Ужасы нашего киногородка. Производители, дистрибуторы и кинотеатры отвечают, есть ли будущее у хоррора в Украине
На черном-черном острове в черном-черном устье черной-черной реки стоит черный-черный кинотеатр...
В общем, сегодня у нас традиционный день всего самого страшного - Хэллоуин, так что как продолжить историю, вы и сами поняли. Хотя, может, и нет - ведь украинцы и жанр ужасов несовместимы. Или все же совместимы?
В день, когда все прогрессивное человечество надевает страшные костюмы монстров и выходит на улицы пугать друг друга, а вечером смотрит страшное кино (или даже страшный сериальчик), украинцы предпочитают в основном праздник игнорировать, за редким исключением - отмечать как угодно, но точно не просмотром фильмов про расчлененку, где на каждую минуту хронометража - по пять скримеров. По крайней мере, бытует такое мнение.
Сколько лет пишу о кино, столько и слышу то от дистрибуторов, то от кинотеатров: «Жанр хоррора в Украине не заходит, он тут непопулярный». А вот так ли это, и если так, то почему, и, что более важно, зачем украинские кинематографисты с таким упорством продолжают снимать хоррор-фильмы - я попыталась разобраться предметно. Предлагаю в этот праздничный день присмотреться к ужастикам и вам.
Тем более, есть к чему присматриваться
- Общеизвестно, и это не голословный тезис, что хоррор в Украине работает хуже, чем на других рынках, - утверждает Андрей Дяченко, глава дистрибутора UFD. - В среднем фильмы в этом жанре собирают меньший бокс-офис, чем на сопоставимых рынках - точно так же, но наоборот в Украине работают комедии. В среднем сборы комедийных проектов у нас выше, чем «температура по больнице» на других рынках. Об этом свидетельствуют цифры не за год, не за два, а статистика последних лет 10. Впрочем, как у любого правила, у этого тоже есть исключения.
- А есть ли у такой непопулярности хоррора в прокате какие-то очевидные причины?
- Очевидных нет. Разобраться, почему так, назвав какую-то одну причину, невозможно, это комплекс факторов. Но если попытаться сформулировать главную, то в первую очередь это восприятие зрителем в целом жанра как второсортного.
- Несмотря на это, украинские режиссеры и некоторые продюсеры упорно снимают фильмы ужасов (или такие, которые можно условно отнести к этому жанру). Как вам кажется, есть ли у них шанс?
- Украинский хоррор может быть возможен, если это экранизация классики. Если будет крепкая литературная основа, которая послужит и способом продвижения фильма, и поможет легитимизировать кинопроект в глазах аудитории.
Кстати, об украинском хорроре. Глава Госкино Филипп Ильенко неоднократно в интервью и пресс-конференциях высказывал центральную мысль - мол, полноценная украинская киноиндустрия возможна только в случае, если развиваться будут все жанры без исключения. В том числе - фэнтези, детективы, ромкомы и даже хоррор.
Именно поэтому при финансовом участии Государственного агентства сняты или снимаются сразу несколько фильмов в этом жанре. Например - проект «Шлях мерця» Георгия Фомина, производством которого занималась компания «Директория кино» Игоря Савиченко (государство выделило 8 млн 998 тыс. грн), или вот фильм «Морена» Сергея Алешечкина, который продюсирует Геннадий Богук и его компания «Ганзафильм» (получил целых 19 млн 333 тыс. грн государственной поддержки).
И если проект «Морена» о завершении производства объявил совсем недавно и разговор о его дистрибуции еще будет вестись, то с «Путем мертвеца» история совсем другая.
Например, история умершего Мыколы Вересня
На съемках фильма «Шлях мерця» я была еще весной 2016 года, с подробнейшим репортажем выступала, и именно оттуда помню заявления продюсера картины о том, что проект выйдет в прокат в декабре 2017 года.
Спойлер - нет, не выйдет. Во-первых, дистрибутор для картины за последний год так и не нашелся. Во-вторых, прокат у нас и так сильно занят. А выйдет ли на украинские экраны фильм вообще - вопрос открытый. Предыдущая работа Фомина «Жучок» формально там появилась. Но о количестве экранов и результатах проката ничего не сообщалось.
