Фото: http://film.ua

Спорить с тем, что современного зрителя хлебом не корми, а дай посмотреть какой-нибудь сериальчик, бессмысленно - хотя бы один из хитов последних лет наверняка видел каждый. Неудивительно, что производство многосериек не только приносит создателям доходы, но и задает темп развития всей медиаиндустрии. Украинский рынок в этом отношении пока отстает от мировых гигантов, но и у нас найдется, чем похвастать - вспомните хотя бы «Нюхача», покорившего европейцев и японцев, или «Красную королеву», укатившую в Северную Америку. Понимая, что на достигнутом останавливаться ни в коем случае нельзя, компания Media Resources Management вместе с телеканалом «Украина» объявили о старте нового совместного проекта «TViй серіал», направленного на развитие этой отрасли в наших широтах. Инициатива, как вы уже знаете, обещает быть долгоиграющей - в течение многих месяцев ее организаторы обещают проводить тематические мероприятия, с помощью которых сериальное производство наконец приблизится к мировому уровню не только отдельными проектами, но и в целом.

Вдохновленная начинанием, я решила взять с коллег пример, и сегодня объявляю старт своего нового спецпроекта под названием «Анатомия сериала». Обновляться он будет регулярно, и все материалы так или иначе будут касаться производства телевизионного контента в украинских реалиях - от идей до цифр, от творческих подходов до технических особенностей. Словом, устраивайтесь поудобнее - настало время занимательных историй.

Равнение на Запад. Сериальная индустрия в цифрах и фактах: к чему стремиться Украине?

http://mms.businesswire.com/

Прыгать с места в карьер всегда было не слишком удобно, поэтому начать я хочу с теоретической части и развернутого ответа на вопрос «а зачем это вообще нужно?». Отвечать здесь лучше не словами, а цифрами - так что вот вам аналитика компании MRM, на примере данных из США доказывающая: производить качественные сериалы важно не только ради рейтингов и денег, но и для финансового благополучия страны. Не верите - смотрите сами.

Количество производимых сериалов неуклонно растет

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Вряд ли вы об этом задумывались, но за последние 5-6 лет количество оригинальных сериалов, транслируемых в телевизионных сетях, на кабельных каналах или онлайн-платформах этой страны, практически удвоилось. По данным исследования FX Networks Research, если еще в 2010 году этот показатель составлял 213 сериалов (имеются в виду как драмы, так и комедии), то по результатам 2015 года количество транслируемых в Америке оригинальных сериалов достигло 409. При этом рост количества сериалов в первой декаде 2000-х не был столь стремительным - по данным аналитиков, этот показатель за 2002 год был на уровне 187 проектов.

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Количество оригинальных сериалов в США (в эфире, а также на интернет-платформах). Источник: FX Networks Research

Основными факторами, способствующими росту количества производимых сериалов, являются увеличение активности американских кабельных телеканалов (как, например, HBO, Showtime, AMC, Starz, SyFy, Cinemax и др.) в плане собственного производства, а также платформ VoD (Netflix, Hulu, Amazon и др.). Не лишним будет упомянуть, что и количество оригинальных сериалов эфирных телесетей (CBS, NBC, ABC, Fox, The CW) постепенно растет: в общей сложности на 20% в период с 2009-го по 2015-й. Но за этот же период, к примеру, количество сериалов премиальных (платных) кабельных каналов выросло на 76%, а базовых кабельных вещателей – на целых 174%.

Онлайн-платформы - новый двигатель продакшен-рынка

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Принято считать, что революционным временем на рынке производства аудиовизуального контента стали 2012-13 годы, когда американские VoD-платформы впервые серьезно заявили о себе как о самостоятельных игроках не только дистрибуционного, но и продакшен-рынка. Впрочем, первые «пробы пера» относительно производства собственного сериального (и не только) продукта онлайн-сервисы начали делать еще за несколько лет до этого.

