«На ножах»: Мнацаканову мало платят, а Слободян веселится
Ценители таланта Арама Мнацаканова, который рвет и мечет всех и вся в ресторанах, уже второй месяц имеют наблюдают за всем этим в проекте «На ножах».
Я побывала на съемках финального эпизода программы, в ресторане Red Rock Bar, что в Жулянах. Проект по американскому формату «Kitchen Nightmares» Гордона Рамзи снимал «1+1 production», а именно - ТО Виталия Докаленко. Всего снято 12 программ, которые будут выходить в эфире до конца октября.
Этот симпатичный дядя стоит на фейс-контроле и просто так никого не пропускает
Пейзаж вокруг заведения поражает: вокруг ни души, рядом железная дорога, и соответственно, шум поездов. Вывески у ресторана нет, но при дороге есть табличка «Шиномонтаж», призванная сбить с толку неуверенного путника. Теперь вы понимаете, что клиентов здесь мало. В общем, все предпосылки к тому, чтобы звать на помощь Арама Мнацаканова...
Интерьер заведения веселенький, и места много - всем хватит.
Ресторан предназначен для байкеров, а потому всех остальных здесь как-то не очень привечают. Это я почувствовала на себе – сначала меня даже не хотели пускать. В общем, байкерша из меня никакая.
Посетители.
Внушительный дядя с хвостиком - один из владельцев этого заведения
Спросить у владельца заведения зачем ему этот ресторан, и действительно ли он верит, что после выхода программы придет множество клиентов, я так и не решилась. Зато сушеф Мнацаканова Владимир Ярославский рассказал мне о кухонных ужасах заведения.
- Какими были ваши первые впечатления от этого ресторана?
- Я за голову брался. Я вообще говорил, что здесь нужно сносить стены и делать новый ресторан.
- Так все печально было?
- Вот на кухне были старые алюминиевые столы, прогнулись. Старая микроволновка. Мы ее не заменили, но поремонтировали. Ну, такое. Для меня это очень большое горе. А так хоть привели кухню в божеский вид. Сделали так, чтобы все более-менее работало, чтобы все было организовано. Полки на уровне, чтобы все было по цвету. Небо и земля по сравнению с тем, что было раньше.
Сушеф Мнацаканова Владимир Ярославский, зайдя в первый раз в ресторан, взялся за голову
- Это все вы сделали за неделю?
- Мы это сделали за два дня. Мы начали в пятницу вечером. Начали искать оборудование, столы, мойки. Было тяжело – выходные все же. У нас маленький срок съемок. Мы зашли в ресторан в пятницу, а сегодня четвертый день, и вы видите конечный результат. Разве что дизайнер приходила раньше, и смотрела как здесь все переделать.
- Как вам повара?
- Их двое. Девушка и парень. Парню 18 лет, девушка примерно того же возраста. Они еще молодые ребята. Им до поваров еще далеко. Их даже никто не гонял. Хороших шеф-поваров всегда гоняют. Вот сегодня девочка плакала, хотя я на самом деле хороший. Даже очень хороший.
Ярославский уверяет, что он очень хороший
- А образование хоть есть у этих поваров?
- Они закончили пищевое училище. Они вроде и имеют представление того, как оно должно быть, но повторить все не могут. Их нужно дрессировать. Мы как учимся? Мы приходим к хорошему шеф-повару и стоим рядом. Делаем руками то же самое, имеем возможность увидеть все своими глазами, и вот так передается опыт. Я не уверен, что они все поняли, а потому, хоть проект и закончился, планирую завтра прийти и дать мастер-классы по кухне.
- А владельцы довольны вашей работой?
- Я думаю, что да.
Мне удалось поговорить и с Мнацакановым, который уставшим, но довольным взглядом осматривал заведение.
- Арам, на СТБ параллельно с вашим кулинарным шоу, также идет кулинарная программа. Как вы относитесь к программам-конкурентам?
Различные кулинарные проекты имеют свои задачи. Моя задача, конкретно в этом проекте - помочь ресторанному бизнесу, помочь людям, которые пытаются вокруг себя преобразить сервис услуг, общественного питание. Вы же знаете, что у нас масса проблем. Нужна помощь. Все, что можно сделать - я делаю. Телевидение преследует свою цель - снять и сделать шоу, я преследую свою цель - помочь этим людям.
- Но вы только 4 дня снимаете в одном ресторане. За этот срок разве можно помочь?
