Пятьдесят оттенков пиратства. Бокс-офис февраля
Февраль - обманчиво короткий месяц. Вроде бы на несколько дней меньше остальных, но по ощущениям - все тянется и тянется. Так же и на кинотеатральных экранах Украины: фильмы, выходившие в феврале, даже когда радовали своими результатами, ничего особенно интересного не могли сказать об украинском зрителе. Или все же могли, если присмотреться?
Давайте попробуем вместе.
Вводные
Сведения о своих релизах мне предоставили, как обычно, компании UFD, B&H, «Киномания», «Вольга-Украина» и MMD, а также «Жовтень-прокат». И не предоставили целый ряд дистрибуторов - но у них по-прежнему есть все шансы исправиться. Я все еще жду, когда они присоединятся к процессу.
О результатах состоявшегося в феврале проката украинского фильма «Казка про грошi» так и не сообщили ни прокатчики, ни представители Госкино. То же равнодушное молчание окружает и релиз фильма «Мiф». Попробуем разобраться с ними отдельно.
Мейджоры
В феврале названные выше дистрибуторы, публикующие свои официальные сборы, выпустили на украинские экраны 14 фильмов:
- «Уменьшение» («Короче»)
- «Игра Молли» («Большая игра»)
- «Дикий»
- «Пятдесят оттенков свободы»
- «Лино» («Плюшевый монстр»)
- «Я, Тоня» («Тоня против всех»)
- «Сламбер. Лабиринты сновидений»
- «Черная пантера»
- «Колесо чудес»
- «Место встречи»
- «Эйфория»
- «Ночные игры»
- «Секретное досье»
- «Гномы в доме»
Остальные
- «Погоня за ураганом»
- «Место»
- «Грифко против пришельцев»
- «Хеппи-энд»
- «На пределе»
- «Журналист (Manhattan Night)»
А также украинские релизы
- «Миф»
- «Лучшие украинские короткометражки / Best UA Shorts»
- «Стрiмголов» (ре-релиз)
В общем
Всего в феврале нам досталось четыре уик-энда.
Первый уик-энд, с 1 по 4 февраля, оказался откровенно слабым: принес в кассу всего 28 млн 818 тыс. 378 грн, и привлек в залы 342 тыс. 799 зрителей. Причина проста: в прокат не вышел ни один блокбастер, громкими релизами недели оказались «около-оскаровские» «Игра Молли» и «Уменьшение», которые собрали чуть более 55 тыс. зрителей и 75 тыс. зрителей соответственно.
Второй уик-энд, с 8 по 11 февраля, ознаменовался выходом в прокат финала трилогии «50 оттенков», поэтому принес кассу побольше: 37 млн 456 тыс 690 грн и 444 тыс. 394 зрителя. Кажется, многим хотелось узнать, «чем же все закончится», так как «50 оттенков свободы» показывают себя в украинском прокате лучше, чем «На 50 оттенков темнее» год назад.
Третий уик-энд, с 15 по 18 февраля, порадовал выходом в прокат «Черной пантеры» и, соответственно, бокс-офисом в 44 млн 074 тыс. 449 грн за почти полмиллиона билетов. В первую очередь, это ставит под сомнение (хотя еще не опровергает) распространенный тезис об украинском зрителе и его расистских вкусах.
Четвертый уик-энд, с 22 по 25 февраля, принес бокс-офис в 31 млн 844 тыс. 699 грн от 360 тыс. зрителей. Ни один из дебютантов недели не смог подвинуть «Пантеру» с лидирующего места в общем зачете.
Частности
Февраль показал, что прокат фильма с преимущественного темнокожими актерами в Украине возможен: «Черная пантера», несмотря на общепризнаный дистрибуторами и кинотеатрами тезис, что украинцы не смотрят «кино про черных», показал в прокате результат, сравнимый с успехами других фильмов Marvel или «Звездными войнами». Впрочем, предлагаю вопрос расовых убеждений украинцев оставить открытым до того, как в прокат выйдет не супергеройский блокбастер. Например, еще год назад фильм «Прочь» доказал, что считывать культурные смыслы и символы, которые касаются расовых вопросов, не способны не только украинские зрители, но и большинство украинских кинопрофессоналов и кинокритиков.