К примеру, принадлежащий Sony Pictures Entertainment онлайн-видеосервис Crackle еще в 2009 году представил зрителям сериалы собственного производства – научно-фантастический Trenches, боевик Angel of Death и криминальную драму The Bannen Way. Первые два проекта состояли из 10 эпизодов каждый, а The Bannen Way – из 16-ти. Особенностью этих пионеров собственного оригинального программирования был хронометраж серий – в пределах 5-10 минут. Первый полноценный сериал от Crackle – «Неизведанное» (The Unknown), состоявший из 6 эпизодов по 22-24 минуты, – дебютировал лишь в 2012 году. А премьера первой полноценной многосерийной драмы – сериала (The Art of More, 10 эпизодов по 45 минут) – состоялась в 2015 году.

Вместе с тем, американский видеосервис Hulu начал эксперименты с собственным оригинальным контентом еще в 2010 году, когда выпустил реалити-шоу If I Can Dream. В следующем году на Hulu дебютировала документалка «Жизнь за один день» (A Day in the Life), собственная новостная программа The Morning After и 10-серийный драматический триллер «Признание» (The Confession). Последний, впрочем, назвать полноценным сериалом нельзя, так как продолжительность его эпизодов равна всего 7 минутам. А вот в 2012 году Hulu представил зрителям сразу две свои оригинальные многосерийки – комедию Up to Speed и политическую комедию «Поле боя» (Battleground). Кроме того, в том же 2012 году здесь вышел четвертый сезон комедийного сериала «Гуща событий» (The Thick Of It), который после трех сезонов на ВВС был закрыт. Если же говорить о собственных полноценных драматических сериалах с хронометражом серии около 45 минут, то премьера двух таких состоялась на Hulu только в 2016 году – ими стали 8-серийная драматическая экранизация Стивена Кинга «11.22.63» и 10-серийная картина «Путь» (The Path).

В 2012 году тестировать собственное оригинальное программирование начал и интернет-гигант Yahoo - посредством своей VoD-платформы Yahoo Screen. Первым проектом сервиса стала многосерийная комедия «Жгучая любовь» (Burning Love), особенностью которой были относительно короткие серии - по 10 минут каждая (впоследствии она была продлена еще на два сезона). А вот следующие оригинальные проекты собственного производства появились на Yahoo лишь спустя три года: в 2015 году на сервисе состоялись премьеры комедийных сериалов «Святые из Вегаса» (Sin City Saints) и «Другой космос» (Other Space), а также шестого сезона выходившего ранее на канале NBC сериала «Однокурсники» (Community). При этом все три комедии имели традиционный для своего жанра хронометраж эпизода в 22-24 минуты.

Крупнейший в настоящее время сервис «видео-по-запросу» Netflix ворвался на рынок собственного сериального продукта в 2013 году. Причем дебют был действительно громким, так как компания представила зрителю сразу три драматических сериала – политическую драму «Карточный домик» (House of Cards), хоррор-детектив «Хемлок Гроув» (Hemlock Grove) и комедийную криминальную драму «Оранжевый – хит сезона» (Orange Is the New Black), а также свой первый анимационный сериал «Турбо: Молниеносная команда» (Turbo FAST). Темпы роста количества оригинального контента собственного производства на Netflix действительно впечатляют: если в 2013 году сервис представил четыре своих сериала (в общей сложности 48 эпизодов), то в 2014-м сериалов было уже 9 (125 эпизодов), а в 2015-м – 21 (227 эпизодов), не считая собственных документалок, шоу и даже полнометражных фильмов.

С 2013 года в гонку производства собственного оригинального контента включился Amazon (вместе с другими крупными американскими сервисами видео по запросу). Его первыми ласточками стали комедии «Бета» (Beta), «Альфа-дом» (Alpha House) и «Моцарт в джунглях» (Mozart in the Jungle). Также в 2013 году состоялись премьеры анимационных сериалов от Amazon - «Опавшие листья» (Tumble Leaf) и «Креативная галактика» (Creative Galaxy). И сериала для детей «Энндроиды» (Annedroids).

Растут средние бюджеты на производство сериалов

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Параллельно с ростом количества самих сериалов увеличиваются и средние бюджеты производства. Если еще десять лет назад показатели в $2 млн за эпизод драматического и $1 млн за серию комедийного сериала считались роскошью, то в настоящее время это минимальная сумма (в среднем по рынку), с которой продюсеры заходят в производство - если, конечно, рассчитывают на интерес со стороны зрителей к будущему проекту. Для комедийных сериалов усредненная «вилка» по бюджету одного эпизода  на уровне $1-2 млн, для драматических многосериек – в пределах $2-5 млн.