- Да, у меня маленький срок. Был бы неделю или месяц - неважно. Главное дать мотивацию этим людям и перестроить их сознание, сказать, что главное в их жизни. Люди совершают ошибки. Они неправильно ставят задачи в том смысле, что второстепенное ставят на первое место, первоочередное на второе. Не хватает им опыта. Берут на себя больше, чем могут вынести. Я облегчаю задачу. Конечно, я не могу всех спасти. То, что из 12 ресторанов хорошо работают 3 учреждения - мне это очень нравится. Вот, у Рамзи, в «Kitchen Nightmares» только 20% заведений выжили. Да, действительно, рестораны закрываются через месяц после проекта, или три месяца, или полгода, или год спустя. Потому что люди не соблюдают самого главного, даже когда ты им говоришь - сожмите зубы и не изменяйте своим внутренним ощущениям и концепции. Очень трудно за такой короткий срок сделать неуспешный бизнес успешным. Почти невозможно, но все же возможно. Мы утверждаем меню, а затем они говорят, мол, хоть Арам и утвердил, а давайте еще суши будем делать и кальян поставим, а сейчас модная итальянская кухня - давайте еще ее добавим... Они в этом не разбираются, не понимают, не любят, но занимаются этим. Как это называется? Они наследуют, подражают каким-то вещам, потому что думают что это выгодно. Сегодня вам сказали - выгодно разливать соки. Вы поставили линию соков. А где их брать, какой у вас маркетинг, какая реклама, с какой целью, сколько детей посещают заведение? Это все нужно учитывать! А потому надо делать то, что ты понимаешь, что для тебя важно. Не надо ничего придумывать. Поезжайте в Испанию, на море - вы там будете есть рыбу, морепродукты. Поезжайте в горы, вглубь Испании - ни в одном ресторане вы не найдете устрицы. Потому что там так не принято, хотя Испания - морская страна. То же самое и здесь - в Карпатах одно едят, в Одессе - другое. Это нужно понять и учитывать.
Владелец пришел на кухню поинтересоваться, чем занимается адский шеф
- Вы объездили 12 городов Украины. Как вы оцениваете украинский ресторанный бизнес по сравнению с Россией, где находится ваш ресторан?
- В Украине больше продуктов, больше фермеров, которые занимаются их выращиванием. Рестораны наполовину базируются на продуктах. Ты не будешь в ресторан завозить импортные продукты. Это трудно и очень дорого. В моем понимании, Украина - это все-таки южная страна, страна очень европейская, и не только потому, что ближе к Европе находится. Если по климату, то в России нет такого количества разной зелени, овощей, фруктов. Поэтому в Украине ресторанная культура намного выше стоит чем в России. Если взять не мегаполисы, а провинцию, то провинция в России гораздо бледнее выглядит на фоне Украины. Я не беру Москву, Петербург, Екатеринбург. Нельзя оценивать всю страну по мегаполисам. В России, в провинции рестораны в плачевном состоянии. А вот в Украине - мы были и в Полтаве, и в Черкассах, и в Ивано-Франковске - хоть это и малые города, но города с большими традициями.
- Каковы ваши планы на ближайшее будущее? Вы поедете обратно в Россию?
- Да. Вот буквально после съемок беру билет и полечу в Москву. Ребята без меня очень сильно соскучились в ресторане. У нас большой коллектив. Звонят, спрашивают, когда приеду. Их нужно мотивировать, им нужна энергетика, человек, который бы сказал «давай, работай». Они грустят. Я приеду и постараюсь их вдохновить на новые свершения. А потом, конечно, я вернусь в Украину. У меня впереди съемки 2-го сезона российской версии «Адской кухни». Ее снимают в Киеве. В России - это один из полюбившихся зрителям телевизионных проектов. А то, что я сейчас делаю - это консультация. Некий кризис-менеджмент за счет канала «1+1». Если в повседневной жизни меня попросят делать что-то подобное, я это делать бесплатно не буду.
Хоть Арам и утвердил, а давайте еще суши будем делать и кальян поставим
- А разве вам «1+1» не платит?
- В целом, это бесплатно. Платит, но это не та сумма, о которой договариваются, когда говорят о кризисном менеджменте. Это другие деньги.
- На порядок выше?
- На три порядка выше! На «1+1» у меня свои цели. Я работаю с каналом. Это несомненно капитализация моего личного бренда. Я отношусь с пониманием. Но я все же бизнесмен.
- В «Адской кухне» у вас было два помощника, а в «На ножах» - вы один. Как вам комфортнее - в трио или в одиночестве?
