]
Facebook LiveJournal Twitter

Подкидыш, Толока, Джемилев и миллионеры. Краткая история украинского кино на краудфандинге

14:38 01.08.2017 1

Если вы вдруг пропустили эту новость, то напомню: вчера я вам рассказала о том, как идет краудфандинговая кампания фильма «Король Данило» режиссера и продюсера Тараса Химича. Идет достаточно медленно: за 20 дней кампании фильм собрал 8 тыс. 200 грн от 21 спонсора. Впрочем, за последние сутки ситуация немного улучшилась - с тех пор, как я написала о проекте новость, фильм собрал еще 1,5 тыс. и достиг отметки 9 тыс. 650 грн от 28 спонсоров. До заветных 4 млн грн, конечно, далеко: все оставшиеся 69 дней фильм должен собирать по 60 тыс. грн в сутки, чтобы достичь поставленной цели.

Многие мои читатели удивились, расстроились или возмутились такому ходу краудфандинговой кампании проекта «Короля Данила». А все почему? Потому что недостаточно хорошо знакомы с тем, как вообще украинские кинопроекты чувствуют себя на платформах по сбору средств.

Поэтому только сегодня и только для вас - экскурс в историю украинского кинокраудфандинга. Для удобства я разбила проекты на четыре группы, в зависимости от платформы, на которой они искали поддержки.

Kickstarter, или С чего все начиналось

Платформа Kickstarter была не то чтобы самой первой... но в числе «ранних птичек» краудфандинга. И не то чтобы остается самой главной... но до сих пор играет значительную роль во всем мире. Да и украинские фильмы пробовали здесь найти спонсорство (на западных платформах это называется бэкинг, а спонсоры - бэкеры). И иногда находили, посмотрите, например, на проект «Мума»: Степан Коваль, аниматор, известный на весь мир работой «Шел трамвай №9», собрал необходимые $1000. И мультфильм, кстати, выпустил:

Кроме того, успешными на Kickstarter оказались несколько документальных фильмов (например, «Украина: соль и свет», собравший $9 тыс. из нужных $8 тыс.) и художественных (например, украинско-грузинско-итальянская трилогия «Мое детство» собрала на платформе $3,5 тыс. на сведение звука и создание DCP-версии фильма).

Но самым (пока) масштабным успехом на платформе стал проект «Чернобыль 360о». Проект VR-экскурсии по месту катастрофы и атомной электростанции собрал $34,5 тыс. из необходимых $30 тыс. На сайте проекта доступно раннее превью для Android, но таймлайн проекта пока до конца непонятнен. Впрочем, с успехом не спорят.

IndieGogo, или Альтернатива для независимых

Слово «инди» в названии платформы не случайно - именно сюда идут независимые проекты, чтобы умереть найти поддержку пользователей, а не больших спонсоров, которые выкупят идею. Если на практике Kickstarter работает для технологичных проектов и дизайнерских инноваций, то именно на IndieGogo любят искусство, резиденции и кино.

Впрочем, не украинское - успешных проектов, достигших своей цели, на платформе тоже очень мало. «Але є одне але», цитируя классика. IndieGogo - платформа не простая; в отличие от остальных сервисов она позволяет получать либо «Фиксированное», либо «Гибкое» финансирование. Если под суммой, заявленной как цель проекта, стоит flexible, то это значит, что проект получит все деньги, какие собрал, вне зависимости от того, достиг он цели или нет (за вычетом 9% комиссии платформе).

Так что даже «неуспешные» проекты здесь вполне могут оказаться очень даже успешными.

Украинским триумфом на IndieGogo стал, например, ОМКФ:

Пятый фестиваль собрал чуть больше $26 тыс. из необходимых $25 тыс.

Кроме того, поддержки на IndieGogo искали: объединение документалистов «Вавилон 13» (собрали $2981 из $5 тыс.), короткометражка на игровом движке «Ведьмак» (собрала всего $520 из $2 тыс.), короткометражка «Атомные любовники» ($140 из $2,5 тыс.) или хорошо известный вам полный метр «5 терапия» (собрал $390 из требуемых $30 тыс.). 

Из десятков фильмов, в основном документальных, про революцию и военные действия в Украине, настоящее финансирование нашли только два: один проект проукраинский («Воля або смерть», собрал $8176 из $5 тыс), но не совсем украинский - режиссера Дэмиена Колодия, американца украинского происхождения. Но и один - пророссийский, прославляющий ДНР («Агония Украины», собрал $17 тыс. из нужных $15 тыс.). Фильм тоже не украинский - технически он производился в Германии студией Nuoviso Filmproduktion Франка Хойфера. У фильма планировался еще и сиквел - но он уже не нашел поддержки, хотя и искал (менее 7 тыс. евро из требуемых 18 тыс.).

Ну а теперь - немного о проекте, который вам хорошо знаком: «Процесс» Аскольда Курова и Андрея Литвиненко, о суде над Олегом Сенцовым.

Да-да, не спешите удивляться. IndieGogo «гибок» не только тем, что отдает проекту все собранные средства, но и тем, что позволяет параллельно проводить и другие краудфандинги (модерация Kickstarter за такое навечно отправляет в бан). Так что «Процесс», который на IndieGogo собрал чуть больше $1,5 тыс. из требуемых $12,5 тыс, параллельно собрал на украинской платформе «Спiльнокошт» 45 тыс. 200 грн из необходимых 35 тыс. Ну и, хэппи-энд, фильм был снят, завершен и даже показан в Украине (и на Берлинале). 