Важным драйвером развития продакшен-индустрии является производство пилотных эпизодов сериалов, которые зачастую обходятся ощутимо дороже среднего показателя стоимости серии, исходя из стоимости всего сезона проекта. Средний бюджет пилота увеличивается с каждым годом и, по оценкам организации FilmL.A., составляет около $2 млн для пилотов комедийных сериалов и порядка $6-9 млн для драматических проектов. К примеру, только на территории Лос-Анджелеса американские продюсеры потратили на производство своих пилотов около $290 млн в сезоне 2013-2014, а уже через год эта сумма выросла до $298 млн. При этом, согласно оценочным расчетам FilmL.A., доля Лос-Анджелеса в суммарных затратах американских телеканалов и цифровых видеосервисов на производство пилотов в сезоне 2014-2015 составляет лишь 31%. Соответственно, только на производство пилотных серий, большая половина из которых так никогда и не станет сериалами, в прошлом году потрачено более $960 млн. Объем же всего рынка сериального производства в США оценивается экспертами не менее чем в $15 млрд в год, и этот показатель постоянно увеличивается.

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Топ-10 самых высокобюджетных сериалов

Также среди тяжеловесов по размерам среднего бюджета эпизода стоит отметить такие сериалы, как медицинская драма канала NBC «Скорая помощь» (ER, существует информация, что в пик популярности сериала при участии Джорджа Клуни в 1998-1999-х бюджет эпизода доходил до $13 млн), «ужастик» канала НВО «Настоящая кровь» (True Blood, $5 млн), историческая драма «Борджиа» канала Showtime (The Borgias, $4,9 млн), политическая сатирическая комедия канала HBO «Вице-президент» (Veep, $4,9 млн), вестерн-драма HBO «Дедвуд» (Deadwood, $4,5 млн), политическая драма платформы Netflix «Карточный домик» (House of Cards, $4,5 млн) и многие другие.

Поддержка сериального производства - в приоритете властей

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Темпы и цифры, конечно, впечатляют, но вряд ли рынок сериального производства в США развивался бы столь стремительно, если бы не целенаправленная политика большинства штатов страны относительно финансовой поддержки индустрии. Многие годы штат Калифорния был американским эпицентром сериального производства (как многосерийных драм, так и комедий, и, конечно, их пилотов). Однако в последние годы другие штаты страны ввели множество инициатив по предоставлению продюсерам сериалов части потраченных на производство средств, и география сериального производства значительно расширилась.

Если рассматривать вопрос съемок пилотных эпизодов сериалов, то в Лос-Анджелесе в прошлом сезоне было сконцентрировано производство львиной доли пилотов комедийных проектов – 70 из 91, или 77% от всех снимаемых в США пилотов жанра. Пик же концентрации производства комедийных пилотов пришелся на сезон 2011-2012, когда в Лос-Анджелесе и его окрестностях снимался 91% продукта. Впрочем, это не удивляет - в большинстве случаев для комедии достаточно выстроенных в павильоне декораций. Что же касается пилотов драматических сериалов, то география их съемок за последнее время значительно расширилась, что привело к ощутимому снижению роли Лос-Анджелеса как локации для производства пилотов этого жанра. Если 7-8 лет назад здесь снималось около половины (и более) всех драматических пилотов, то в прошлом сезоне показатель не дотянул и до 20%.

Привлекательность Калифорнии вообще и Лос-Анджелеса в частности для американских продюсеров обусловлены десятками факторов: наличие оснащенных по последнему слову техники съемочных павильонов и натурных площадок, мощная техническая и творческая составляющая Голливуда, развитая продакшен- и постпродакшен-инфраструктура, обилие профессиональных курсов, школ и многое другое. Однако не менее важным (а то и одним из определяющих) фактором является программа финансовых инициатив, по которой, к примеру, телепродюсеры с 1 июля прошлого года могут рассчитывать на возмещение до 40% своих затрат на территории Калифорнии в случае производства новых сериалов (и до 20% в случае релокации сериалов, ранее производившихся в других штатах и городах).

