании Star Media, которая ежегодно предоставляет приз Boat Meeting ($10 тыс. на услуги по постпродакшену).
Ну, собственно, к участникам.
«Попіл та сніг» (Ashes and Snow), Норвегия
Проект на питчинге представляли Дивеке Гравер, продюсер норвежской производственной компании Oslo Pictures, и режиссер Йонас Мацоу Гульбрандсен. Идея проекта возникла во время работы режиссера в Баренцбурге - российском поселении на Шпицбергене (там он снимал документальный фильм). Сценарий Йонас написал совместно с французским соавтором Шангми Дюба.
Фильм рассказывает о журналисте Томасе, который едет в маленький норвежский город, чтобы написать статью о российской общине. Впрочем, это его официальная легенда: на самом деле журналист хочет описать работу украинских шахтеров (на норвежской стороне острова работают норвежцы, в российских же шахтах работают только украинцы, потому там намного опаснее – шахты глубже и в них больше газа). Установив контакт с одним шахтером (конечно же, с помощью водки), Томас обещает ему помочь получить работу в Норвегии, а взамен просит сделать фотографии в шахте (что, конечно же, незаконно).
Во время съемки шахтера ловят и увольняют, Томас решает отказаться от затеи со статьей, но в дело вмешивается политика: шахту блокируют активисты, которые борются за будущее Арктики, между ними и шахтерами завязывается драка, и журналист, оказавшийся свидетелем событий, описывает все в статье, которую отправляет в Норвегию. Материал выходит слишком черно-белым и не отображает реальную ситуацию - так режиссер хочет показать, как масс-медиа упрощают и ускоряют данные в угоду политическим интересам.
«Пепел и снег» создается на основе реальных событий. Бюджет фильма составит около €2,4 млн, его съемки будут длиться около года на Шпицбергене. В Украине Йонас и Дивеке искали не только сопродюсеров, но и актеров, которых можно было бы задействовать в фильме.
«Із зав’язаними очима» (Blindfold), Украина
Ленту представляли продюсер Валерия Сочивец и режиссер Тарас Дронь. Синопсис этого фильма вам наверняка знаком: после смерти своего молодого человека в АТО главная героиня Юля пытается как-то наладить жизнь, хотя все окружающие считают, что девушка должна находиться в непрекращающемся трауре. Вскоре выясняется, что парень жив, но ему срочно требуются деньги на операцию. На поиск необходимой суммы остается всего одна ночь, и Юля начинает действовать.
Сценарий фильма, получившего финансирование Минкульта, написал поляк Якуб Пирсак совместно с Тарасом Дронем. Бюджет проекта – 8 млн 270 тыс. грн.
«Идея фильма возникла после общения с моим другом, я был потрясен его историей, – рассказал режиссер. – Сценарий частично стал исследованием психологических проблем человека. Фильм рассказывает о навязывании роли женщины и давлении общества на сильных женщин. Мы думаем, что для украинского зрителя фильм интересен из-за национальной идеи, а для зарубежного – как фильм о сильном духе украинской девушки после смерти ее молодого человека».
На данном этапе создатели проекта ищут финансовую поддержку для постпродакшна, так как фильм уже снят, заканчивается черновой монтаж. Также они заинтересованы в сейлз-агенте, фестивалях и дистрибуторах. Выход фильма запланирован на сентябрь.
Показывать на питчинге тизер - хорошо, сбивчиво говорить по бумажке - плохо. Надеюсь, к следующему подобному мероприятию режиссер сможет отточить свои ораторские навыки
«Не моя країна» (No Land for Me), Израиль
Продюсеры Ифат Престельник и Ен Гримарк представляли фильм отсутствующего режиссера Рама Нехари, который не смог приехать. Троица сотрудничает 20 лет, с тех пор как выпустились из университета Тель-Авива. «Не моя страна» – их шестой совместный проект. Выход израильско-франко-немецкого проекта запланирован на 2020 год.
В фильме описан период волны эмиграции из распавшегося СССР в Израиль. Как пошутил Гримарк, ее также называли «волной эмиграции российских проституток» и добавил, что в ленте будет все, что характерно для того времени - головщина, мафия, алкоголизм...
