«Не стреляйте в журналиста»... Медийщики ищут ген человечности у «Беркута»
Даже у импортного Терминатора, как оказалось, есть чип, отвечающий за эмоции и чувства. Что уж говорить о наших, родных железных дровосеках. Именнно им была адресована вчерашняя мирная акция у отеля «Днепр» - «Не стреляйте в журналиста». Киевские медийщики пытались найти кнопку человечности у бойцов «Беркута», от рук которых пострадали по разным подсчетам до 130 представителей пишущей и снимающей братии.
К четырем часам морозного дня у отеля собрались около 70 журналистов, операторов и фотокоров. Последним даже не пришлось уходить с рабочего места – они и так постоянно на баррикадах. Кроме того, на акции я заметила камеры телеканалов «1+1», «5 канала», ТВі, «Украины», СТБ, «Нового канала» и ICTV. А где же пресловутая Первая кнопка?
Фотокорам пришлось уйти с рабочих мест на баррикадах, чтобы принять участие в мирной акции: Александр Брамс (comments.ua), Дмитрий Ларин (Укрправда) и Владимир Шевчук
На передовой я заметила и Ефрема Лукацкого, у которого каждый из присутствовавших телеканалов взял комментарий. Ну, думаю, и я возьму:
- Есть ли польза от таких акций?
- Может быть, потом появится шанс, поддержки будут просить. Мы сегодня не идем их атаковать. Просто хотим познакомиться, вот и все.
- Как журналистам защитить себя от насилия?
- Защитить? Надевайте бронежилет, шлем, очки. В правовом государстве, наверняка, можно защитить себя еще и законными методами.
Лукацкий: в правовом государстве журналисты, наверняка, смогут себя защитить
Журналисты устали: Ефрем Лукацкий оказался Артемом Лукоцким. Коллеги по цеху шутили в Фейсбуке, что Ефрему подобрали неплохое имя для псевдонима
Пока участники акции собирались, я сделала пару кадров коллекции Майдан осень-зима 2014:
Многих фотокоров касками обеспечивают редакции. Очки - за свой счет
Теплые перчатки - тоже
Щит или мишень?
Компания в пестрых жилетах двинулась через три линии баррикад по улице Грушевского.
В мирное время создалось бы впечатление, что на улицы города вышли коммунальщики
Первая заминка на первой же баррикаде. Проходы оказались очень узкими - пришлось просачиваться по одному
Оцените явку и масштаб
No pasaran! Хотя у меня сложилось впечатление, что тут не только враг - друг не пройдет
Если вы не были на месте противостояний, то представить себе обстановку поможет сравнение с Мордором в окрестностях горы Ородруин: под ногами истлевшие останки шин, проволока, черный от сажи лед и мешки с грязным снегом.
На Мордор!
Буферная зона между последней баррикадой и цепью срочников
Работает шланг с водой. Поэтому передвижение затруднено не только для противоборствующих сторон, но и для журналистов. Приходится каждый раз смотреть под ноги... чтобы не наступить на красивую снежинку
А еще здесь ОЧЕНЬ ХОЛОДНО. Видимо, брызги воды от работающего шланга повышают влажность. Температура на улице - «-11», а в буферной зоне - по моим ощущениям - градусов на десять ниже. Рука с диктофоном онемела в момент. А парням-срочникам приходится выстаивать на морозе не один час...
На передовой - женщины
Светлана Остапа из «Телекритики» держит в руках изображение голубя в бронежилете с оливковой ветвью и прицелом на сердце
Маричка Падалко спустилась на баррикады из теплой студии Плюсов: «І вони, і ми – українці. Це перше. Ми тут виконуємо свій професійний обов’язок. Ми тут на роботі, а не на мітингу»
Улучшив момент, я пообщалась с журналисткой ТСН Светланой Березивской.
- Світлано, ви прийшли сьогодні з плакатом…
- Журналіст зараз – дуже небезпечна професія. Ми бачимо, як наші колеги отримують поранення, втрачають очі, ризикують на барикадах своїм життям. Ми прийшли нагадати бійцям з тієї сторони барикад, що ми, насамперед, такі ж люди, як і вони. Я не пишу на політичні теми, але я, як соціальний журналіст, хочу їм сказати, що незалежно від того, яка буде влада в країні, ті ж самі правоохоронці будуть звертатися до нас за допомогою: невидані квартири, непідняті зарплати, соціальні допомоги дітям. Ми завжди готові їм у цьому допомогти.
- На вашу думку, як журналісти можуть себе захистити?
- Журналісти не можуть себе захистити, тому, що вони змушені перебувати в найгарячіших точках
Социальная журналистка ТСН Светлана Березивская на баррикадах не работает, но поддержать коллег пришла без колебаний
«Коли я побачила, як на ваші об`єктиви розвертається зброя – це жах. Сьогодні її на вас розвертають, а завтра її можуть розвернути на мене», - уверена Руслана
В первую очередь журналисты хотели обратиться к «Беркуту», но тот лишь поглядывал из-за спин солдат внутренних войск.
Как только журналисты оказались в буферной зоне, со стороны силовиков раздался голос из громкоговорителя: «Граждане, не создавайте провокаций. Покиньте буферную зону». И монотонно повторял эти слова, как мантру.
Журналисты в буферной зоне. Вот она, провокация!
На этом «официальная часть» закончилась и медийщики той же дорогой побрели обратно...
Перекур на привале
Бойцы на баррикадах остаются галантными джентльменами
Прощай, Мордор, да здравствуют мирные трудовые будни
А журналистские акции продолжаются: сегодня в парламенте правящей коалиции должны передать петицию с подписями за отмену законов Колесниченко-Олейника. Документ подписали более 1300 журналистов из всех уголков Украины.
Фото - Tato Sepia