В прошлом году в Калифорнии получили возмещение 22 снимаемые тут драмы, общий производственный бюджет которых составил около $1,15 млрд. А после увеличения максимального процента возмещения расходов, на которое могут претендовать производители телесериалов на территории Калифорнии (до середины 2015-го максимальный размер поддержки составлял 30%), здесь заметен существенный рост количества съемочных дней.

Так, по данным FilmL.A., за первый квартал 2016 года общее количество съемочных дней, которые провели продюсеры телевизионного контента на территории штата, увеличилось на 19,1% по сравнению с показателями аналогичного периода 2015 года (с 3312 до 3944 съемочных дней соответственно). Рост продемонстрировали производители:

- телевизионных драм (на 3,1% или с 1058 до 1091 съемочных дней, из которых 21,9% или 240 съемочных дней пришлось на проекты, получившие поддержку в рамках обновленной программы поддержки аудиовизуального производства в штате - к примеру, сериалы Animal Kingdom, Rosewood, Twin Peaks и Westworld),

- пилотов (на 2,7% или с 257 до 264 дней, из которых 14% или 37 съемочных дней пришлось на поддержанные штатом проекты Bunker Hill, Nineteen и Pitch),

- комедийных сериалов (на 83,2% или с 304 до 557 дней, из которых 81 день или 14,5% – доля финансово поддержанных штатом проекта Crazy Ex-Girlfriend и переехавшего из Мэриленда в Калифорнию сериала Veep),

- телепроектов, ориентированных на интернет-распространение (на 88,1% или с 202 до 380 дней).

Параллельно наблюдался небольшой спад количества съемочных дней у производителей реалити-контента (на 7,5%, или с 1245 до 1152 дней).

«Столь обнадеживающие результаты первого квартала демонстрируют важность принятой в Калифорнии расширенной программы налоговых кредитов, – утверждает исполнительный директор California Film Commission Эми Лемиш. – Они наглядно показывают, что программа Film & Television Tax Credit Program 2.0 работает, как и было изначально задумано, привлекая и удерживая производителей всех видов аудиовизуальной продукции, особенно телевизионного контента, которые создают стабильные и «долго живущие» рабочие места для актеров и съемочных команд».

К слову, бюджет California Film Commission на поддержку новых пилотов и сериалов, снимаемых на территории штата, в прошлом производственном году (2015-2016) составил $92 млн, а на 2016-2017 годы он запланирован в размере $132 млн. Отдельной строкой в программе идет бюджет на поддержку телепроектов, переезжающих из других штатов/стран в Калифорнию – его размер составит $66 млн (по сравнению с $44 млн в прошлом году).

Как видите, власти Калифорнии идут в ногу со временем и делают особый акцент на поддержке именно телевизионного производства (в частности, сериалов с большим количеством эпизодов). Как я уже говорила, в прошлом году финансовую поддержку со стороны штата получили в общей сложности 22 телевизионные драмы, что вдвое превышает среднее количество проектов этого жанра, поддерживаемых на протяжении предыдущих пяти лет.

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Количество снимаемых в Калифорнии драм. Источник: FilmL.A

С точки зрения инициатив по поддержке кино- и телепроизводства ощущается здоровая конкуренция и со стороны других штатов. К примеру, штат Нью-Йорк предлагает продюсерам телевизионных сериалов до 35% возмещения их расходов в качестве налогового кредита (tax credit), Джорджия, Луизиана – до 30%, Мэриленд – до 27%. В большинстве других штатов США также существуют подобные программы, но размер максимального возмещения там варьируется в пределах 20-25%.

Европейские реалии и украинские инициативы

Анатомия сериала, Media Resources Management, Украина, TViй серіал

Важность поддержки не только кино-, но и телепроизводства на примере США очевидна. Сегодня в этой стране никто не сомневается в эффективности работы системы возмещения части средств производителям контента. В настоящее время более 40 штатов предлагают эту опцию для продюсеров, и конкуренция идет в разрезе не «кто возмещает, а кто нет», а в плоскости «сколько именно вы возмещаете, и что дополнительно предлагаете». Власти сами конкурируют между собой, чтобы привлечь как можно большее количество съемочных групп. Большинство штатов предлагают продюсерам возмещение в пределах 20-25% расходов, но конкуренция настолько жесткая, что есть штаты, где продюсеры могут рассчитывать на возврат 35% и даже 40% потраченных на производство средств. Выгода очевидна: отдельно взятый штат оказывается в плюсе за счет создания большого количества новых рабочих мест, роста доходов (и, соответственно, налоговых отчислений в бюджет) в смежных с кинопроизводством бизнесов (ритейл, гостиничный, ресторанный бизнесы и т.д.), а также благодаря последующей эксплуатации съемочных локаций того или иного проекта в туристических целях.