«Кампанія фільму «Процес» пройшла дуже добре: ми зібрали навіть більшу суму, ніж заявляли (хоча вона була невеликою). Думаю, що вирішальними виявилися два фактори: небайдужість людей в Україні до історії Олега Сенцова і хороша підготовка і ведення краудфандінга. Щодня кампанією займалися Андрій Литвиненко і Неллі Цуркан – вони вклали дуже багато сил в переговори з партнерами, публічними людьми, журналістами. Для повнометражного фільму краудфандінг не варто розглядати як основне джерело збору коштів, і кіноіндустрію краудфандінг не врятує. Але це прекрасна можливість не просто знайти гроші, а й знайти однодумців – людей, які можуть допомогти проекту найрізноманітнішими способами», - прокомментировала тогда кампанию фильма «Процесс» его продюсер Мария Гаврилова.

Здесь, мне кажется, и есть та зарытая собакой кость. Успешными на краудфандинге становятся проекты, которые ищут не инвесторов, а комьюнити, готовое помочь (спросите об этом проект The Ukrainians или онлайн-издание Platfor.ma). Поэтому логично, что украинское кино более успешно именно на украинских сервисах.

«Спiльнокошт»: большая украинская идея

На ресурсе «Спільнокошту» - больше всего проектов, и больше всего - успешных. Ежедневный трафик платформы - это посетители, которые с радостью что-то поддержали бы, только предложите им нечто и правда интересное. К тому же, каждый украинский бэкер гарантировано купит билет в кино на фильм, который поддержал - если, конечно, дело дойдет до проката.

Все тот же «Вавілон'13», на IndieGogo собравший менее $3 тыс., на украинской платформе взял 31 тыс. 650 грн. Суммы, по курсу на то время, почи одинаковые, а вот количество и качество бэкеров - совсем разное. 

Фильм «Мій університет», часть трилогии «Мое детство», тоже вышел на «Спільнокошт» и на Kickstarter. Если на последнем он собрал, как я говорила, $3,5 тыс, то в Украине - всего 16,1 тыс. грн. И я бы сказала что-то о прокате проекта... но, увы, фильм до кинотеатрального экрана так и не дошел.

Короткометражка «Тримай удар» собрала 5 тыс. 035 грн:

Документальный фильм о Джемилеве «Мустафа» - 156 тыс. 780 грн:

Художественная короткометражка «Міна», которая снималась прямо в зоне АТО, – 85 тыс. 710 грн:

Документалка Остапа Костюка «Жива ватра» получила 74 тыс. 843 грн на пересведение материала и создание телеверсии. И доказала, кстати, общеизвестный на западном краудфандинге факт: просить финансирование лучше на конкретные задачи, а не на абстрактную «съемку фильма».

На сумму 370 тыс. грн (из запрашиваемых 300 тыс.) украинцы поддержали документальный проект «Мiф» про оперного певца Василия Слипака, погибшего добровольцем в АТО:

Документалка «Дiдова хатчина» собрала 50 тыс. грн из необходимых 46,5 тыс. Получил поддержку почти на 50 тыс. грн также первый Kyiv Comic Con - кстати, проекту помогли не столько деньги, сколько, я думаю, рекламный эффект кампании. А вот провалилась, например, кампания фильма «Толока» Михаила Ильенко. Из необходимых 2 млн грн. фильм нашел поддержки всего на 38 тыс. грн.

«На старте»: украинская альтернатива

Но если вы думаете, что только IndieGogo понимает гибкость, а в Украине все краудфандинги - «пан или пропал», то и здесь нашлась альтернатива. Кстати, с нее мы и начали беседу: фильм «Король Данило» ищет финансирование на этом ресурсе. До Тараса Химича там же искал инвесторов Георгий Делиев с фильмом «Одесский подкидыш».

Кстати, Георгий - единственный, кому удалось собрать на краудфандинге не «команду единомышленников и несколько тысяч твердой валюты», а именно полноценный бюджет картины - 3 млн 749 тыс. грн

Справеливости ради стоит отметить, что кампания Делиева длилась больше года. Ну а сам спектакль, который он экранизует, десятилетие идет с аншлагами в Одессе и на гастролях театра.

Кроме «Подкидыша», на платформе «На старте» своей цели добились только короткометражки «Сны Эдипа» (9 тыс. 600 грн) и «Страсти по Макбету» (5,5 тыс грн).

А одновременно с «Королем Данилой» спонсоров ищет еще и фильм «За Україну, за її волю!», который просит целых 2 млн 200 тыс. грн поддержки. Впрочем, собрал уже 106 тыс. 226 грн от 54 спонсоров (то есть в среднем фильм получил по 2 тыс. грн поддержки, а скорее - одного или двух очень щедрых бэкеров). Странно только, что все «дорогие призы» на проекте остались невостребованы.

Трейлер проекта, кстати, можно посмотреть тут. Как и многие другие подробности проекта, включая бюджет фильма в виде пирога.

Теперь, надеюсь, история похождений украинских кинематографистов по краудфандингам вам более понятна. Ну а вывод - собирать ли на платформах бюджет или команду поддержки - каждый продюсер сделает сам.

Фото - stockworld.com.ua

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости партнёров:

Loading...