Канны. Триер тоскует перед концом света
У Триера в «Меланхолии» (Melancholia) как у Миндадзе - свадьба, но гуляющая накануне катастрофы, а не на ее фоне, как в чернобыльской драме «В субботу». Начало почти маликовское из «Дерева жизни»: с природой, лошадьми, планетами, налетающими друг на друга, и симфонической музыкой. Люди копошатся и собачатся в исчезающем мире, где каждый за себя и Бог против всех. Одних выводит из себя нарушения привычного хода вещей и порядков, как героиню Шарлоты Генсбург, других – как играющую ее сестру Кирстен Данст, унылое существование, которое хуже всех смертей, иллюстрируемое красивыми длиннотами оператора Мануэля Альберто Кларо.
Среди богатства характеров особо выделяются нескромный Кифер Сазерленд; сильно пьющий отец невесты в исполнении Джона Херта; Шарлота Рэмплинг, вместо тоста за здоровье молодых выкрикивающая что-то вроде «Я ненавижу брак!»; и триеровский Стеллан Скарсгард в роли, кажется, какого-то начальника невесты. В какой-то момент, кажется, что гости обречены настолько, что им – как героям бунюэлевского «Ангела-истребителя» - никогда не выйти из огромного дома-дворца.
Одна из ключевых сцен фильма в прологе, когда шикарный белый лимузин елозит на узенькой, петляющей лесной дороге. Триер намекает, что отягощенному грехами человечеству, к которому он в отличие от Брюно Дюмона, тут питает искреннюю симпатию, попасть в рай будет так же легко, как верблюду пройти в ушко иголки.
Обещанного смертоубийства на утреннем показе и штурма дворца Люмьеров, которого ожидали не меньше конца света в начале января 2000 года, не случилось. Все силы на себя оттянул Терренс Малик, чье «Дерево жизни» (The Tree Of Life) - самый долго обсуждаемый фильм нынешней каннской программы и самый, видимо, недооцененный. Самого режиссера, как снежного человека, по-прежнему кто-то где-то видит, но сфотографировать не удается.
После показа «Меланхолии» так задумался, что едва не угодил под колеса авто-кортежа «Бобра». Правда, как потом не вглядывался ни Мэла Гибсона, ни Фостер в машине не увидел.
Венеция уже объявила часть своей будущей программы, куда ловко переманила Мадонну с новым фильмом, Поланского и Годара.