Это уже «ЧереЩур»! Что не так с первым украинским late night show
Во времена Колумба заработать славу первопроходца было очень легко: вышел из дома, прогулялся чуть дальше обычного, и оп - уже что-нибудь открыл. Сегодня же сделать что-то новое особенно тяжело - все уже либо было в «Симпсонах», либо находится в разработке у Apple. Хорошо, что мы с вами живем и работаем на медийном рынке, где пока что доступен еще один путь - взять давно обкатанный в мире формат и приспособить его под нужды местного населения.
На этом варианте остановился любимец женщин и детей, обладатель самых шикарных в стране усов Майкл Щур. Приучив зрителей телеканала «UA:Перший» к себе и своему юмору с помощью программы «#@)₴?$0», Майкл решил пойти дальше. В результате, на свет появился проект, который смело можно называть диковинкой не только для Общественного, но и для всего украинского рынка - late night show «ЧереЩур».
У меня состоялась довольно продуктивная беседа с альтер-эго Щура Романом Винтонивым, когда шоу еще было в разработке, и, признаться, премьеру проекта я ждала с большим интересом. Когда проект дебютировал на экранах страны, я хотела немедленно приступить к его разбору, но, рассудив, что формат новый не только для канала и Романа, но и для отечественного рынка в целом, решила немного подождать - даже Щуру нужно время на пробы и ошибки, а заодно и на то, чтобы войти во вкус и полностью раскрыться с ранее неизвестной стороны. Время, впрочем, пролетело незаметно, к сегодняшнему дню вышло уже три выпуска «ЧереЩур», а значит, пора уложить его под микроскоп для тщательного изучения. Надевайте медицинские маски и перчатки - мы начинаем операцию.
Одна из самых важных составляющих шоу подобного формата - динамика. Ни Джимми Киммел, ни Стивен Кольберт, ни даже Иван Ургант не могут себе позволить сбиться с ритма ни на секунду, чтобы зритель, не дай бог, не начал зевать (а шоу-то late night, так что этот вариант весьма вероятен). Вот и приходится сценаристам с редакторами тщательно готовить каждый выпуск таким образом, чтобы в нем не ощущалось провисов, не было пауз, а ведущий всегда мог эффектно развернуть разговор в любую сторону. И если к работе авторов «ЧереЩур» претензий почти нет, то Майкл, точнее, Роман, со своей задачей справляется далеко не всегда.
Первым гостем студии был Остап Ступка, и разговор с ним Винтониву дался особенно тяжело. Было понятно, что редакторы накопали на актера немало интересных фактов, но ведущий, кажется, переволновался из-за дебюта в новом амплуа. Вместо того, чтобы строить на этих фактах интересные вопросы, Щур просто выдавал их один за одним в надежде, что Ступка сам себя разговорит. Чуда, разумеется, не случилось.
Апогеем визита Ступки стала бессмысленная и беспощадная рубрика, в которой Остап должен был на ходу имитировать озвучиваемые Майклом эмоции. Опущу, пожалуй, высказывания в духе «мы видели это у Урганта» (Иван здесь тоже не изобретатель жанра), а вместо этого раскрою Щуру страшную тайну: не всегда то, что с бумажки читается очень смешно, так же и звучит - материал нужно отрабатывать, а репетиции еще никому не шли во вред.
Можно было бы списать все на неудачно подобранного гостя, но та же история повторяется во втором выпуске, когда в студию приходят звезды «Сторожевой заставы» Ева Кошевая и Даня Каменский. Дети и рады бы поддерживать светскую беседу и отвечать на вопросы, но инициативы от ведущего снова не видать.
А игра с ними в «крокодила» - и вовсе душераздирающее зрелище из серии «делает кто-то другой, а стыдно почему-то тебе»
Лидирует же в рейтинге странных разговоров в студии беседа с Сашей Кольцовой - здесь участие Щура сводится к бурным и не всегда уместным реакциям, а также подводкам к тому, какая Саша молодец.