Впрочем, «Морена» Сергея Алешечкина - проект и погромче, и подороже, и вот-вот нагрянет к нам с трейлером
О том, что именно планируют делать с потенциально сложным прокатом официально признанного непростым жанра, мне рассказали как режиссер, так и продюсер картины.
- Как показали сборы «Оно» в Украине, наш зритель любит хорроры и с удовольствием идет в кинотеатр, - сравнил «Морену» с экранизацией Стивена Кинга Сергей Алешечкин. - Чтобы зритель ходил на украинский хоррор, этот хоррор должен, в первую очередь, быть. И его должно быть много. Меня всегда привлекал этот жанр и я намерен работать и развиваться в нем дальше.
- Чтобы люди пошли на украинский хоррор, - подтвердил Геннадий Богук, - нужна узнаваемая современная история в основе фильма, хорошая актерская игра и красивая картинка. Люди пойдут в кино, если фильм будет хороший. А наша «Морена» такой и будет. В ней есть все составляющие зрительского фильма: удачный кастинг, любовный треугольник, много экшн-сцен, живая картинка, разной сложности грим и, что вдвойне приятно, красивая эротика. Многие летом отдыхают в Карпатах, эти места наполнены мистикой и легендами уже по своей природе. Крутые обрывы, подвесные мосты, густые леса - все это близко каждому, как и любовная линия в «Морене».
Что ж, теперь я лично обязуюсь проверить, насколько красивая эротика в этом ужастике, и оперативно вам все доложить. Потому как «Мир вашему дому!» уже порадовал нас «эротикой в муке», да так, что я хлеб и булки есть больше не могу. Для фигуры, конечно, полезно, но вот для характера...
Впрочем, в одном создатели «Морены» правы: фильм «Оно» в Украине поставил рекорд по кассовым сборам среди фильмов в жанре «ужасы» - 37 млн 756 тыс. грн, и это не окончательный результат, так как фильм в прокате уже девятую неделю, и совсем с экранов пока не ушел.
Впрочем, «Оно» - рекордсмен жанра во всем мире
- Несмотря на невероятный успех фильма «Оно», фильмы ужасов остаются достаточно нишевыми в Украине, - поделился со мной глава «Киномании» Робин Грбич. - Тем не менее, если они попадают «в тренд», то могут показать неожиданно высокие результаты. К примеру, «Аннабель: Создание» смог показать очень хороший для украинского проката результат в 9,4 млн грн. в первую очередь благодаря тому, что принадлежит к популярной среди поклонников жанра франшизе («Заклятие», «Заклятие 2», «Аннабель»). А вот лента «Оно» смогла почти в четыре раза побить рекорд ранее самого успешного в Украине ужастика по двум причинам. Во-первых, она снята по роману мастера хоррора Стивена Кинга, а значит сразу расширила аудиторию за счет поклонников автора. Во-вторых, первый трейлер фильма уже за первые сутки ротации посмотрело более 100 млн человек во всем мире. Эстетикой и содержанием создателям фильма удалось «зацепить» невиданную для жанра аудиторию, что не могло не отразиться и на украинском прокате. В итоге «сарафанное радио» сработать лучше любой рекламной кампании.
Стоит уточнить также, что существует целое поколение зрителей во всем мире, в том числе и в Украине, которые выросли на мини-сериале «Оно», в котором роль Пеннивайза сыграл Тим Карри. Бесспорно, почти все они захотели посмотреть на «друга детства» в новом образе. В общем, по этой и многим другим причинам «Оно» - скорее исключение, а не правило, и рассчитывать на то, что на другие фильмы жанра зритель пойдет так же массово, вряд ли приходится.
Более показательны в этом вопросе цифры других украинских фильмов ужасов.
Алешечкины - это, если вы не знали, династия. Кроме Сергея, есть еще режиссеры Александр и Вячеслав, которые сняли фильм «Синевир»
Или вот, к примеру, «Чунгул»
«Синевир», который продюсировал Владимир Хорунжий, едва собрал в кинотеатрах половину потраченного на съемки - по крайней мере несколько источников (со ссылками на boxofficemojo) утверждают, что сборы проекта - около $260 тыс. «Чунгул», который снимал уже Владимир Мунтян, собрал в прокате всего 79,5 тыс. грн.
