Большие гонщики. Все тайны шоу «Великі перегони» на Плюсах
Если в большом спорте принцип «Главное не победа, а участие» - утешение для неудачников, то для участников некоторых реалити-шоу именно он становится главным мотиватором. Взять, к примеру, проект «Великі перегони», стартующий на Плюсах в эту субботу: ну где еще среднестатистический украинец получит возможность побывать в семи странах Европы, Азии и Африки, а заодно побороться за приз в 500 тыс. гривен, если не в телепроекте?
Большому шоу – большой пиар: вчера канал «1+1» вывез журналистов в поле, пообещав раскрыть некие тайны проекта, а после – устроить полет на воздушных шарах. Что из этого вышло, увидите сами, а я пока что напомню вам матчасть.
«Великі перегони» - это адаптация диснеевского формата The Amazing Race, производством которой занимался продакшен Виктории Забулонской (в прошлом году они сняли для Плюсов 12 эпизодов). Украинцы взялись за проект вторыми в Европе (после Норвегии) и, говорят, канал возлагает на шоу большие надежды. На родине проекта – в США – вышло уже 22 сезона, получивших 13 статуэток Emmy в номинации «Лучшее реалити-шоу».
Правила шоу просты, как дважды два: участниками стали 10 пар украинцев (среди них – не только мужья-жены, но и родители с детьми или, к примеру, коллеги), которым предстояло выполнить одни и те же задания на скорость. После каждого этапа проект покидала пара, которая справилась хуже всех. В финале шоу осталось три пары, которые, вернувшись в Киев, боролись за главный приз. Ведущим шоу, как я уже рассказывала, стал Александр Сидоренко, он же Фоззи.
На импровизированной пресс-конференции, состоявшейся в стенах Киевского воздухоплавательного общества, Виктория Забулонская попыталась объяснить журналистам, с проектом какого масштаба они имеют дело: «Это знаковый формат, адаптируемый в Восточной Европе впервые. Мы никогда не делали столь масштабного шоу».
Показав промо-ролик, продюсер рассказала, что задания для участников были, как правило, связаны с обычаями и традициями каждой страны, в которой проходили съемки. «Мы максимально старались избежать заезженных туристических мест, так что в нашем проекте вы увидите много того, чего не показывают travel-программы», - заявила Виктория.
На кастинг проекта явилось 10 тыс. человек, поэтому отбор участников был довольно сложным. В первую очередь создатели шоу обращали внимание на желание участников изменить свою жизнь – насколько они готовы к экстриму и незаурядным событиям. «Мы взяли в проект тех, кто смог убедить нас, что обыденная жизнь им стала мала, - объяснила Забулонская. - Ну а насколько эти люди оказались готовы к изменениям, увидите в проекте».
Знакомьтесь – пара номер один: отец и сын, отношения которых за месяц съемок претерпели кардинальные изменения
Вообще, Забулонская говорила об отношениях участников довольно много, рассказывала, как они менялись, и обещала некий кардинальный поворот примерно к 10-му эпизоду. Но сами участники обратили внимание на другой момент: «Основная интрига заключалась в том, что ты не знаешь, в какой стране окажешься завтра. Можно заснуть в одной, а проснуться уже в другой», - рассказал папа Константин.
Перелетов действительно было много: по словам продюсера Ирины Тихомировой, съемочная группа и участники преодолели 40 тыс. км, не считая мелких перелетов внутри каждой страны. За время съемок было куплено 1900 билетов и, что интересно, никого из команды ни разу не потеряли, не перепутали ни одного рейса, и даже погода способствовала удачным перелетам.
- У нас появилась шутка, что Ира научилась договариваться даже с погодой, - отметила Виктория. – А если серьезно, в критические моменты Ира умудрялась выдавать из глубин памяти табло перелетов и прямо на месте – к примеру, в самолете – предлагать варианты B, C и так далее. Уровень нашей логистики отметили даже форматчики.