В центре сюжета – 15-летний подросток Алекс, сын русских иммигрантов, который живет в гетто. Старший Брат Алекса, Евгений, пытается сделать из него сильного мужчину, однако погибает во время военной службы. И главный герой продолжает жить по-старому – алкоголь, наркотики, разбои. Пока не случается теракт в отеле «Парк» (террорист взорвал себя, убив 30 человек и ранив еще десятки). Алекс и его друг Павел становятся очевидцами этого ужасного события и решают предотвратить следующий теракт. «В армии и на кладбище все равны, – говорят продюсеры фильма. – Когда умираешь – ты сын своей земли, даже если прожил на ней только 1,5 года. Такое поведение иммигрантов и сам факт, что они иммигранты, не дает израильтянам принять их. Наш фильм – о патриотизме иммигрантов и о том, что каждый из нас, возможно, до сих пор беженец».
Как думаете Юлии Синькевич идея понравилась?
Фильм находится в конечной стадии разработки: финальные сцены дописываются, сценарий переведен на английский (кажется, это единственный фильм на питчинге, который мог этим похвастать). 80% расходов взял на себя фонд Israeli Films. Сейчас команда ищет сопродюсера, а также тех, кто сделает постпродакшен. Также им понадобятся украинские актеры, поскольку 80% диалогов в фильме – на русском.
Как вы помните, в питчинге фильм не победил, но члены жюри его особенно отметили. И не только, но об этом - позже
«Віддушина» (Soulvent), Украина
Фильм представляли режиссеры Мария и Анастасия Старожицкие, а также Марина Кравец из продюсерской команды.
Если у вас вдруг возникли вопросы к названию, то вот ответ от режиссеров: в английском нет слова «soulvent», оно было получено слиянием слов soul (душа) и vent (отдушина). Впрочем, у проекта есть другие рабочие названия: «Spiricales» («Брызгальце»), «Stone - Kissers - Soul» («Камень – поцелуи – душа», по аналогии с игрой «камень – ножницы – бумага»). Еще одно рабочее название девушки придумали накануне питчинга – «Soulhole» («Рана души»).
Жанр фильма – «абсурдная приключенческая антиутопия», действие происходит в ближайшем будущем, в котором мир сталкивается с глобальным потеплением. Растения и снег становятся мифами, их приходится рисовать.
И тут появляется идея, как спасти мир. Цитирую авторов проекта: «Наименее изученный орган в теле человека – душа – может залатать дыры в озоновом слое, так как они состоят из идентичного материала. Вдохновленные гипотезами ученых, люди открывают передвижные станции по приему душ на крышах небоскребов. Процедура очень простая – донору нужно покричать, встряхнуться, остановиться, затем его пугают. Испуганная душа вылетает, поднимается к озоновому слою и остается там. Главный герой фильма – девушка Нэнси, которая приходит в пункт пожертвования душ. Она не становится донором, но гонится за полярным медведем и артисткой Клер в образе медведя. Нэнси неожиданно улетает с медведем на воздушном шаре и становится отшельницей. Она идет в горы и находит камни, которые утяжеляют душу и не дают ее выкрасть. Также она встречает бездушного, который не знает, что у него нет души; человека, выставляющего свою чистую душу напоказ всем желающим; философа, который вырастил в душе философский камень, и скульптора, который крадет души и заключает их в камень. Еще есть неуправляемые дети, бегающие вокруг и создающие оружие будущего. Их цель – остановить катапульту, мечущую камни за озоновый слой. Дети постоянно играют в «камень – поцелуи – душа».
Думаю, перед просмотром этого фильма зрителям нужно будет выпить бокальчик чего-то покрепче
Но киношники - люди бывалые, и приняли питч вполне благосклонно
Создатели уверяют, что ленту можно снять, уложившись в небольшой бюджет.
«Спас» (Spas), Украина
Еще один украинский фильм представляли Елизавета Смит и Максим Наконечный. «Идея проекта родилась, когда я изучал материалы о женщинах, сражавшихся на текущей войне в Украине, – рассказал режиссер. – Одна из них сказала, что не хочет, чтобы враг знал, что она – женщина, у нее даже была мужская кличка. Самым страшным для нее было попасть в плен. Она даже заключила сделку с бойцами, что они ее убьют, если будет риск попасть в плен. Эти слова глубоко поразили меня - я начал думать, а что значит для женщины попасть в плен? Вот как эта история пришла ко мне».