А потом она поет
Впрочем, буду справедлива и отмечу, но нельзя все проблемы валить на одного только Майкла. Те, кто хоть раз в жизни давал интервью, прекрасно знают, что готовиться к этому нужно не меньше (а то и больше), чем к тому, чтобы интервью взять. В США, где формат late night пользуется бешеной популярностью, нашли изящных выход из положения: перед каждым эфиром с гостями работает гостевой редактор, в задачи которого входит отработка тем, подсказки о том, какие истории лучше рассказать, а также схематическое построение будущей беседы таким образом, чтобы и звезда сияла, и ведущий выглядел органично. То есть, грубо говоря, с гостем репетируют, но ведущий в этом не участвует, чтобы сохранялась свежесть реакции перед камерой.
У нас же все пока выглядит грустно: звезды, которые приходят на программу, отвечают односложно и во многих случаях просто не догадываются, в какую сторону развивать беседу, а Щур на добрую половину реплик героев реагирует в стиле «НИЧОСИ», что свежести совсем не добавляет
Пока что самой органичной и естественной выглядит встреча Майкла с Ахтемом Сеитаблаевым в третьем выпуске программы. Во-первых, Винтонив, похоже, пересматривает свои эфиры и потихоньку работает над ошибками, а во-вторых, Ахтем и сам был на месте телеведущего, поэтому прекрасно знает, что и когда лучше говорить. Симбиоз этих моментов сработал на то, чтобы к последней на сегодняшний день программе было по минимуму неуместных пауз, повисших в воздухе вопросов и не сработавших шуток.
Кстати, еще один нюанс, который мешает воспринимать проект как целостный продукт - постоянное выпадение Романа из образа Щура. Нет, усы и вышиванка никуда не деваются, зато у ведущего частенько пропадает его «канадский» акцент, а многие реплики попросту не вяжутся с давно знакомым прямолинейным образом (в особенности те, где он переходит на лесть ради лести и похвалу ради похвалы). Временами даже создается впечатление, что гости соглашаются прийти в студию только при условии, что ведущий будет вести себя именно так. С одной стороны, ничего удивительного здесь нет - знаменитостей, готовых иронизировать над собой, в Украине раз-два и обчелся, но ведь от Щура, заработавшего известность роликами с Олегом Ляшко и программой «#@)₴?$0», зрители ждут чего угодно, только не бесконечных возгласов «Вот это да, какой вы крутой!».
Но есть и хорошие новости. Во-первых, лично меня радует уже то, что после долгих лет раздумий и разговоров формат наконец добрался до наших экранов. Особенно приятно, что в работу его взяло Общественное вещание, где еще каких-то пару лет назад бал правил Михаил Поплавский. Во-вторых, если учесть конструктивную критику и отточить мастерство, то велик шанс, что скоро мы получим своего собственного если не Джона Стюарта, то как минимум Ивана Урганта - у Романа Винтонива/Майкла Щура еще многого нет, зато есть благодатная почва, нужные семена и полно энтузиазма.
Отдельно хотелось бы выделить команду шоу: сценаристы в нем очень неплохие (баттл Кольцовой и Щура - живое тому доказательство), редакторы очень стараются находить о гостях факты, которые нельзя просто взять и нагуглить, картинка не выглядит удручающе, а привлечение Заслуженного академического симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины в проект - просто находка.
Я бы даже советовала увеличить его присутствие в эфире, или хотя бы добавить фоновую музыку во время интервью - глядишь, и угнетающие паузы будут не так заметны
Пока что я отказываюсь верить в правило, твердящее, что три раза - это уже тенденция, и очень надеюсь, что со временем Винтонив и Ко овладеют мастерством late night в нужной степени. И пускай на это уйдет весь первый сезон проекта, результат того стоит: есть подозрение, что «ЧерезЩур» - это тот случай, когда формат и команда нашли друг друга (просто им пока не хватает опыта), а «UA:Перший» заслуживает, чтобы в его сетке появились качественные проекты, которые по-настоящему нравятся зрителю.