Виктория представила Ирину, как главного сценариста, но та возразила: "Вообще-то, я продюсер"
Помня, что форматчики всегда контролируют процесс производства своих шоу в других странах, я поинтересовалась у Виктории, как было в случае «Великих перегонів»:
- Этот формат владельцы нянчат, как мало какой, - рассказала продюсер. – Они присутствовали на площадке все время – и при обсуждении, и при съемках. Шоу – это, в первую очередь, гонка, поэтому форматчики тщательно следили, чтобы был выдержан формат гонки, все ее этапы. Также они следили, чтобы фиксация выполнения участниками задач была абсолютно объективной и честной, без подтасовок: в этой гонке очень важно, кто пришел первым, кто пришел последним – внутреннее ранжирование уже не столь важно. Очень тщательно следили за секретностью задач, которые будут выполнять участники, поэтому о заданиях, которые будут на следующем этапе, знало ограниченное количество людей в съемочной группе. Больше того: о заданиях до последнего не знала даже съемочная группа, сопровождавшая участников. Да и летали участники с группой разными самолетами. А группа, которая готовила все эти конкурсы, летала отдельно от всех.
Кроме того, все конкурсы мы опробовали на себе – это обязательное условие формата. И, соответственно, форматчики за этим тоже очень тщательно следили.
- Пробовали на себе для чего?
- Чтобы быть уверенными, что эту задачу можно выполнить. И чтобы приблизительно отхронометрировать: мы же точно такие же обычные люди – не спортсмены, у нас нет специальной подготовки. Нужно было понимать, сколько времени может занять выполнение той или иной задачи, а на форматчиков в этом смысле рассчитывать не приходилось в силу нашей ментальной специфики: есть задачи, которые очень легко выполняют американцы, но с трудом выполняют украинцы. И наоборот.
- Можете привести пример?
- Могу. Нашим участникам нужно было подняться вверх по искусственной скале – аналогу альпинистской стены. У американцев это очень распространенный вид развлечения: в выходные они ездят на скалодромы, ползают себе туда-сюда, и такое задание не составляет для них никакого труда. А для нас это, в общем, достаточно сложное и экзотичное задание: участники совершенно по-другому к нему относятся, и времени, соответственно, все это занимает больше. С другой стороны, наши легко справляются с бытовыми задачами. Скажем так… это я не задачу рассказываю, а просто пример привожу: для американца слепить руками вареник или, скажем, постирать вручную – это событие. А для нашего человека – в общем, ничего особенного. И поэтому, в том числе, мы проверяли все задания на себе, и хронометрировали на себе, зная свои сильные и слабые стороны. Хотя, конечно, адреналин участия добавил нам, как минимум, 30% силы, сообразительности, ловкости и поворотливости.
- Форматчики остались довольны вашей адаптацией The Amazing Race?
- Да. По итогу мы получили от них восторженный комментарий. Они были удивлены (чем, собственно, удивили нас) высоким профессионализмом съемочной группы. Этого они не ожидали, и комментарий после первых дней съемок был приблизительно таким: очень странно, но ваша команда ничем не отличается от команды Amazing, хотя мы снимаем уже 23-й сезон.
- Ваша команда проходила специальную подготовку?
- А как же. У нас в стране нет, к примеру, операторов, имеющих опыт съемок такого проекта. И мы действительно их готовили, проводили с ними и физическую, и некую психологическую подготовку. Для начала у нас был тестовый эпизод, на котором многие операторы отпали – кто-то сам решил, что не справится, в адрес кого-то мы приняли решение. Ведь оператор – это человек, который все испытания проходит вместе с парой, только еще и снимает.
- Форматчики рассказывали, что в Америке этот проект снимают военные операторы, прошедшие все горячие точки, - добавляет Ирина. - И они удивлялись, как наши мальчики такое снимут – это, мол, не возможно.