По этому пути, как я уже неоднократно вам рассказывала, идет и абсолютное большинство европейских стран. В Европе принцип «мы возвращаем вам часть денег, но при этом и сами неплохо зарабатываем» давно стал аксиомой. Абсолютное большинство стран-членов Европейского Союза в настоящее время так или иначе компенсируют и возвращают продюсерам деньги, пытаясь стать привлекательными площадками для съемочных групп и организовать максимально комфортные условия для продюсеров (в особенности иностранных).

Если говорить языком цифр, то в декабре прошлого года Европейская Аудиовизуальная Обсерватория (ЕАО) опубликовала результаты масштабного исследования о влиянии финансовых инициатив в секторе кино- и телепроизводства в ряде европейских государств на рост доходов бюджетов этих же стран. Говоря в двух словах, выяснилось, что чем больше государство выделяет на поддержку аудиовизуального сектора, тем больше оно в результате получает. То есть речь идет вовсе не о безвозмездном финансировании определенных проектов, которые действительно могут иметь культурное и социальное значение для государства, а о достаточно выгодном инвестировании с последующим возвратом собственных средств и по-настоящему приличным заработком.

Один из наиболее ярких примеров – Хорватия: небольшая страна, которая смогла обеспечить себе миллионы долларов дохода за счет привлечения иностранных съемочных групп на свою территорию. Только за последний год здесь проходили съемки около десятка полнометражных картин и телесериалов американских и европейских продакшн-компаний (наиболее заметный пример - сериал «Игра престолов» американского канала НВО). Сегодня Хорватия предлагает продюсерам возможность организации съемок на своей территории с последующим возмещением 20% затрат. Для правительства страны такая схема достаточно выгодна: по данным исследования ЕАО, в первый же год ее внедрения каждый вложенный со стороны государства евро окупился в размере 1,07 евро в качестве поступлений в госбюджет. В 2013 году данный показатель составил 1,33 евро с каждого евро, инвестированного в cash rebate.

В Чехии уже много лет действует закон, который так же, как и в Хорватии, предполагает 20% возврата расходов кино- и телепродюсеров на территории страны и 10% возврата расходов за границами страны. По данным ЕАО, с каждого евро, выделенного в Чехии на поддержку аудиовизуального сектора (имеются в виду как гранты на производство, развитие и дистрибуцию, так и средства, компенсированные локальным и зарубежным производителям в качестве cash rebate), обратно в государственный бюджет в итоге возвращается 1,5-1,625 евро. Кроме того, после запуска существующей ныне системы поддержки, который состоялся в 2010 году, количество занятых в кино- и телепроизводстве профессионалов увеличивалось как минимум на 2060 человек в год. Другими словами, за пять лет работы программы создано более 10 тыс. новых рабочих мест.

Хотелось бы верить, что подобное возможно и в Украине. По крайней мере, сейчас у нас активно продвигается вопрос поддержки работы телевизионных продюсеров путем возмещения им значительной части средств, вложенных в производство на территории Украины, - инициатива #КіноКраїна наверняка вам знакома. Большая часть производителей контента ее давно поддержала, и, надеюсь, в самое ближайшее время этому примеру последуют наши законодатели. В конце концов, цифры стран, уже использующих такой подход к кино- и телепроизводству говорят сами за себя, нужно лишь внимательно в ним прислушаться.

Теперь вы вооружены всеми необходимыми знаниями, чтобы как следует погрузиться в мир украинского сериального производства. А пока вы перевариваете информацию, я готовлю для вас кое-что интересное - следите за обновлениями в ближайшее время.

Чему сериал «Дежурный врач» научил своих создателей и весь рынок