В прошлый раз мы уже обсудили, что пресловутый «оскаровский эффект» (влияние номинаций и даже наград на судьбу фильма в прокате) в Украине практически не ощущается. Особенно потому, что большинство потенциальных победителей премий и статуэток задолго до релиза (в лучшем случае - во время кинотеатрального проката) появляются в пиратской версии в интернете, и найти их на YouTube, торрентах или пиратских стриминг-сервисах проще простого.
В Украине этот тренд стал, похоже, распространяться и на домашние релизы. Фильм «Киборги» пираты настигли не в разгар проката, но за полтора месяца до того, как кинотеатры собирались убирать фильм из росписи. В результате, несмотря на то, что у дистрибутора и кинотеатров договоренности на 10-20 копий фильма были до конца марта, сейчас «Киборги» остались только на 2-3 копиях. Напомню пиратам и их ярым защитникам, что процент с каждого проданного билета шел в фонд помощи семьям погибших при обороне Донецкого аэропорта.
Украинское кино
А теперь поговорим о печальной части нашего обзора - украинских фильмах.
Увы, но новосозданный дистрибутор «Формат-фильм», занимавшийся выпуском на экраны фильма «Казка про грошi», как и «самокатом» созданный прокатчик, он же продюсер фильма «Мiф», да и, собственно, «Жовтень-прокат» (хотя последние предоставляют всю информацию о результатах фильма по запросу) не присоединились к инициативе публиковать свои ежедневные, или хотя бы еженедельные результаты проката. Точной информации о количестве зрителей или бокс-офисе украинских картин нет, а когда ее по результатам квартала опубликует Госкино, она, увы, интересна только как историческая справка.
Впрочем, темой обсуждения в этом месяце должна стать не статистика, и даже не пираты, а квоты.
Как подтвердили мне представители сразу нескольких кинотеатров и одной крупной кинотеатральной сети, в феврале этого года к ним обратились с требованием заполнить форму отчетности о том, сколько фильмов на каких сеансах выходят в прокат - видимо, с целью мониторинга соблюдения нормы о 15-процентной квоте украинского кино в кинотеатрах. Увы, форма, которую требовали заполнить, сильно устаревшая по формату. А само требование квот - не вполне соответствует рынку.
Вернемся к тому, с чего начинали: в феврале на экраны вышло 20 западных релизов - и ни одного нового украинского игрового полнометражного фильма. В прокат вышли: один альманах короткометражек (традиционно пользующийся весьма ограниченным спросом, и то - в основном в Киеве), один документальный фильм (при всем уважении, документальное кино не может конкурировать в кинотеатрах с игровым) и один повторный релиз (фильм «Стрiмголов» Марины Степанской, изначально не для самой широкой аудитории, значительную часть своего зрителя словил еще в первый прокат, осенью 2017 года). Технически, из 23 релизов 3 украинских - это почти 15%, но по сути ни одна из перечисленных выше картин не может претендовать на широкую роспись.
Тем временем в прокате оставались фильмы «Киборги» и «Свингеры», но первых, которые могли бы собирать полный зал на одном-двух сеансах в неделю вечно, подкосили пираты, а вторые порядком исчерпали себя и, в отличие от «Киборгов», имеют очень ограниченный ресурс повторного смотрения.
Даже с учетом «Киборгов» и «Свингеров» кинотеатрам пришлось бы существенно извернуться, чтобы выполнить квоту.
Впрочем, в марте ситуация изменится в корне: на украинские экраны выходят сразу пять новых полных метров, у которых есть потенциальный кассовый успех. Но о них мы поговорим через месяц.
Фото -