Алексей Коган: «Бескомпромиссность может не понравиться тем, кто выпускает мою передачу в эфир»
На прошлой неделе в студии канала ТВi стартовали съемки проекта «Jazz з Олексієм Коганом», о чем я вам уже сообщала, пообещав разузнать подробности. За ними, презрев телефонные разговоры, я отправилась непосредственно на съемочную площадку – уж очень хотелось посмотреть, как создается программа о джазе, которого на нашем телевидении практически нет.
Производством занимается команда канала, но продюсерский центр Jazz in Kiev участвует на всех его этапах: «Чтобы передача была джазовой, нужно учесть какие-то мелочи, - объясняет продюсер проекта Владимир Каминский. - Штрихи разговора, которые могут быть вырезаны при монтаже, крупные планы музыкантов в соответствующих местах – к примеру, кто-то берет соло, а оператор может посчитать, что это не важно. Мы обращаем внимание как раз на это. На съемки приглашаем публику, которая ходит на наши концерты - очень важно, чтобы был вот этот контакт зрителей с музыкантами, иначе получится обычное телевизионное ток-шоу. Мы же пытаемся создать ощущение живого клубного сета, иначе теряется джазовая атмосфера».
Студия проекта оформлена в виде джазового клуба с небольшой сценой
и столиками для зрителей
Все очень уютно: на столах горят свечи, зрителям приносят свежесваренный кофе
Режиссер проекта Виталий Гайдукевич руководит последними приготовлениями
К "картинке" здесь подошли очень ответственно: передачу снимает не менее 5-ти камер, про звук я вообще молчу
После саундчека музыканты ушли
на улицу - проветриться
Тем временем, Владимир Каминский рассказал мне, что передача, по его мнению, заинтересует не только ценителей джаза, но и более широкую аудиторию: "Коган умеет разговаривать с музыкантами так, чтобы было интересно, вытаскивать из каждого что-то свое"
В каждом выпуске программы, как правило, принимает участие несколько музыкантов. Но лишь один их них - герой вечера, с которым ведущий, собственно, и беседует. Небольшие диалоги чередуются с музыкой в живом исполнении, так что «Jazz з Олексієм Коганом» следует, скорее, слушать, нежели смотреть. Язык передачи - украинский, хотя с музыкантами, разговаривающими по-русски, Алексей общается на удобном им языке.
Последний штрих перед съемками -
покормить музыкантов
Перед стартом Алексей представляет музыкантов и шутит со зрителями: "Если вам не понравится, бросайте в этого человека чашками"
"Человек" - известнейший саксофонист Дмитрий Александров, главный герой программы, на запись которой я попала
На площадке - веселая непринужденная атмосфера, что не всегда способствует работе. К примеру, режиссер говорит: «10 секунд до записи - начинаем с аплодисментов по команде». Зрители уже готовы аплодировать, Коган поворачивается к нужной камере, и тут Александров комментирует: «Голубой огонек». Все рухнули и, отсмеявшись, начали заново.
На съемки проекта я ехала с воодушевлением: ну, думаю, сейчас поздравлю Алексея с воплощением идеи, которую он, вероятно, давно вынашивал и наконец-то реализовал. И как же я была удивлена, услышав обратное:
- Боюсь вас разочаровать, но идею никто не вынашивал. Видимо, люди считают, что я могу вести телепрограмму. А я так не считаю, мне не нравится то, что я вижу.
- На телевидении?
- Нет. Не нравится, когда вижу в телевизоре себя. Поверьте, я не кокетничаю – может, поэтому уже 26 лет работаю на радио.
- Зачем же тогда телепрограмма?
- Как бы банально ни звучало, у меня есть обязательства перед партнерами (имеется в виду продюсерский центр JazzinKiev, - Няня). А почему предложение поступило именно от ТВi? Наверное, потому, что канал, мягко говоря, оппозиционный, а джаз всегда находился в некой оппозиции. Ну какой политик или парламентарий скажет вам, что дома слушает радио «Шансон», Шуфутинского или Круга? Принято говорить: я, мол, слушаю джаз или классику. Это же есть… А наша передача соберет музыкантов, заслуживающих того, чтобы их в «ящике» показывали. Это – во-первых. А во-вторых, хотим каким-то образом привлечь внимание публики к ближайшему, очень значимому, с нашей точки зрения, культурному событию – пятому фестивалю Jazz in Kiev. Так что, все очень просто. Но если вы ожидали восторгов по поводу программы – их не будет: когда я смотрю, какой кровью это дается, как выставляется звук, отстраивается картинка, когда понимаю, как много людей работает «на меня», становится как-то не по себе, честное слово.
Становится как-то не по себе
- Зато в интернете уже появились восторженные комментарии в стиле «давно пора».
- А давайте поговорим не о восторженных комментариях. Когда черт меня дергал давать интервью изданиям, вроде «Украинская правда» или «Корреспондент», а потом я читал комментарии, и было неприятно. Хотя меня успокаивали, говорили, что троллят штатные люди, что это законы игры – да не хочу я в такую игру играть! Одна из моих любимых певиц Эрика Баду, которая, мне кажется, в жизни ведет себя очень скромно и достойно, сказала: «Все, что пишут обо мне – не мое дело». Я очень хочу так себя чувствовать, но пока что я так себя не чувствую... Ну что восторженные комментарии – звезда, не звезда – для кого? По какой шкале? Кто это определяет? Я все это воспринимаю как работу. Но людей, которые приходят ко мне в программу, я очень люблю. Многие выросли у меня на глазах – посмотрите на трубача!
