Легенды советского хоккея оживают на экране. ФОТО
Российская компания «Аватар Фильм» закончила съемки 4-серийного фильма «Хоккейные игры». Тема мини-сериала весьма необычна – он приурочен к 40-летию легендарной суперсерии игр СССР-Канада. В нем впервые будут отображены истоки события, изменившего взаимоотношения мировых держав, а потому я решила рассказать вам об этом продукте.
Суперсерия 1972 года – один из самых ярких эпизодов в истории советского спорта. Однако мало кому известны личные истории людей, благодаря усилиям которых состоялся легендарный ледовый поединок. Фильм «Хоккейные игры» впервые подробно расскажет зрителям о судьбах легендарных тренеров Анатолия Тарасова и Всеволода Боброва, об их многолетнем противостоянии.
Как вы уже поняли, сериал основан на реальных событиях. Действие «Хоккейных игр» охватывает период с 1947 по 1972 год, частично он построен на документальных материалах – кадрах спортивной хроники тех лет (от 7 до 10 минут на 44-минутную серию). К тому же, за достоверность воссоздаваемых событий отвечает клуб «Легенды хоккея», который возглавляет один из участников Суперсерии, знаменитый «ЯК-15» – хоккеист и тренер Александр Якушев, двукратный олимпийский чемпион, 7-кратный чемпион мира и Европы, 3-кратный чемпион СССР.
Историческая точность важна еще и потому, что в фильме присутствует ряд исторических персонажей, сыгравших важную роль в становлении хоккея в Советском Союзе – от Василия Сталина и Леонида Брежнева до Юрия Гагарина.
Так, по версии "Аватар Фильм", выглядит Всеволод Бобров
Он же - в молодости
Он же - с Василием Сталиным
А это - Анатолий Тарасов
Профессиональная карьера Боброва и Тарасова началась в 40-х годах
Семья Боброва
Съемки телефильма проходили в начале 2012 года в Москве, в исторических интерьерах: стародачных местах Подмосковья и на чудом сохранившихся ледовых площадках Москвы и области, построенных в 1970-е. А вот интерьеры эпохи 40-60-х авторам картины приходилось воссоздавать по фотографиям и рисункам, поскольку до нашего времени дошло не так много предметов домашнего обихода послевоенных лет. Интересно, что найти хорошо сохранившиеся портреты Ленина и Сталина оказалось сложнее, чем достать ретроавтомобили. Для большей достоверности авторы «Хоккейных игр» обращались за консультациями к спортивным комментаторам и владельцам архивов публикаций о советском спорте.
В 1940-е годы, когда хоккей появился в СССР, у советской сборной не было ни костюмов, ни амуниции. Первые хоккеисты играли в танковых шлемах, клюшками, которые они делали своими руками
Еще один кадр хроники
- Эта история полна драматизма и очень интересных, во многом неизвестных событий вокруг хоккея, - говорит продюсер «Аватар Фильм» Анатолий Сивушов. - Когда мы стали ее изучать, то поняли, что апофеоз советского хоккея – не результат конкретно Боброва или конкретно Тарасова. Это результат единства и борьбы противоположностей. Слово «игры» в названии сериала подразумевает, что мы создаем историю о том, что происходило вокруг спорта, о решениях, которые принимались на уровне руководства страны. Фильм – о времени, когда хоккей в стране был идеологией во всех смыслах. Но даже для тех, кто не интересуется спортом или историей, этот фильм будет интересен, потому что в нем – яркие жизненные истории: драматичные, с эмоциями, с любовью, со слезами.
- Готовясь к фильму, мы отсмотрели десятки часов видео: хронику, фильмы из фондов Гостелерадио, игровое кино о Суперсерии 1972 года – американское, канадское, - вспоминает режиссер Ксения Кондрашина. - Но наша картина – не реконструкция событий, а классическое игровое кино. Мы не делали фильм о хоккее как о виде спорта. На первый план у нас выходит человеческая история Всеволода Боброва и Анатолия Тарасова, их конфликт на почве профессиональной одержимости. Причем если обычно истории такого плана строятся на противостоянии злодея и положительного персонажа, гения и бездарности, условных Моцарта и Сальери, здесь такого нет. Оба героя – ярчайшие, необыкновенно талантливые люди, которых судьба, власть, политика ставили в условия постоянного противостояния.
По мнению режиссера, сыграть Тарасова и Боброва крайне непросто: у одного – фантастический темперамент, у другого – непрекращающаяся внутренняя борьба. Тем не менее, Сергей Газаров и Леонид Тимцуник со своими задачами справились.
Оказывается, до работы в сериале Сергей Газаров практически ничего не знал о Тарасове: «Я не увлекаюсь спортом, - признается актер, - но у меня много друзей – профессиональных спортсменов, которые работали с Тарасовым. Поэтому получилось так, что я был буквально окружен информацией, оставалось только взять необходимое для того, чтобы передать свое представление об этом человеке. Анатолий Тарасов добился всего, к чему идет любой тренер. В том, что касается хоккея, он оставил неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира».
Леонид Тимцуник от своего персонажа - Всеволода Боброва - в полном вострге: «Он был одаренным человеком, виртуозом. Иначе бы прозвища «Шаляпин русского футбола» и «Гагарин шайбы», которые дал ему в своем стихотворении Евтушенко, не пошли в народ. Мне Бобров оказался очень близок по многим проявлениям: могу сказать, что во многих ситуациях я на его месте поступил бы так же. Боброва отличало стремление все делать с легкостью и удовольствием. Я, как и он, предпочитаю интуитивный подход к работе, не терплю жестких рамок, люблю спонтанность. Повести хоккеистов накануне игры с канадцами смотреть запрещенного «Крестного отца», вместо того, чтобы уложить их спать – на мой взгляд, мудрый ход со стороны тренера».
Вот вам для затравочки еще несколько кадров:
Напомню, за 39 лет своего существования сборная СССР по хоккею приняла участие в 30 чемпионатах мира (19 из которых выиграла), была участницей 9 Зимних Олимпийских хоккейных турниров (7 выиграла), стала единственной сборной в мире, которая ни разу не возвращалась с чемпионатов мира и Олимпийских игр без комплекта наград. В 2008 Международная хоккейная федерация провела опрос среди 56 специалистов из 16 стран и «собрала» идеальную сборную мира из лучших хоккеистов за 100 лет. По результатам опроса 4 места в сборной мира (из 6-ти) достались хоккеистам СССР.
Сценарий мини сериала написали Алексей Теплыгин и Дмитрий Лемешев, оператор-постановщик – Борис Лазарев, художник-постановщик – Валентин Вырвич, композитор – Алексей Шелыгин. Производство - «Аватар Фильм» («Крестоносец», «Бригада», «Сеть»).
По материалам пресс-службы "Аватар Фильм"