В центре сюжета – молодая женщина-солдат Лиля по кличке Бабочка. Она управляла дроном, провела в плену два месяца. Ее освободили при обмене пленными, однако дома за это время все изменилось. Лиля проходит реабилитацию, но в ней видят только статистику, а не живого человека. Пожилой женщине-гинекологу удается найти контакт с героиней, но также этой женщине предстоит сказать ужасную правду о том, что Лиля беременна от одного из своих насильников. Муж героини Тоха не перестает говорить ей об аборте. Поначалу Лиля с ним согласна, но в ночь перед операцией видит сон, в котором управляет огромной бабочкой вместо дрона, и на следующее утро, как раз перед операцией, она меняет свое решение, о чем мужу не рассказывает.
Спустя время Тоха принимает участие в случайном убийстве во время погрома табора цыган и попадает в тюрьму. Во время одного из свиданий Лиля признается мужу, что не избавилась от ребенка. Тот не выдерживает навалившегося на него стресса и совершает самоубийство… Лиле предстоит решить, что делать дальше со своей жизнью и жизнью ребенка.
«Спас» получил грант Украинского культурного фонда на сценарий и съемку тизера (его можно посмотреть здесь), теперь фильм планируют подавать на конкурс Госкино, чтобы получить основное финансирование, а на питчингах искать миноритариев.
Наивная Клаудия поинтересовалась, нельзя ли получить деньги на фильм от какого-нибудь украинского телеканала
Ленту планируют начать снимать в марте 2020-го, потому что актрисе пока нужно набрать вес - в фильме она играет беременную. Меньшая часть съемок запланирована на Донбассе, большая - в Киеве, причем в реальных локациях, вроде военного госпиталя.
«9-й крок» (9th Step), Литва
Рассказывать о проекте из Литвы приехали продюсер Лукас Тримонис и режиссер-дебютант Ирма Пузаускайте. В фильме описывается история жизни человека, который избавляется от алкогольной зависимости, и сама Ирма имеет к этому непосредственное отношение - в этом году она отмечает свои 11 лет без алкоголя.
«Сейчас во многих фильмах присутствует алкоголь, – говорит режиссер. – Но очень мало поднимается тема того, как люди от него отказываются. Один из способов бросить пить - программа, включающая в себя 12 шагов. На 9-м нужно сделать что-то для людей, которым ты причинял боль. Наш главный герой как раз находится на этом шаге, и его дочь вместо переезда с мамой в Норвегию выбирает жизнь с папой».
Собственно, тут и начинаются проблемы, потому что Линасу, главному герою, предстоит наладить отношения с 16-летним тинейджером, при этом не уйдя снова в запой.
Главную роль в фильме сыграет литовская звезда Валентин Новопольский.
А к питчу тем временем готовилать Тоня Ноябрева
«Кого ти більше любиш?» (Who do you love the most, baby?), Украина
Работу над фильмом продюсер Наталья Либет и режиссер Тоня Ноябрева (она же автор сценария) начали еще полтора года назад. Написание сценария и создание тизера профинансировал Украинский культурный фонд, деньги на производство, как рассчитывают девушки, будут получены после конкурса Госкино.
В центре сюжета – 18-летняя Лола. Она – единственный ребенок в семье, любима, эгоистична, как и все тинейджеры. Родители стараются ее оберегать, создавая вокруг идеальный мир, поэтому в ее жизни нет никаких проблем, даже когда страну сотрясает развал СССР и последовавшие за ним события.
Неожиданно героиня узнает, что родители разводятся после 25 лет счастливого брака. Эта новость становится для нее шоком, так как между родителями не было никаких конфликтов. Она пытается понять, что вообще происходит, и обнаруживает, что на самом деле назвать хорошей обстановку в ее семье нельзя было никогда.
Фильм исследует проблему взаимоотношений в семьях: когда не принято говорить о трудностях, когда люди предпочитают притворяться, что все хорошо. История Лолы очень близка Тоне Ноябревой, так как родители режиссера развелись, когда ей было столько же, сколько ее героине.