- Я могу и так, и так. Дело в том, что формат «Адской кухни» настолько был неизведан в Украине, что взяли Юлю Высоцкую, как медийное лицо. Вот сейчас меня можно считать медийным лицом. А тогда Юля была этим медийным лицом, которое может привлечь зрителей. Конечно, комфортно, когда вокруг тебя есть два профессионала, которые помогают и дают очень много комментариев, мнений. Хотя, в оригинальном формате у Рамзи нет помощников.
Мнацаканов учит официантку принимать заказ
- Возникало ли у вас желание вновь открыть ресторан в Киеве?
- Я отработал один сезон с «Садом». Контракт закончился, они стали управлять сами. Пока у меня нет каких-то интересных предложений. Но в будущем - с удовольствием!
- Вы общаетесь с Ольгой Фреймут. Вы с ней просто коллеги по несчастью или между вами что-то большее?
- Как она мне? Она мне нравится, я этого особо и не скрываю. Мы очень дружим. Относимся друг к другу с большим уважением. Она делает практически то же, только со стороны потребителя, обычного человека, который знает, что плохо, а что хорошо. То, что мы делаем - это то, что позволяет большой области общественного питания становиться лучше. Я вот приезжаю в регионы и вижу, что люди гордятся Олиной табличкой. Или я вот куда-то еду - захожу в гостиницу, а они думают, что я буду проверять. Я говорю, мол, нет - я буду здесь жить. Тем не менее, люди сами перемыли весь отель, всю кухню. То есть, если мы так действуем на людей - это большое счастье. Есть понятие профессиональной чести. Кроме того, есть их репутация. Значит слово «репутация» для них начинает что-то значить. И я, и Оля - мы оба неглупые и даже, надо сказать, очень красивые люди. Что еще нужно для полного счастья?
Публику развлекали своей авторской музыкой местные рок-звезды
В этом нелегком деле им помогали дети
Здесь есть даже пилон, но никто не раздевался
Съемочная группа обнимается - радуются окончанию съемок
Пока съемочная группа радовалась, я нашла продюсера «На ножах» Андрея Слободяна. Он рассказал мне о проекте, внутренней конкуренции на «1+1» и своей жене Тале Калатай.
- Показатели 2-го сезона «Адской кухни» были слабыми. Именно поэтому вы решили взяться за проект «На ножах»?
- Нет. Это не я решаю. Это решает наше начальство. Это все же формат Гордона Рамзи. Меня предупреждали другие люди, что проект тяжелый в производстве. Но когда я начал им заниматься - он оказался супертяжелым.
- Когда выйдет в эфир последний эпизод?
- Финальный эпизод выйдет 31 октября. Мы сняли 12 эпизодов.
- Будет ли второй сезон?
- Руководство, я так понимаю, хочет. Но разговоры об этом еще не идут. Нужно будет провести очень хороший кастинг и тогда мы сможем выйти на хорошие показатели. У Рамзи много сезонов, по-моему, штук шесть. Но дело в том, что у них ресторанный бизнес более развит, чем у нас. Это во-первых. А во-вторых, Рамзи делает эту программу не для прайм-тайма. Эта программа выходит на маленьком кабельном канале. А потому его не так много людей и смотрят.
- А что с «Адской кухней»? Будет 3-й сезон?
- Пока нет. А там посмотрим.
Слободян хочет нервов от рестораторов
- Рейтинги «На ножах» довольно скромные. Ни одна программа не взяла 15% доли, которая является определенным показателем успешности проекта. Вы довольны такими цифрами?
- Первая или первые программы все же взяли 15%. Давайте не будем забывать о контрпрограммировании. Против нас СТБ поставило «МастерШеф». Какая-то определенная часть аудитории перешла туда. Если бы нас поставили в другое время, мы бы брали лучшую долю. Я считаю, что мы свою задачу выполнили. А поэтому получилось, что два кулинарных проекта транслируются в одном слоте. Тем не менее, показатели программы всегда превышают среднюю долю канала.
- И, все-таки, за сентябрь «На ножах», не превышая 15%, демонстрирует лучшие показатели среди 10-ти шоу, которые запустил «1+1» этой осенью. Вам это приятно?
- Я даже этим не интересовался. То, что вы сказали, конечно, греет мою душу. Но это не потому, что я плохо отношусь к моим коллегам. У нас есть нормальная творческая конкуренция, которую я считаю справедливой даже на одном канале. Конечно, хотелось бы, чтобы от этого канал выигрывал. Дело в том, что я, в принципе, доволен этим проектом. Я добился того эффекта, которого я хотел. (Стучит кулаком по столу - Няня). Мы не делаем так, как делает Рамзи. Мы делаем это по-своему. У Арама совсем другой темперамент. Рамзи более такой... сумасшедший. Мы больше внедраемся в истории людей, их отношения. У меня это впервые получилось. Мы собрали хорошую команду редакторов, которая теперь может делать подобные проекты. В программе мы не просто констатировали события - мы выстраивали истории для того, чтобы люди смотрели, переживал. Вот в среду вышла программа, которую мы сняли в Харькове. Честно скажу, я расплакался.
