Искренность, лысина и повышенный сахар. Уроки актерского мастерства от Алексея Вертинского и обновленной Ukrainian Film School
Я не устаю убеждать окружающих: для того, чтобы чего-то добиться, нужно много и усердно работать. Однако сразу бросаться в профессиональный омут с головой не стоит: любой здравомыслящий человек скажет вам, что сперва было бы неплохо получить соответствующее образование. А если вы убеждены, что актерскому мастерству в Украине учиться решительно негде, то у меня для вас сюрприз: такое место не только существует, но и активно развивается.
Вы наверняка слышали о том, что на базе FILM.UA много лет работает Школа актерского мастерства. Здесь упорно трудятся над тем, чтобы отечественная киноиндустрия пополнялась профессионалами, благодаря которым украинский продукт будет становиться качественнее, а досуг зрителей - интереснее. Следующий учебный год здесь начнется совсем скоро - 1 октября, и к подготовке здесь подошли со всей серьезностью. Во-первых, не обошлось без нововведений, коснувшихся даже названия школы, а во-вторых, теперь почерпнуть немного ценных знаний могут даже те, кто не планирует посвящать учебе целый год. Последним очень пригодятся трехдневные интенсивы, время от времени проводимые параллельно с основной программой. В них входят мастер-классы от известных и успешных представителей профессии, семинары и motivation-встречи в формате Backstage&Breakfast. На одной из таких - с актером Алексеем Вертинским - мне и посчастливилось побывать, чтобы своими глазами увидеть, как куется будущее украинского кинематографа.
К моему приходу студенты уже сидели за большим столом, готовясь внимать мастеру
Учиться никогда не рано. Хотя, честно говоря, Вертинский - не тот спикер, которого я бы рекомендовала детям: уж очень он любит вставить крепкое словцо
Но это мелочи: когда Алексей начинает рассказывать о себе и своей профессии, забываешь буквально обо всем, настолько страстно и интересно он это делает
Но и без кокетства, естественно, не обошлось: начал Вертинский с заявления о том, что совершенно не умеет преподавать
Что не мешало будущим актерам слушать его буквально с открытым ртом
А кое-кому - делать памятные селфи
Одно из главных отличий этой встречи от многих, виденных мной ранее, - самая непринужденная обстановка, которую только можно представить. Студенты задали актеру множество вопросов, на которые тот старался отвечать как можно откровеннее.
Например, актерская специальность, по словам Вертинского, - это очень просто: вся наша жизнь состоит из реакций, и главное - правдиво отображать их на сцене или перед камерой
Не последнюю роль играют и внешние данные актера - знаменитая лысина помогла Алексею заполучить не одну роль
Впрочем, в современных условиях куда большее значение имеет типажность, что Вертинского откровенно огорчает: «Я уверен, что важнее, чтобы актер был эмоционально убедительным, а не просто подходил по типажу. Но, к сожалению, у нас на это обращается мало внимания»
Из этого вытекает и главное разочарование в профессии. «Больше всего я огорчаюсь, когда вижу немощность своих коллег», - режет правду-матку Алексей
И хотя о собственных жизненных перипетиях Вертинский рассказывал крайне захватывающе, студентов больше интересовала практическая сторона его опыта. Например, как лучше всего готовиться к предстоящей роли
Алексею не жалко, и он тут же выдал главную, по его мнению, мысль всей актерской профессии: нужно приложить все усилия, чтобы понять и принять предлагаемые обстоятельства, осознать свою в них роль.
«Здесь рассказа на неделю, но я постараюсь объяснить коротко. При подготовке к роли я всегда первым делом встречаюсь с режиссером, разговариваю, узнаю, как он видит собственный проект. Делая это, я понимаю, что требуется от меня, и потом уже начинаю работать в этом направлении, вживаюсь. Главное - уметь чувствовать и верить в то, что ты делаешь, а не искать спасения в образах, которые уже кем-то были воплощены», - считает Вертинский.
В то же время, актерство таит в себе немало подводных камней, к которым нужно быть готовым каждому молодому представителю профессии.
Итак, молодежь, запоминайте: согласно Вертинскому, большинство из вас ждет повышенное давление, повышенный сахар и изношенная нервная система. Но оно того стоит!
Когда беседа подошла к логическому концу, студенты не стали тратить время, и тут же обступили мастера для традиционных фото
А Алексей и не против, раздавать автографы - один из приятных бонусов его работы
Я же, помня о том, что на организации подобных мероприятий новшества в школе не заканчиваются, отправилась прямиком к ее руководителю - Алене Тимошенко. Отвечая на вопросы, она рассказала мне немало интересного: о том, что теперь здесь будут обучать не только актеров; кого из известных профессионалов можно будет увидеть в качестве лекторов в грядущем году; в каком направлении будет развиваться школа и многое другое.
- Алена, вы начинаете новый учебный год с масштабных изменений. Расскажите о них подробнее.
- Да, это так. У нас есть школа актерского мастерства, которая существует уже шесть лет. Параллельно с этим, у нас всегда спрашивали, будем ли мы обучать других кинопрофессионалов. Ну а поскольку есть спрос, то мы решили пойти навстречу рынку. У нас произошло переформатирование, и теперь все все называется Ukrainian Film School. В партнерстве с FILM.UA с 1 октября мы запускаем еще три направления - режиссерское, сценарное и операторское - в дополнение к актерскому. Таким образом, всего будет пять групп: две актерские и по одной на остальных курсах.