Снимать ленту планируют в конце лета 2020-го. Оператором будет Елена Чеховская. «У нас женская команда, поэтому нам очень нужен сильный мужчина», - пошутила Наталья Либет, намекая на сопродюсера.
«Жовта краватка» (The Yellow Tie), Румыния
Проект представляли соавтор Джеймс Оливер и продюсер Анамария Анточи.
«Желтый галстук» – это основанная на реальных событиях история о дирижере классической музыки, которого называли «магом», «музыкальным гигантом» и одновременно «безумцем». Он мог назвать Нью-Йоркский филармонический оркестр кучей гангстеров или обидеть журналиста, сказав: «Дирижеры – самые невежественные люди в музыке, как считает пресса».
Фильм показывает необычную жизнь румынского дирижера Сержду Челибидаке, человека, которого многие считали одним из выдающихся представителей этой профессии. Это история невероятной судьбы, взлетов и падений: комфортное детство в провинциальной Румынии, бездомная молодость, когда приходилось спать буквально на улице, должность самого молодого дирижера Берлинского филармонического оркестра... Это приключение, в котором есть место войне и шпионам, жертвам и разлуке, надежде и любви.
Желтый галстук – это подарок отца главного героя, награда за академические достижения. Тот хотел, чтобы сын стал политиком, но у него были совсем другие амбиции. Отец не принял их, и мальчик ушел из дома, забрав с собой желтый галстук.
Режиссер фильма – Серж Иоан Челибидаке, сын дирижера (правда, он на питчинг не приехал). Оператор – известный итальянский мастер Бласко Джурато. Команде уже удалось найти сопродюсера в Великобритании.
Ленту планируют снимать в Германии и Италии, также в истории задействована Аргентина - возможно, там пройдет часть съемок.
Перекинувшись с учасниками парой слов, жюри удаляется на совещание
Конкурсанты не теряют оптимизма
Хотя на самом деле сильно переживают
Предчувствуя это, заботливые организаторы приготовили для них печеньки
А кое-кто, будучи на фестивале, питчингом совсем не интересовался
Что ж, время назвать победителей
Как вы уже знаете, победил украинский проект «Із зав’язаними очима», с чем я в очередной раз поздравляю всех причастных
Уже бывшие конкуренты вежливо аплодировали и поддерживали победителей
А пока победители получали консультации от европейских гостей,
я расспросила Алексея Терентьева о причинах решения членов жюри
– Алексей, почему судьи отметили именно эти фильмы?
– Я в судейском составе питчинга уже третий год, и каждый раз замечаю, как ощутимо растет уровень работ. Если в первый раз нам было легко определить победителя, то и в прошлом году, и в этом обсуждение каждого проекта было длительным. У нас было пять фаворитов, и их мы обсуждали серьезно. Потом остановились на двух проектах, которые в равной степени достойны быть победителями. Просто они на данный момент на разных стадиях.
– То, что фильм Тараса Дроня находится на этапе постпродакшена, повлияло на решение?
– Они уже финишируют, потому мы решили поддержать. Приз все-таки специфический – именно постпродакшен. Это действительно интересный и сильный проект, все члены жюри прогнозируют ему хорошую фестивальную перспективу. В израильском же проекте очень сильные продюсер и режиссер, так что они прорвутся. Хотя проект сам по себе очень интересный, поэтому мы иеготоже отметили. Мы, кстати, уже поговорили с продюсером и договорились, что, может, посотрудничаем от Star Media.
– Я как раз хотела спросить, заинтересовали ли вас как продюсера какие-то проекты?
– Честно говоря, проект-победитель мне тоже интересен, это будет хорошее кино. Его поддержало все экспертное сообщество и государство. Я вижу в нем потенциал, и мне как продюсеру важно не столько поучаствовать в процессе производства, сколько поддержать украинское кино.
Со своей стороны тоже пожелаю фильму «Із зав’язаними очима» хорошей фестивальной истории, а остальные проекты надеюсь когда-нибудь увидеть на большим экране. Особенно тот, который про полет полярного медведя на воздушном шаре.
Фото - Павел Шевчук