- «На ножах» вы снимаете с конца весны. За это время есть уже какие-то первые результаты? Рестораны после вас процветают или, наоборот, закрываются?
- Один закрылся, а если точнее - его выставили на продажу. Это ресторан во Львове. Мы снимаем программу 4 дня. Вот Арам Михайлович говорит, что за четыре дня перестроить все в ресторане нельзя. И нельзя перестроить мозги владельцам. Если владельцы достаточно умны и хотят учиться, то у них все получается. Это «Двери» в Киеве, «Оберхаузен» в Запорожье, «Фэшн» в Харькове. Не все помню, но есть рестораны, которые вышли на новый уровень. Процесс успешности - это процесс долгий. Мы через месяц снимаем, что с ними произошло. Или рестораторы придерживались того, что Арам им рассказал, или не сдержались. Очень мало, кто придерживался, а потому результат отрицательный. А те, кто придерживался начинаний Арама, потихоньку выходят на новый уровень. Вот такая тенденция. Вот в байкерском ресторане, вы увидите определенную трансформацию психологии. Раньше байкеры боялись выйти к людям. Они боялись разговаривать, как они говорили, «с гражданскими». Для них мы - гражданские. Я думаю, дело у них пойдет. Тем более, я вижу, что они трепетно к этому относятся. Другие, когда Арам к ним приехал говорили, мол, ну ладно мы вот это сделаем и все. А эти - нет, они стараются.
- Вы уверены? Ресторан за городом, в Жулянах, поезда рядом, вывески нет...
- В том и противоречия. Арам Михайлович реально хочет помочь ресторану, а сначала он вообще не хотел браться за него, мол, ну как тут можно что-то сделать? Но мы настаивали, потому что здесь интересная история. Здесь байкеры. Когда есть яркие личности, и мы видим, что они не будут стесняться камеры и могут раскрыться - мы настаиваем. В принципе, я работаю на рейтинг, на долю. Будущее ресторана меня интересует постольку-поскольку. Но за эти 4 дня или неделю, которые мы с ними работаем - мы роднимся с каждым рестораном. А потому после проекта мы делаем все для того, что они попросят. Поэтому приезжают помогать наши су-шефы. И Арам дает им свой телефон и продолжает их консультировать по различным вопросам.
- Почему в программе так много матов? Вы даже особо их не запикиваете, а программа, ведь, выходит в пик-прайм, когда дети еще перед экраном...
- Когда люди один на один с камерой - у нас матов нет. Мат - это проявление эмоционального состояния человека. Мы снимаем реалити. Если человек матерится, значит он находится в каком-то нервном состоянии. Мы не можем этот кусок не брать, потому что мы очень много сил тратим, чтобы довести его до этого состояния. Понятно, что мы вырезаем эти слова, когда это говорится просто так. Но когда маты проговариваются эмоционально, то мы это ставим. Это для того, чтобы люди видели, что происходит. Возможно, как раз тогда, когда мы показываем мат, люди будут задумываться над этим и выражаться более сдержанно. Если бы мы это нивелировали, то у нас была бы чистенькая программа, люди не увидели бы жизнь, не сделали каких-либо выводов. Относительно того, что это 8 вечера и дети это смотрят. Ну ... (Долгая пауза)
- Пусть родители за них отвечают. Да?
- Ну, да... У нас очень много каналов. По крайней мере, можно переключить. У нас абсолютно недетская программа. Мы не пропагандируем маты. Мы, наоборот, показываем, как себя люди ведут в экстремальных ситуациях. Оказывается, они при этом матерятся.
Мат - это проявление эмоционального состояния человека
- Какую функцию в проекте выполняет Виталий Докаленко?
- Докаленко возглавляет наше творческое объединение. Работаем мы на «1+1 Продакшн». Я в его творческом объединении делаю на сегодняшний день три проекта.
- Один из них «На ножах». А какие еще два?
- Мы их еще не запустили, поэтому я не хочу о них говорить.
- Ваша жена - телеведущая Тала Калатай, в августе перешла с НТКУ на канал «Украина». Почему она до сих пор не на «1+1»?
