Rising star: на рынок форматов идет гробовщик Икс-Факторов
Все дети однажды приходят к пониманию того, что дед Мороз - не настоящий. Но упрямо продолжают ждать от него чуда. Все взрослые не верят в искренность вокальных талант-шоу. Но что-то заставлет их мириться с гримом для декольте, автотюном, отредактированными историями и с кучкой снобов, вершащей судьбы участников. Похоже, все это переполнило чашу терпения израильской продакшн-компании Keshet Intl – и в новом суперформате Rising star она смогла максимально задействовать зрителей в выборе конкурсантов, интегрировав в телеэфир социальные сети и мобильные приложения.
Keshet Intl в буквальном смысле звезд с неба не хватает - он создает их у себя на студии. И - о чудо! - сам генерирует суперрейтинги, от которых у продюсеров крупнейших телеканалов мира начинает течь слюна, как у оборотней в полнолуние. HBO не прогадали, купив формат Prisoners of War и адаптировав его в «Чужой среди своих». За два года сериал от Keshet заработал им 8 премий «Эмми», 5 «Золотых Глобусов» и целую толпу фанатов. Следующим форматом, которым продакшен взорвал рынок, стало вокальное талант-шоу.
Keshet Intl на своей родине - в Израиле - захватил 42% рынка и начал экспансию на международный. В этом октябре на каннском MIPCOM продукция Keshet была самым горячим пирожком: Rising star раскупили крупнейшие телеканалы Европы. Не буду вас томить - сразу объясню, что это за шоу такое, и в чем его принципиалное отличие от привычных нам форматов «Голоса» и «Х-Фактора».
В первую очередь формат привлекателен своей настоящей интерактивностью. Зритель не должен в перерывах на рекламу обрывать телефонные линии, пытаясь переждать «трех человек у автомата» и дозвониться до автоответчика. Он реально влияет на то, что происходит на экране в режиме реального времени. Специально для шоу создатели формата разработали бесплатное приложение для мобильных устройств и полностью интегрировали его в проект.
В приложении Rising star главная функция - голосование. Посмотрев выступление исполнителя, зритель «лайкает» понравившегося вокалиста, и тем самым проводит его в следующий тур. Судьи же, в отличие от зрителей, видеть конкурсантов не могут - они скрыты от публики в зале экраном-ширмой, на котором мелькают только аватары проголосовавших через приложение. Каждый из четырех судей распоряжается 7% голосов, а всего, чтобы пройти в следующий тур, нужно набрать 70%. Впрочем, смотрите сами - и да не воспрепятствует вам в этом незнание иврита.
Антирелигиозный гимн Simon and Garfunkel в исполнении правоверных евреев на кастинге вызвал моментальную реакцию мировой общественности и даже заметку в The Huffington Post. Ролик пробирает до слез борцов за демократизацию и отлично демонстрирует принцип формата: тот, кто прослушивается, играет перед стеной экрана и видит только тех, кто за него голосует, пока их количество не переваливает за волшебный порог в 70%. После отборочных туров принцип голосования ни в чем принципиально не меняется, только добавляется несколько минут профиля участника. Чтобы не быть голословной, и это я вам тоже покажу - хотя бы для того, чтоб вы увидели очаровательные танцы израильского ведущего на 20-й секунде. Доманский, кстати, тоже так умеет.
Ну и в последнем видео-уроке покажу вам сцену, декорации и освещение. Здесь тоже есть на что посмотреть. Обратите внимание, что все очень мягко и приглушенно: никаких вырвиглаз-неонов, прожекторов в лицо, из-за которых конкурсанты и ведущие рискуют всю оставшуюся жизнь развлекать больничный персонал. Все скромно, а главное со вкусом. И это при том, что ни один выпуск реалити не идет в записи, все прослушивания - это прямые эфиры.
Конечно, если вы не из хорошей еврейской семьи, то из обсуждаемого в видео наверняка поняли немногое. Но самое важное я вам переведу на русский. А самое важное, как всегда, это цифры. Шоу дебютировало в Израиле 19 сентября 2013 года. Доля первого эпизода - 44%, рейтинг - 32,7%, в дальнейшем средняя доля шоу даже выросла - теперь она составляет около 49,4%. Это в 7 раз больше, чем у ближайшего конкурента в таймслоте. Такими показателями смотрения может похвастать разве что свадьба Кати Пушкаревой. Более того, по конверсии зрителя в интерактивного участника шоу побило все показатели - около 30% людей перед экранами хотя бы раз за шоу воспользовались мобильным приложением и проголосовали за участника. Страна, в которой всего около 8 млн. жителей, проголосовала за конкурсантов уже более 4,5 млн. раз! Rising Star завоевала также молодежную аудиторию, а почти половина смотрящих - мужчины. И то, и другое для талант-шоу, как вы сами знаете, очень нехарактерно.
