Закон о языках: Шустер считает Ляшко быдлом, а Киселев сожалеет об ограниченных умственных возможностях оппозиции
Главной темой прошедшей недели, согласно сообщениям в СМИ и соцсетях, стало принятие законопроекта о языках и события, последовавшие за ним. Естественно, в главных политических шоу нашего телевидения она также обсуждалась, но подана была кардинально по-разному: ведущий «Шустер. LIVE» отдал этой теме практически все время эфира, но от каких-либо оценок воздержался, а ведущий «Большой политики» с точностью до наоборот - говорил мало, но в одиночестве.
От собственных комментариев и оценок Савик Шустер ушел очень грамотно – ввел зрителей в курс дела, показав нарезку выпусков новостей «Интера», 1+1 и 5 канала, а чтобы пояснить, что закон был принят парламентариями с нарушением процедуры, процитировал «коллег с News 24». Затем было показано видео с YouTube – как «Беркут» разгромил палаточный городок защитников языка в Черкассах, после чего Шустеру не пришлось даже задавать вопросы – гости сами начали говорить. Первым взвился Олег Ляшко и, обращаясь к регионалу Владимиру Олийнику – бывшему мэру Черкасс, спросил, не стыдно ли ему за местную милицию. И понеслась: Олийнык стал оправдываться, что об этой ситуации есть два мнения, и он обратился за правовой оценкой в прокуратуру, Олег Тягнибок весомо отметил, что двух мнений быть не может – пострадали люди, а Ирина Геращенко запричитала: «Что ж это делается на родине Тараса Шевченко». В общем, любимый жанр «Шустер. LIVE» - базар – состоялся уже на 13-й минуте шоу. Шустер все это резюмировал нейтрально: «Видео еще раз доказывает то, что говорил президент – в стране политический кризис».
Зрителям в студии предложили ответить на вопрос, является ли Закон о языках угрозой независимости Украины. 80% рожденных в Украине сказали «да», 66% турагентов (были приглашены как представители среднего класса) – тоже. Далее Шустер предложил выбрать пути преодоления этого самого кризиса: ввести закон в действие, вынести вопрос на референдум или объявить мораторий. 56% молодежи проголосовали за мораторий, 68% турагентов – за референдум, из чего Савик сделал вывод: «Средний класс хочет лично участвовать в решении вопроса», - и пригласил к микрофону представителя оппозиции Арсения Яценюка.
Яценюк, по традиции, развел демагогию: «Это вопрос не только языка, это – вопрос чести». И в довольно резких выражениях обвинил во всем Януковича. Цитировать не буду – слишком скучно и прогнозируемо: все выступление лидера было построено на политических лозунгах, подкрепленных цитатами из Конституции.
Обсуждая закон, вспоминали о чем угодно – и о том, что в стране нет правовой базы, регулирующей языковые вопросы, и о том, что депутаты «по-тихому крадут деньги» («Пока мы отстативаем язык, она добавляют Прокуратуре 174 млн.», - Яценюк), и о решении закупить камеры на избирательные участки… Но только не о том, с чего началась программа, о чем помнил, кажется, только Тягнибок: «Под Украинским домом народ стоял не столько за язык, а сколько за то, что закон приняли с нарушением законодательства». Шустер неожиданно поддержал главу «Свободы»: «Господин Тягнибок сейчас выражает мнение всей страны». При этом Савик продолжал настаивать, что базар в его студии - поиск пути выхода из политического кризиса.
Потом было много всего: Ляшко и Яценюк спорили, кто из них сильнее не защитил украинский язык, глава Харьковской обладминистрации Михаил Добкин, обложившись бумажками на все случаи жизни, давал свою оценку случившемуся, обвиняя Яценюка в использовании двойных стандартов, а мэр Львова Андрей Садовой напомнил, что всего неделю назад страна была на подъеме после Евро, и эта атмосфера была уничтожена за один день вбрасыванием Закона о языках, предлагая подумать, кому это выгодно.
У микрофона побывал и Олег Тягнибок, которого Шустер попросил прокомментировать призывы к гражданской войне: «Оккупанты пошли войной на Украину и украинцев. Объявляем национальную мобилизацию. Дадим достойный отпор агрессорам. К оружию». Лидер «Свободы» не растерялся, свалив все на… покойника: «Эти слова я написал в своем блоге на Укрправде. Фраза «к оружию» была активной ссылкой на статью покойного кинорежиссера Юрия Ильенко. Этот человек мыслил и говорил образно, поэтому я позволил себе процитировать его статью, написанную 8 лет назад, которая и сегодня очень актуальна».
После этого гости студии снова скатились к взаимным обвинениям, на что Савик грустно заметил: «У нас конкуренция аргументов всегда превращается в столкновение личностей», - но тут же воспользовался шансом прижучить Ляшко. Когда тот вспомнил, как в 90-х разговаривал в Киеве по-украински, и все на него смотрели как на быдло и селюка, Шустер отреагировал, - «А я и сейчас на вас так смотрю. И не потому, что вы говорите по-украински».
В конце эфира Савик вспомнил момент из предыдущей программы, в которой агент ФИФА Шандор Варга обратился к стране с просьбой помочь собрать деньги на операцию по пересадке костного мозга 10-летнему футболисту. Тогда же предприниматель Александр Ярославский, входящий в топ-20 самых богатых украинцев, пообещал передать нужную сумму на лечение. Шустер обратил внимание на то, что ни один журналист, описывая эфир, не обратил на это внимание. И только корреспондент «Обозревателя» написал, что Ярославский «в прямом эфире отслюнил 200 тыс. евро». «В футболе принято говорить: покажите мне вашу полузащиту, и я скажу, какая у вас команда. Перефразируя футбольную терминологию, я всегда говорю: покажите мне ваших журналистов и я скажу, какое у вас общество. Так вот, пока «отслюнил», мы – не европейское общество», - резюмировал Савик и пригласил в студию джазовых музыкантов.
В анонсе «Большой политики» тема о законе была названа очень красиво – «Язык до бунта доведет», но уделил ей ведущий «Интера» всего 7 минут. Проговорив ровно половину эфира (1,5 часа) с Виктором Ющенко, который возвращается в политику, Евгений Киселев осветил главную тему недели в виде комментария программы. На фоне скудного видеоряда, в котором по много раз повторялись одни и те же кадры – из Рады и Украинского дома – голос Киселева задавал множество вопросов: уйдет ли Литвин в отставку, будут ли у президента поправки к закону, но главное-главное-главное – почему перед Украинским домом собралась «лишь горстка митингующих». О том, что голосование за закон происходило не законно (с этого, напомню, начался эфир Шустера) – ни слова.
Финальный комментарий ведущего процитирую полностью, а вы обратите внимание на расстановку акцентов: «Что-то подсказывает, что президент Янукович не будет торопиться с подписанием закона, а вернет его депутатам на доработку со множеством замечаний. И в итоге в закон будут внесены разумные поправки, которые учтут и защитят интересы украинского языка. А что касается оппозиции, добавляет ли ей очков жесткое противостояние партии власти по языковому вопросу?.. Впрочем, есть грустное ощущение, что, используя шахматную терминологию, считать на столько ходов вперед оппозиция разучилась. Может, еще и поэтому майдан перед Украинском домом по-прежнему пуст».
Фото - politika.inter.ua, 3s.tv