- На первых трех эпизодах, - продолжает Виктория, - с нами был Майкл МакКай – представитель форматчиков, гуру этого проекта. Этот человек, которому около 65 лет, при первой встрече, наверное, в течение часа объяснял, что такие молодые операторы не могут снимать Amazing, потому что нужны физические навыки, жизненный опыт, опыт съемок… «Вот сколько этот мальчик работает на телевидении?» - спрашивал он, показывая на одного из операторов. – «Ну, 5 лет учился и 3 года снимает». – «3 года?! Как? Вы не понимаете! Вы вообще не понимаете, что это за формат!» - А через несколько дней съемок отношение изменилось. Нужно отдать форматчикам должное: они верят, что каждый шаг имеет значение, каждое решение судьбоносно, поэтому со всеми они проводили отдельный инструктаж. В том числе, с операторами.
- Во время съемок у вас наверняка возникали форс-мажорные ситуации.
- О, это очень интересная деталь! Перед началом съемок этот самый Майкл МакКай сказал: «Мы сняли огромное количество Amazing (он снимает не только для Америки, но принимает участие в создании всех адаптаций). С вами обязательно будут происходить внештатные ситуации, но нет такой внештатной ситуации, которой с нами не происходило бы ранее. Поэтому за каждую новую внештатную ситуацию я ставлю вам бутылку вина».
И когда мы закончили съемки третьего эпизода, он нам выставил шесть бутылок (смеется). По количеству ситуаций, никогда ни с кем не происходивших, мы превзошли всех. Но при этом у нас ничего не сорвалось, что еще более удивило форматчиков… Разбалованы, конечно, они. Богатством своим. Они все могут купить, а нам всегда надо придумывать, как сэкономить – вот в этом большая разница. Потому что это самый дорогой проект на телевидении, в котором действительно есть, на что тратить деньги. Или надо выкручиваться.
- Сколько камер вы использовали?
- Если не считать 12 камер GoPro, то примерно 20-25 – где-то кран, где-то вертолеты, - подсчитала Ирина. - Количество уменьшалось по мере выбывания пар из проекта, зависело от конкретного эпизода. Но GoPro мы очень много использовали, потому что все экстремальное – большие камеры не хотелось подвергать такой опасности.
- А сколько людей делало проект?
- Продакшен – около 80 человек, - ответила Виктория.
- На весь проект?
- Иногда меньше, - смеется Ирина. - Форматчики поначалу удивлялись – ну какой это Amazing: у американцев 60 машин ездит, а у вас только 8.
- В этом плане да, - улыбается Виктория, – мы нашли у американцев большие растраты бюджета и смогли бы научить их экономить.
После легкого завтрака
и знакомства с местными достопримечательностями
журналистов познакомили с пилотами
и провели краткий инструктаж
Прибыв в поле,
воздухоплаватели принялись распаковывать шары
и определять направление ветра
Каждую корзину украсили банером, очень напоминающим те, что развешены по всему городу
Приятная неожиданность: одним из сотрудников Общества оказался папа продюсера Плюсов Леси Штогрин
Расстелив шары в поле,
их принялись наполнять воздухом
И тут стало ясно - обещанного полета не будет
Воздушные потоки, поднимающиеся с прогретой солнцем земли, делают шар неуправляемым
Тем не менее, пилоты решили запустить в небо хотя бы один из пяти шаров
Когда пассажиры влезли в корзину,
шар потянуло
и перевернуло
Хорошо лежим!
Поскольку в неудаче виновато коварное солнце, полет решили перенести на вечер, когда земля перестанет нагреваться. Но и вечером операция была провалена, а потому расстроенные Плюсы пообещали покатать журналистов на шаре в другой раз...
Взлетят ли рейтинги проекта, увидим уже в эту субботу. Напомню, «Великі перегони» стартуют на канале 13 апреля в 20:00.
Фото Иванны Зубович