И это не локальный успех. Формат, дебютировавший два месяца назад и засветившийся на MIPCOM, уже купили российский телеканал «Россия 1», французы М6, на всю Скандинавию вещать шоу будут Nordics, итальянцы смогут посмотреть его в исполнении Sony Toro Produzioni, для Германии его адаптирует RTL. И это далеко не полный список желающих заполучить формат. Интересно, что продажи для североамериканского рынка закрыты - в США и Канаде компания самостоятельно займется созданием шоу через свои представительства. Переговоры ведутся и с латиноамериканскими, и с азиатскими продакшенами. Украинских медийщиков в списке купивших Rising Star я пока не заметила, но думаю, что такое шоу не может пройти мимо нашей страны.
Несмотря на кажущуюся простоту, формат очень непрост технологически, и Keshet грозится пристально следить за своим детищем. Ави Нир, СЕО израильского продакшна, дал несколько комментариев по поводу своего творения:
- Эти звездные талант-шоу выходят в эфир больше десяти лет. Естественно, что большинство зрителей уже очень устали от того, что и как происходит на экранах. Выходить на рынок с форматом талант-шоу мы могли только при условии, что создадим нечто принципиально новое. Я думаю, у нас получилось.
Все остальные шоу требуют от зрителя следить за десятками номеров телефонов, ждать конца передачи и потом ждать еще полчаса или даже час, пока наконец объявят результат. За столько сезонов в шоу не осталось настоящей драмы. Единственное (и то, весьма условное) драматическое развлечение для зрителя - это реакция судей на выступление и потом их общение друг с другом. Но даже это очень быстро приедается, становится будничным и предсказуемым. Подкалывать друг друга можно только определенное количество раз, после этого зрители начнут раздражаться.
Мы долго думали, как вернуть драму в вокальные шоу, и поняли, что в центр нужно поставить голосование. Если каждый голос кажется решающим, если каждый человек, который поддерживает исполнителя, визуализируется с фото из Facebook, и каждый раз судьба исполнителя решается в прямом эфире, в режиме реального времени - это драма. В каком-то смысле наши зрители чувствуют, что победили систему и получили право решать. Я подумал, что именно этого талант-шоу не хватало раньше. Как видите по нашим рейтингам, я был прав. За последние 15 лет ни одно реалити, вокальное или нет, не шло с нашими показателями. Мы обогнали наших ближайших конкурентов в три раза.
Сейчас на телерынке только и разговоров, что о применении второго экрана. Большинство вокальных конкурсов так или иначе пытаются его интегрировать - показывают тексты песен, пытаются вовлечь соцсети, цитируя их на экране и т.п. Но все эти приложения используются параллельно с шоу, и на самом деле просто отвлекают от него, заполняют пустые моменты на экране. Наше приложение полностью интегрировано в шоу. Шоу просто физически невозможно без приложения. Оно все построено на втором экране, на мобильном приложении, на интерактивности зрителя.
Интерфейс для пользователя - проще быть не может. Появляется конкурсант на телеэкране - и ты в телефоне или на планшете нажимаешь «да» или «нет». Но нам пришлось разрабатывать сверхнадежную и сверхмощную программу, которая может обрабатывать одновременно данные сотен тысяч пользователей, синхронизироваться с их аккаунтами в соцсетях, синхронизироваться с графическим движком в нашей светодиодной стене-экране, чтобы вывести изображение перед конкурсантом. Все это программа должна делать очень быстро - у нас прямой эфир и три минуты песни. Но результат того стоил.
Признаюсь честно, перед первым эфиром я несколько раз чуть не потерял сознание от паники. Больше всего переживал именно за технологию - а вдруг экран не поднимется? А вдруг графика зависнет? А вдруг сервер упадет? Интернет-провайдер подкачает? Но мы уже отработали пять прямых эфиров, и слава богу без единой технической заминки. Более того, мы протестировали все наше оборудование, и гарантируем для тех стран, которые уже купили формат, что наше приложение может справляться с огромными потоками голосующих. Мы всех предупредили, что Keshet перед запуском формата должны перепроверить работу приложения, так что и у других сбоев быть не должно. Мы просто хотим удостовериться, что формат адаптируется качественно.
Конечно, я уже никогда не поверю в Деда Мороза, но в формате Rising Star есть нечто такое, что заставляет надеяться на лучшее. А главное - зрителей перестали держать за стадо идиотов: теперь они сами модерирует телереальность. Не о такой ли демократии писал в свое время Томас Джефферсон: всю власть - народу, и пусть решает, как поступать с вокалистами, пока правительство решает за него все остальное.
По материалам hollywoodreporter.com