Смотрим: трубач Денис Аду
Помню времена, когда труба была больше Дениса. Он сидел в оркестре и, когда дирижер спрашивал: «Денисочка, почему ты не играешь?» - этот маленький мальчик говорил: «Александр Робертович, я хочу писать». И вот теперь стоит дядька – один из лучших в Украине, в СНГ. Хотя опять же, с чьей точки зрения?
У Алексея совершенно нет иллюзий по поводу новой программы
Эта передача – не развлекательная. Может, мои слова отдают нафталином, но у телевизора должна быть какая-то образовательная нотка. А у зрителей – возможность (пусть даже призрачная) выбрать то, что им нравится. У нас же нет выбора – ни на телевидении, ни на радио. Почему джаз всегда не любили в тоталитарных странах?
- Потому что он несет некий глоток свободы.
- Это раз. И еще потому, что он дает людям возможность выбирать. Я всегда с восторгом говорю об Уиллисе Коновере, радиоведущем «Голоса Америки»: ни одной политической прокламации, но его все боялись, потому что он давал выбрать. А в тоталитарном государстве выбора нет: тебе сверху расскажут, что хорошо, чего хочет народ, какой галстук одевать, какую музыку слушать – они, оказывается, все знают.
- Расскажите о формате программы.
- Мы не изобретали велосипед: за основу взят формат, который называется talking jazz – такие передачи есть и на телевидении, и на радио. Это вопросы, попытка заглянуть в жизнь музыканта с несколько иной стороны, поговорить с ним не только о музыке. И, что действительно приобретено из других программ и изданий – маленькая игра «Тест вслепую». Когда я предлагаю музыканту, к примеру, саксофонисту, по музыкальным отрывкам вычислить 5-6 саксофонистов – чтобы он определил, кто это играет. При этом у меня нет задачи посадить кого-то в калошу – любой из музыкантов, если захочет, посадит в калошу меня.
- Какие музыканты будут приходить к вам в гости? Только украинские?
- Конечно, в идеале было бы хорошо, если бы не только украинские. Вчера, кстати, я узнал, что на ТВi есть возможность синхронного перевода с английского. Это очень важно, потому что программа длится всего 46 минут. И в этом, кстати – моя проблема, ведь я ничего не пишу и заранее не знаю, о чем буду спрашивать. Это импровизация: я должен посмотреть человеку в глаза, почувствовать его настроение. Люди, которые мне не интересны, - извините, тут уже вкусовщинка - в мою передачу попасть не смогут. Я подчеркиваю, даже за деньги. Правда, никто никогда не предлагал (смеется), но это невозможно. Вообще, я в последнее время предпочитаю говорить только о том, в чем разбираюсь.
- Вы будете приглашать уже известных музыкантов или молодежь?
- Я загнан в некие рамки, потому что на сцене – реальные, если хотите, звезды. Но надеюсь на отсутствие амбициозности у людей, представленных на второй линии, потому что они – музыканты не менее известные, чем герой передачи.
- Каков объем проекта?
- Пока что 8 передач, а там будет видно.
- Если что, продолжать будете?
- Гости у меня точно не закончатся – в Украине достаточно хороших музыкантов, которых не стыдно показать по телевизору. Но в этом, с субъективной точки зрения, есть еще одна большая опасность: некоторые музыканты потрясающе играют, но не могут говорить. А сегодня, к примеру, я очень волнуюсь перед беседой с Димой Александровым – это еще тот говорун, но очень резкий и бескомпромиссный. И, с одной стороны, интересно показать его именно таким, а с другой стороны, на телевидении существуют правила игры: бескомпромиссность может не понравиться тем, кто выпускает программу в эфир.
- Ну, это же запись.
- Да, но иногда можно так порезать, что будет вовсе непонятно, о чем идет речь.
- Когда передача стартует?
- 2 сентября в 21.30. Первый выпуск не посмотрю – буду в Коктебеле. Да и второй, наверное, не посмотрю. Да у меня и желания большого нет: я прекрасно понимаю претензии к себе. Я ведь скорпион – люблю себя кусать.
- Насколько сложно человеку, всю жизнь проработавшему на радио, перестроиться под телевизионные стандарты?
- Очень тяжело. Впрочем, так же тяжело, когда меня просят статью написать: язык для радио и для письма – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому стараюсь не писать. Ну, извините, предложат нормальный гонорар – напишу, куда деться. Но если предлжат написать о музыканте, которого не знаю – не смогу писать даже за хорошие деньги: не хочу нырять в интернет, собирать сомнительные факты. Мне 55 уже – надо отвечать за то, что делаешь…
А вот они (смотрит на музыкантов) – красавцы!
И правда, красавцы: джазовый пианист, композитор и педагог Алексей Саранчин
И поверьте, это нужно не всем, кто смотрит ТВi. Но если в Киеве есть 250 человек, которым это нужно, мы не имеем право делать вид, что их нет. Все же взрослые люди: не понравилось – выключи. Но тут включаются другие вещи, которые я ненавижу – рейтинг и формат. Слова, которые невозможно объяснить, как и все в нашем государстве. Что такое рейтинг? Иоганн Себастьян Бах звучит на украинском радио? Нет. У него рейтинг упал от этого? Или у Бетховена… Но я привык работать в команде, и если партнеры говорят, что передача нужна – будем делать.
Признаюсь честно: от увиденного и, главное, услышанного на площадке я получила море удовольствия. Поэтому рекомендую не пропустить премьеру проекта «Jazz з Олексієм Коганом» - будет вам отличная музыка и глоток свежего воздуха среди бесконечных развлекухи и политики, заполонивших наше телевидение.
Фото Яны Новоселовой