Любовь к гладиолусам.
Почему украинские каналы не дают прибыли? Почему не являются прибыльными бизнесами, которые получают дополнительные финансовые ресурсы благодаря творчеству своего персонала? Выходят в нули, но в прибыли не дают. Почему собственники не заинтересованы в «плюсах», даже несмотря на то, что по своей сути, якобы «капиталисты»? Ведь каждый капиталист хочет получать прибыль, а в случае украинских капиталистов и их медиа-империй получается, что не хотят... То ли капиталисты какие-то странные, то ли медиа-империи не те… Где-то в глубине души у меня есть подозрение, что капиталисты не хотят прибыльности, а посему и самостоятельности медиа. Хотя, это скорее интуитивное подозрение, нежели четкий ответ. А наверное, самый правильный ответ: «Потому что гладиолус…» Много гладиолусов вокруг, и когда меня спрашивают иностранные друзья: «как это все у вас работает?», подразумевая, «как еще не развалилось?», я не знаю что ответить… И самое главное не понимаю, зачем это все?
С небольшим промежутком времени ко мне обратились люди с двух нишевых каналов с тем, чтобы помочь в переформатировании и переходу из состояния убыточного в состояние прибыльное. Я никогда этим не занимался, но обрисовать причины по которым нет прибыли и окупаемости могу очень просто. Нишевый канал может стать прибыльным благодаря product placement и рекламе тех производителей, чья аудитория смотрит канал. Странно, что люди начинающие заниматься медиа в Украине не понимают факта того, что прибыль в обычном бизнес понимании и прибыль в телевидении, вещи чуть разные. Но такого рода чаяние понятно и, в принципе удовлетворимо, если придерживаться двух правил. Правило номер один: четко определиться с ценностями и жизненными приоритетами целевой аудитории. Правило номер два: все делать исходя из правила номер один. И тогда появится прибыль.
Нужна математическая и социологическая точность в определении того, с какой аудиторией имеет дело тот, или иной канал. У «них» большие парфюмерные и косметические компании отдают предпочтение нишевым каналам именно для того, чтобы точно достигать свою аудиторию. Они заинтересованны в нишевых каналах, но почему-то в украинском контексте на них не сильно размещаются. В последнем случае, который мне предложили рассмотреть, это был канал ориентированный на женскую аудиторию.
Зачем смотреть телевидение, если есть интернет? Знания и информацию люди черпают оттуда. Приходить на телевидение станут только за развлечениями и релаксом, и уж ни как, ни за информационной составляющей. Информационная программа о масочках из киви, здоровой пище и целлюлите хороша только в малых дозах и то, как бы невзначай. Люди в белых халатах на канале про здоровый образ жизни это нефеншуй, потому что белые халаты ассоциируются с болезнью. Почему это понимают русские на телеканале «Живи!» http://www.jv.ru и не могут понять наши? Потому, что «гладиолус»!
Рекламодатели для украинского нишевого канала приходят с Запада, потому что владельцы в основном западные. А западный рекламодетель хочет ассоциировать себя с западной, европейской, красивой картинкой, а не с откатанной, переоткатанной, выкатанной и посему убогой украинской. И тем более нишевой… В случае нишевого канала потенциально заинтересованный рекламодатель не захочет размещаться на канале, чей визуальный контент строится на «традициях» Первого Национального. Конечно, судьба переформатированного «Тониса», на который пришла команда вышеупомянутого монстра, это тоже судьба, но не легче ли жить без лишних проблем с персоналом и поэтому с качеством контента…
Как оказалось, те кто принимает решения на нишевых каналах не всегда понимают разницу между качеством того телевизионного продукта, который делает УТ-1 и того, что делают люди с каналов трех основных украинских медиа-империй. Факт того, что «рейтинги» УТ-1 получает только лишь благодаря покрытию, а не качеству, тоже оказывается для многих не-факт. Может люди просто и не хотят видеть разницы между низкопробным и качественным, но ведь в результате все хотят, чтобы было как у «них», только вот делать тогда нужно не как у «нас», а тоже как у «них»…И тут задаешься вопросом: почему это неясно? Да потому, что «гладиолус»!
Достигнуть качества затратами больших каналов нишевый канал тоже не сможет. Завоевать своих зрительниц можно только через удовлетворение потребности женской аудитории в релаксе, вдохновении и самореализации. И только через европейскую картинку, которая станет прилекать и зрителя, и рекламодателя. Соревноваться с большими каналами в собственном производстве, значит проиграть по причине отсутствия ресурса. Покупать контент тоже нефеншуй, - хороший контент дорого стоит. Выход из ситуации, как и диагноз, прост и лежит на поверхности. Нужно пользоваться изменением ситуации в телесмотрении и производстве исходя из интернета. ABC запускает новый вид вещания через мобильные, Google вторгается в телевидение, времена и телесмотрение в старом стиле меняются. Одним из аспектов этих изменений воспользовался русский «Живи!», размещая телеэфиры тренингов оздоровительных систем в интернете через подписку. Из украинских каналов креативным оказались «Плюсы», размещая видео из интернета в своем эфире. А вот библиотеками видео-футажей, одним из самых полезных и дешевых для телевизионщиков изменений на видео-рынке, уже пользуются большие телеканалы на Западе, но только не наши. За пол тысячи долларов получить доступ к высококачестенной картинке, которую в Украине делают единицы, это же просто кладезь для тех, кто ищет дешевизны и качества! Умело сделанная озвучка и правильно подобранная музыка обеспечат и релакс и вдохновение. Но не тут-то было…Почему? «Гладиолус» потому что!
Обычно телевизионный менеджмент ссылается на две причины, по которым не может помочь в создании качественного продукта: «низкие бюджеты» и «вкусы аудитории». Но только у меня закрадывается подозрение, что качественный продукт просто не нужен. Качественный продукт, который станет зарабатывать деньги. Потому что благодаря ему медиа станут сильней. А сильные медиа здесь никому не нужны. А почему? А потому что «гладиолус»!