Экс-главред Kyiv Post: "Я сижу в своей квартире и схожу с ума"
Сегодня первый день, когда Брайан Боннер уже не является главным редактором газеты Kyiv Post. На его место временно назначили Джима Девиса.
Что случилось? Рассказываю вкратце, если вы еще не в курсе. На прошлой неделе, когда в печать сдавался номер издания с интервью с министром аграрной политики и продовльствия Николаем Присяжнюком, Боннеру позвонил издатель Kyiv Post и владелец ISTIL Group Мохаммад Захур с просьбой снять материал. Главный редактор не согласился, и вот в результате его уволили. Официальная причина увольнения - несогласие главреда с редакционной политикой газеты.
Журналисты издания объявили забастовку, одним из главных требований которой является вернуть Брайана Боннера на место главреда.
Другие СМИ пишут, что все уже устаканилось. Журналисты приняли нового главреда, попрощались со старым и продолжают работать. Но на самом деле забастовка продолжается. Это понятно из рассылки, которую журналисты Kyiv Post делают через социальные сети.
«Не верьте тому, что пишут другие СМИ, мы все еще бастуем», - говорится в их сообщениях.
Что сейчас происходит в душе и в карьере экс-главреда издания Брайна Боннера, он рассказал мне в телефонном разговоре.
- Я слышала, что вы пишете бизнес-план и собираетесь открывать свою собственную газету. Это правда?
- Меня уволили, я ищу работу. Один из вариантов, который я обсуждал со своими бывшими коллегами, журналистами Kyiv Post, это открыть что-то другое, новое. Я бы хотел продолжить работать главным редактором Kyiv Post, но на данный момент это невозможно. Мистер Захур решает, кто будет главным редактором. Я даже думаю о том, чтобы уйти из журналистики… Если будет возможно, я останусь в Украине, останусь в журналистике. Но ситуация с англоязычными СМИ в Украине сейчас, возможно, этого не позволит.
- Если откроете собственную газету, заберете с собой бывших коллег, журналистов Kyiv Post?
- Преждевременно говорить об открытии моего собственного издания, но если это случится я сделаю все по максимуму. Я бы взял самых лучших журналистов, которых возможно. И большинство таких работают в Kyiv Post. Они талантливые журналисты, и для меня было бы честью работать с ними снова.
- Какое ваше отношение к новому главному редактору?
- Я не знаю, кто новый главный редактор.
- Это Джим Девис.
- Если это правда, то Джим приятный парень. Я с ним еще не разговаривал по поводу этого всего. Но я его очень уважаю, мы работали вместе определенное время. Я очень люблю Kyiv Post, и хочу, чтобы у газеты все было хорошо. Я надеюсь, что у Джима это получится. Надеюсь, что у газеты будет прекрасное будущее. Я люблю Kyiv Post, и всегда ее любил. Но все течет, все меняется…
- Как долго вы там проработали?
- Я был главредом в 1999 году и вернулся в 2008-м. Я был главным редактором дважды.
- Будете скучать по Kyiv Post?
- О, да. Я буду скучать. Сегодня мой первый день без работы. Я сижу в своей квартире и схожу с ума. Я привык редактировать новости, писать заголовки…
- Журналисты вам звонят, спрашивают, как вы?
- Да, они же мои друзья. Со всеми, с кем я работал, мы остались в дружеских отношениях. Некоторых из них я знаю больше 12-ти лет.
- Я слышала, что это не первый конфликт между вами и Мохаммадом Захуром. Почему вы не уволились раньше?
- Конфликты – это нормально в работе над газетой. Я должен сказать, что я очень сожалею в связи со сложившейся ситуацией. Мистер Захур всегда был прекрасным издателем. Он купил Kyiv Post в свое время и этим спас ее. Он всегда, до этого момента, с уважением относился к редакционной независимости. И защищал редакционную независимость. За это его можно считать чемпионом свободной прессы в Украине. Правда, он хотел сделать наполнение газеты немного проще и разнообразнее…Он нервничал из-за статей, в которых была критика администрации президента Януковича. Читатели любят Kyiv Post за мнения, которые они могут в ней прочитать. Ясно, что мистер Захур, как издатель, решает, какое должно быть наполнение у газеты. Но есть существенная разница между влиянием и цензурой.
- Вы считаете, что это была чистая цензура?
- Когда кто-то говорит тебе не размешать материал – это цензура. Я отказался это делать, и потому меня уволили.
- Но вы же говорили, что мистер Захур всегда боролся за независимость издания. Что же произошло?
- Я не знаю, что случилось. Не понимаю, почему определенный материал вызвал столько внимания. Думаю, это потому что горячая тема была затронута…Это все, как ночной кошмар, я не хочу, чтобы Kyiv Post страдал. Я не хочу, чтобы хорошие люди и мистер Захур в частности, тоже страдали. Но это случилось. Дело не во мне, не в интервью с Присяжнюком, не в издателе. Все дело в том, что Украина находится на пути к демократии, а это должно включать уважение к свободе прессы…
- Каковы ваши ближайшие планы?
- Я бы хотел остаться в Украине. Мне уже звонили, предлагали работу. Но мне нужно время, чтобы все обдумать. Мне было бы интересно пойти в англоязычную газету, или на сайт, редактировать. В Украине. Но тут сейчас сложный экономический климат, сложная политическая обстановка…
Желаю вам, мистер Боннер, продолжить заниматься любимым делом и верить в лучшее. Держу за вас кулаки!