Телеканал "Дождь": Собчак сравнила Чулпан Хаматову с тургеневской Муму
Вчера вечером в эфире телеканала “Дождь” столкнулись политика и мораль, однозначная гражданская позиция и её фактическое отсутствие: студию “Собчак живьём” посетила актриса и соучредитель благотворительного фонда “Подари жизнь” Чулпан Хаматова. Все помнят нашумевший ролик, в котором она накануне президентских выборов в России едва не кланяется в пол Путину, мол, спасибо, Владимир Владимирович, за деньги, предоставленные фонду, я буду за Вас голосовать, и вы, зрители, тоже знайте, что я за Путина. Впрочем, о том, кто такой Путин, и что такое его режим, говорить не время и не место - вернёмся к Чулпан.
Полное оцепенение. Именно так можно описать моё состояние во время просмотра агитационного ролика за Путина с Чулпан в главной роли. “Как? Как она могла поступиться своими взглядами?” — не укладывалось у меня в голове. Ведь еще несколько лет назад она выступала в Кремле с гневным отрывком из чеховского “Крыжовника”, неоднозначно критикуя режим. Надавили? Но неужели не было способа противостоять давлению?
Чулпан Хаматова не из тех, кто станет бороться, заведомо зная, что соперник во сто крат сильнее её, бороться, не видя конечной цели. Революционной борьбе и оппозиции она предпочтет стабильную и надежную Северную Корею, это следовало из ответа Хаматовой Собчак, когда та поставила её перед воображаемым выбором. Банальный конформизм ли? Все мы забываем, что Чулпан Хаматова — прежде всего деятель искусства; она не медийный персонаж, хоть и публичная личность. Занимаясь благотворительностью, она ни в коем случае не пиарится, не корысть и гордыня движут ею, это не вызывает сомнения.
На протяжении всей программы Собчак не переставала задавать неудобные и иногда не самые корректные вопросы своей гостье. Например, считает ли та прошедшие президентские выборы честными, почему не вышла со всеми на Болотную площадь, что было бы в случае отказа Чулпан от съёмок в ролике. Чулпан заметно нервничала и подбирала “правильные” формулировки для своих неоднозначных ответов, начинающихся с “да, но, понимаешь ли, Ксения...” Жестко с гостьей программы обошлась Собчак и в конце программы: в финальном эпизоде она подарила Чулпан книгу Тургенева "Муму", намекая на то, что обычно случается с послушными собачками.
Ведущая и гостья программы говорили словно на разных языках. Могло вообще сложиться впечатление, что на протяжении эфира продолжалась ссора, ограниченная рамками медийного приличия. Было очевидно, что Собчак настроена говорить о Путине, “Единой России”, гражданских митингах, оппозиции и акциях девочек из Pussy Riot, в то время как Хаматова с удовольствием бы обсудила театр и помощь больным детям. “Я не читаю Твиттер,” — говорит Чулпан, добавляя, что хорошо, когда ей в руки случайно попадётся газета, списывая всё на чрезвычайную занятость в театре.
Я же не могу поверить, что ей некогда следить за политикой. “Некогда” — не аргумент. Думаю, ей просто неинтересно, незачем, она не видит в этом цели, повальная эпидемия политизации российского общества прошла мимо неё. Она не знает, кто такой Сергей Удальцов, она не следила за ходом выборов и наверняка не подозревала о том, какой мощной волной ударит общественное негодование по её имени после злополучного видеообращения к российским гражданам.
К слову, во вчерашнем эфире Чулпан Хаматова пожаловалась на программу Александра Ткаченко " tkachenko.ua". По словам актрисы, съёмки с её участием прошли задолго до появления агитационного ролика, но в эфир программа выходить не спешила, словно авторы выжидали нужный момент. Более того, Хаматова заявила, что в выпуске было сказано, что на вопрос о ещё не существующем видео в поддержку Путина она якобы отвечать отказалась.
Зато, я уверена, что тотальное порицание Чулпан за её вынужденную услугу режиму — доказательство провала демократических ценностей, так упорно пропагандируемых прогрессивным населением России, доказательство того, что общество всё ещё не готово предоставить каждому право выбирать. Такие, как Ксюша Собчак, никак не могут понять, что Чулпан Хаматова, как и любой другой известный человек, как и любой гражданин, в принципе, ничего не должны обществу. В демократии, которую так упорно и безрезультатно пытается построить “болотная оппозиция”, априори не может существовать принуждения, в ней нет места осуждению и упрёкам за убеждения личности. И еще - мне очевидно, что демократия — не самый удачный путь для огромной, полной противоречий России.