- Как долго продлится обучение?
- Девять месяцев, они закончат в июне. Сейчас мы прописываем программы обучения для каждого курса, и есть лекции, которые пересекаются для всех. Планируется, что над своими дипломными работами наши ученики будут работать вместе: сценаристы напишут проект, режиссеры его воплотят, операторы снимут, а актеры сыграют. Это учтено в программе, чтобы сроки у всех совпали и к концу учебного года все подошли подготовленными. По окончанию учебы киностудия FILM.UA будет предлагать сотрудничество и стажировку тем, кто сможет проявить себя во время обучения. Кроме того, мы будем продвигать работы наших выпускников на различных фестивалях, в том числе - международных. Ну а лучшего студента ожидает сюрприз - грант на обучение в Нью-Йоркской киноакадемии. Чуть позже мы огласим требования, которым необходимо будет соответствовать, чтобы его заполучить, ведь это сможет сделать только один выпускник со всех направлений.
- То, что во многом курсы будут пересекаться, мешает или помогает студентам?
- Однозначно, помогает. Я вам даже больше скажу: когда у нас было только актерское направление, на него приходили и режиссеры, и сценаристы, потому что они не знают, как работать с актерами, не понимают их. А для создания проекта это жизненно необходимо, поэтому мы решили создать им все условия для взаимодействия.
- Темы проектов, над которыми будут работать ученики, они придумывают самостоятельно?
- Мне хотелось бы, чтобы они придумывали сами, развивали фантазию. Но у нас также есть запросы от продюсеров, готовых давать темы. Мы почти что получаем заказы (смеется). В любом случае, проявить себя и создать что-то по собственному желанию смогут абсолютно все. Для режиссеров, к примеру, важно попробовать себя в обоих направлениях: одно дело, когда ты работаешь со своим детищем, и совсем другое, когда нужно воплощать чужую идею, где есть какие-то рамки, требования, ограничен бюджет.
- Кто будет у вас преподавать?
- В первую очередь, мы берем практиков. К примеру, куратор операторского направления - Слава Пилунский. Он не профессиональный преподаватель, но один из лучших в своей профессии и ему есть чем поделиться со студентами. И так на всех направлениях - куратор режиссерского, к примеру, Олег Туранский, сценарного – Андрей Бабик, актерского – Максим Михайличенко. Кроме того, будет много приглашенных педагогов. Это талантливые и известные люди, которые работают в профессии и не могут посвятить преподаванию много времени, но с удовольствием готовы поделиться опытом в условиях одноразовых или двухразовых лекций. У нас уже есть предварительные договоренности с Балаяном, Михальчуком, Королем, Литвиненко, Саниным, Стеколенко и многими другими профессионалами в киноиндустрии, на протяжении учебного года их лекции обязательно появятся в плане. Плюс, конечно же, планируем привозить иностранных спикеров и сейчас активно работаем в этом направлении. Интересен ведь и обмен опытом с другими странами, поскольку мы - первая киношкола в стране, а за границей это давно развивается.
- И каково это - быть первыми? Как вас воспринял рынок?
- У меня такое ощущение, что рынок этого ждал. Причем, что меня радует, многие люди, которые присылают нам заявки на обучение - это люди из профессии, а не новички. Есть, например, случаи, когда человек два года проработал на площадке, а теперь хочет стать режиссером, кто-то был журналистом, а хочет писать сценарии.
- А каков средний возраст студентов?
- 25-30 лет. Это уже состоявшиеся люди, которые идут на обучение сознательно, а не для того, чтобы хоть куда-то пойти, как это бывает в вузах. С ними легко работать, они понимают, зачем им это нужно, платят за это деньги, так что прогульщиков не бывает (смеется). Нам, естественно, гораздо интереснее работать с такими людьми, которые полностью отдаются процессу обучения.
- Как думаете, ваша школа может стать заменой университетскому образованию?
- Мне кажется, время институтов, в которых нужно отучиться пять лет, прошло. Сейчас такой темп жизни, что за год можно освоить любую профессию, а когда обучение пересекается с практикой, сделать это еще проще. К тому же, у нас все подается концентрированно, есть техническая и ресурсная базы, есть локации. Так что да, в будущем мы планируем создать новую систему получения кинообразования как альтернативу пятилетнему вузу.
- Получается, вы охватили уже четыре направления. Не планируете и дальше расширять список? Например, обучать продюсеров.
- Планируем. Для продюсеров, мне кажется, девяти месяцев будет много, но курс на 3-4 месяца мы обязательно запустим. Плюс - планируем трехдневные интенсивы по разным направлениям. Их суть в том, что люди приходят на занятия, которые длятся, скажем, с 10 до 19. Там тоже будут разные спикеры, поездки на съемочную площадку и т.п. Единственное отличие - материал подается большими объемами и очень быстро.
Признаться, в течение встречи меня не раз посещала мысль о том, не сменить ли журналистскую деятельность на что-нибудь другое. Я еще подумаю, а вы приготовьтесь: возможно, когда-нибудь еще услышите о Няне-режиссере или Няне-продюсере.
Фото Кирилла Авраменко