- Она меня уже давно озадачивает этим вопросом. Я считаю, что это провокационные вопросы. Вот не знаю! Это нужно Ткаченко спросить. Она была на «1+1», или нет. Нет, она все же не была. Наверное, потому что она не подходит под формат программ, которые производит «1+1». Хотя родственники и знакомые постоянно задают мне этот вопрос, но я, как справедливый продюсер считаю - в телевизионном мире должно быть все справедливо. Если она не здесь только потому, что все будут говорить, что я ее взял, я бы смог доказать и Саше Ткаченко, и Доколенко, что она годится по формату и мы можем ее взять. Когда я был исполнительным продюсером «Звезда+Звезда», она участвовала в шоу.
- Да. Но она там пела...
- Да. Она пела. Так, какая разница? Есть конкретный ведущий, который подходит под конкретный проект. И все. Это бизнес. Это справедливо. Я не чувствую себя ущемленным из-за того, что моя жена работает не на «1+1».
- Показатели утренней программы на «Украине», где работает ваша жена, вдвое ниже средних показателей канала. Возможно, Талу это огорчает. Вы говорили с ней на эту тему?
- Конечно, я не буду об этом говорить, потому что... это не в моей компетенции. Я не интересуюсь, кстати. Меня больше интересует как выглядит Тала, команда и формат, который они делают. А то, что показатели просаживают показатели канала, то там есть продюсеры, пусть решают. Вы так спрашиваете, что я даже не знаю, что ответить. (Улыбается). Ну просаживают, ну так что? Меня больше волнует качество. На сегодняшний день, я считаю, у них сложилась очень хорошая команда. С другой стороны, я не совсем уверен в формате. Вот этот сугубо информационный… Лет 3-4 я делал на Плюсах «Сніданок» в таком формате и он продержался полгода в эфире. Я тогда не понимал, почему мы делаем чисто информационную программу. Все же утром людям нужно больше разной информации. Но я думаю, что они выгребут.
- В прошлом году вы называли Талу вашей самой большой инвестицией. Ваша инвестиция оправдалась?
- Это, конечно, была шутка. Потому что инвестиции в жену - это в первую очередь хорошие отношения в семье, а не финансовая отдача от жены. Инвестиция ... (Задумался). Ну, она оправдывается.
В этот момент в разговор встряли члены съемочной группы.
Член съемочной группы: Что там?
А. С.: Я как-то сказал, что Тала - это инвестиция в которую я вкладываю, чтобы потом была отдача. Вот меня спрашивают, дала ли она отдачу?
Ч. С. Г.: Ха-ха. И что вы говорите?
А.С.: Ха-ха-ха. Говорю, что... дала.
Вопрос об инвестициях в жену заставили Слободяна закурить
- Ваша жена как-то рассказывала, что ей не нравится, когда вас принимают за дедушку вашей совместной 7-летней дочери. А вас лично это обижает?
- Нет, абсолютно. Наоборот - меня это веселит. А Талу это не просто оскорбляет, а страшно раздражает. Я не понимаю, почему ее это так раздражает. Надо сначала думать, а потом спрашивать. Если я выгляжу как дедушка, ну так что? Тем более, я этих возрастных различий между мной, Талой и Машей совершенно не чувствую. Я веселый человек, а потому меня это радует. Так веселее жить.
- Ваша дочь второклассница. Она смотрит программы, которые вы делаете?
- Да, она иногда смотрит программы, которые я делаю. Если она не отрывается и смотрит, значит там есть что-то интересное, что может ее цеплять. «На ножах» я, конечно, не очень даю смотреть. Ну, не то, чтобы вообще не даю... У нас в этом плане все свободно. Потому что от ребенка не скрыть то, что вокруг нее. Но дома у нас все же более правильная атмосфера.
- Кроме того, что вы продюсер, у вас также есть школа телеведущих. Вы ее назвали своим именем - Школа Андрея Слободяна. Ей уже четыре года. Где ведущие, которых вы готовите?
- Это определенное вложение на будущее. Я хочу эту школу расширять. Я каждый год говорю, что мы будем расширяться, но постоянно случаются какие-то крупные проекты, а потому я не могу этим заниматься. В школе за 2-3 месяца невозможно подготовить телеведущих. Школа может быть только толчком в определенном направлении и все. Поскольку я практикующий продюсер, я четко все показываю и мы даем те навыки, которые нужны сегодняшним ведущим, для того, чтобы они были профессиональными. Где они работают? В основном они порассовывались на нишевые каналы. Директор мой ведет учет. Их немного. Для меня эта школа - это задел на старость, чтобы был какой-то бизнес потом.
Фото на память команды проекта. Чиз
Фото пресс-службы «1+1»