Владимир Познер: «Савик и Женя не могли работать в России»
Владимир Познер – ведущий программы «Познер» на Первом российском канале, дал интервью журналисту газеты «Сегодня» Александру Чаленко. Украинец интересовался в первую очередь политическими вопросами, но были задеты и другие темы.
Например, Познер рассказал о самоцензуре в своей авторской передаче: «Поскольку за свою жизнь я достаточно заработал, чтобы чувствовать себя экономически независимым, я не боюсь потерять работу. Второе: я - гражданин трех стран: России, Франции и Америки. У меня три паспорта. В случае чего я могу спокойно сказать: "Всех благ, ребята, я поехал". Так что у меня нет никаких факторов, которые бы заставляли меня думать: "А вот лучше бы так не говорить". Но есть другое - моя команда, которая делает эту программу со мной. И я считаю себя в ответе за этих людей. Я понимаю, что если программу закроют, то им будет непросто. Это первое. Второе. Гендиректор канала Константин Львович Эрнст, безусловно, всегда меня поддерживает, когда бывают недовольные звонки по поводу того или иного сказанного в программе. Я считаю его самым талантливым гендиректором на телевидении в России, и я бы не хотел, чтобы его сняли с работы из-за моей программы.
Я, когда делаю программу, хочу, чтобы мой зритель понимал, что на самом деле за человек, который пришел ко мне на программу, чтобы понять, как к нему относиться. Вот в чем моя задача, и важно здесь не то, что я мог бы сказать. Как вы могли бы заметить, в своих программах я только задаю вопросы. Я ни с кем не вступаю в спор. Если человек не отвечает на заданный мною вопрос, тогда я его дожимаю, чтобы он отвечал. Единственное, когда я говорю, происходит в самом конце программы в моей так называемой прощалке. Причем сдержанно. Так что самоцензуры нет. Просто понимаете, любая свобода, и в частности свобода слова, безусловно, связана с ответственностью. Я всегда говорю, что самый безответственный человек - это раб. Он ни за что не отвечает, за него отвечает хозяин. Самый свободный человек - это самый ответственный. Он отвечает за каждое свое слово».
Александр Чаленко задал вопрос по поводу различий в свободе слова в американских и российских СМИ. Познер, как человек, проработавший как на американском, так и на русском телевидении, ответил: «Что касается различий, то они более количественные, чем качественные. В Америке к свободе личной и свободе слова относятся как к более естественному и неотъемлемому, чем в России, где вообще никогда такой свободы не было. Но в моменты обострения тех или иных проблем и отношений, конечно, в Америке возникают противоречия. Например, маккартизм, когда люди, исповедовавшие левые взгляды, подвергались преследованиям, как и мой отец. Они подвергались преследованиям вплоть до тюремного заключения. В Америке иракской войне, которая была чрезвычайно важна для Буша, хором пели славу. И когда Донахью позволил себе высказаться категорически против, то хозяева той телевизионной станции, на которой он работал, сказали: "Мы не хотим этого в нашем эфире" и закрыли программу. Мы с Донахью точно так же пострадали, когда в 90-х наша с ним программа на американском телевидении была закрыта. Точнее, нам сказали, что мы слишком либерально-левые, и с нами возобновят контракт, только если руководство будет иметь возможность контроля над содержанием нашей программы. Кроме этого мы должны были согласовывать с ними тех, кого приглашаем в программу. Я сказал руководителю канала, что это вообще-то называется цензурой. На что он ответил: "Да мне плевать, как вы это называете". Мы отказались от их условий, и с нами контракт не продлили. В принципе свобода слова всегда ограничена.»
Поговорили и о возможности для Владимира Познера работать в Украине, как его коллеги – Савик Шустер и Евгений Киселев. И вот, что сказал ведущий: «Во-первых, сюда меня никто не приглашал. Во-вторых, желания у меня такого не было. Я бы с удовольствием приехал поучаствовать в одной программе, а так - нет. Кстати говоря, Савик и Женя, которых я очень хорошо знаю, переехали на Украину, давайте скажем честно, только потому, что не могли работать в России. Я могу работать в России, пока, по крайней мере. Я делаю ту программу, которую хочу делать, и так, как я хочу ее делать. И будучи все-таки гражданином России, я все-таки хотел бы что-то сделать, чтобы в ней стало лучше. Другое дело, если я не смогу работать в России, тогда, конечно, я из России уеду.»
По поводу нового телевизионного сезона Познер рассказал, что скоро выйдет программа по типу «Одноэтажной Америки» с Иваном Ургантом (ведущие проехали по маршруту Ильфа и Петрова): «Мы летом-осенью 2009 года совершили такую же поездку по Франции. И вот в сентябре этого года на Первом канале начнет выходить наш фильм, по-моему, тринадцатисерийный, который называется "Тур де Франс". В отличие от "Одноэтажной Америки" в основе фильма не лежит какая-то книга. Это такая попытка показать российскому зрителю, что такое Франция, и кто такие французы. Мы за два с половиной месяца объездили всю Францию от Парижа до маленьких деревень.»
Справка:
Имя: Владимир Познер
Родился: 01.04.1934 в Париже (Франция)
Родился в семье еврея-эмигранта из России и француженки. После оккупации Франции немцами в 1940 году семья сбежала в США. Отцом тележурналиста, исповедовавшим левые взгляды, заинтересовалось ФБР, подозревая, что он ведет разведывательную деятельность в пользу СССР. В 1949 году из-за этого семья вернулась в Европу. В 1953 году Познеры окончательно поселились в СССР. Долгое проживание в западных странах позволило, в конце концов, журналисту получить три гражданства. Несмотря на это Познер считает себя французом. Окончил МГУ. Начиная с 60-х годов, работал на советском радио, вещавшем на США и Англию. Как тележурналист он получил известность в начале перестройки, когда совместно с Филом Донахью вел советско-американские телемосты. Именно тогда прозвучала знаменитая фраза одной из советских участниц программы: «На телевидении в СССР секса нет», ставшей крылатой и получившей в народе новую редакцию, что именно «в СССР секса нет». В начале 90-х работает на американском телевидении вместе с Филом Донахью. Также выпускает в Москве в течение почти 20 лет программы «Мы», «Человек в маске», «Времена», «Познер». Вместе с братом открыл в Москве французский ресторан «Жеральдин», названный в честь матери.
МедиаНяня.
По материалам "Сегодня"
Фото http://tvtorrent.ru