Даже самый успешный из украинских фильмов ужасов - творение Любомира Левицкого в жанре B-movie «Тени незабытых предков» - собрал в прокате 5 млн 200 тыс. грн, что не позволило фильму окупиться только путем кинопроката.
Собственно, сам Любомир Левицкий продолжает снимать в любимом жанре - прямо сейчас он в США работает над картиной Black Friday, как рассказал мне продюсер другого его фильма «Эгрегор» Сергей Лавренюк. Впрочем, у самого Лавренюка есть собственная точка зрения на прокат хоррора в Украине:
- Фильм ужасов в Украине можно снимать и на что-то рассчитывать, если его бюджет - $50-$60 тыс, - признался Лавренюк. - По бюджетам это может быть своя, украинская «Ведьма из Блэр» или «Паранормальная активность». Только тогда можно рассчитывать на оправданный коммерчески проект. У жанра есть своя аудитория в Украине, просто она не очень большая. Чтобы фильм окупился, нужно привлечь и другую аудиторию. Как в случае «Оно», нужно, чтобы дистрибутор-мейджор вложился в промо.
- Чем еще, кроме мейджора, можно привлечь украинского зрителя?
- Тут все просто. Страх должен быть уже заложен в наших душах, это должны быть легенды и страшилки из нашего прошлого, из наших легенд и сказок. Фильм про советское прошлое или лихие 90-е напугает украинского зрителя больше любого Стивена Кинга.
Кстати, о том, чем привлечь украинского зрителя, должно быть известно не только производителям, но и кинотеатрам, поэтому я отправилась за комментариями к директору кинотеатров «Магнат» и «Бумер» Сергею Зленко.
- Як і будь-який жанр фільми жахів мають свою аудиторію, - уточнил Сергей. - На жаль, останнім часом ми спостерігаємо відтік аудиторії певних жанрів з кінотеатрів на інші екрани (наприклад, драми). Фільми жахів зберігають певний стабільний рівень відвідуваності, так як лише в кінотеатрах формуються невід’ємні складові фільмів жахів: різки голосні звуки, нерозривна лінія нагнітання (т.зв. «відсутність кнопки паузи»).
- Но это стабильно небольшое количество зрителей?
- Аудиторія таких фільмів в кінотеатрах «збирає» в межах 1-2 млн грн (наприклад, з останніх це «Шкіряне обличчя»; «Закляття: наші дні», «Байбаймен»). Знову ж таки, мусимо констатувати, що по фільмах незалежних дистриб’юторів статистика неповна. Вийти за межі цих двох мільйонів можуть лише фільми з сильним брендом. Це або франшизи («Дзвінки», «Пункт призначення», «Закляття», «Астрал», «Пила»), або ім’я продюсера (Бламхаус), або ім’я автора літературної основи (Кінг). На початку року обновив касовий рекорд фільмів жахів «Дзвінки», зібравши понад 10 мільйонів, а восени - «Воно», зі зборами понад 30 млн. Окрім сильного бренду з історією ці фільми також об’єднує дистриб’ютор-мейджор, що означає сильний глобальний маркетинг. Іншими словами, головною запорукою успіхів таких фільмів жахів все-таки є маркетингові складові, тобто бренд та глобальний маркетинг, а не художні якості.
Впрочем, в одном со мной так или иначе согласились все собеседники: неудачи хоррора как жанра в украинском прокате не преувеличены, поскольку найти нужную нотку резонанса с аудиторией непросто. И вдвойне - если речь об украинском фильме в жанре «ужасы». И втройне - если фильм откровенно плохой, как уже случилось с несколькими картинами отечественного производства.
Если хотите по-настоящему испугаться сегодня вечером, украинская индустрия хоррора имеет что вам предложить. Другое дело, что пугаться вы будете не всегда выпрыгивающих из темного угла монстров и маньяков. Ужасной вам ночи - и хорошего Хэллоуина.
Фото Кирилла Авраменко, пресс-службы Госкино