Почему я не смотрю голливудское кино
Оправданно или нет причисляя себя к кинолюбителям, я имею обыкновение опасаться высокобюджетного кинематографа. Такого, где всё, знаете ли, стильно, красиво, дорого, где каждая сцена безмолвна в своём великолепии и кричит о деньгах, в неё вложенных, мол, имей в виду, зритель, ты не зря платишь нам своим временем, вниманием, деньгами, потраченными на билет в кино, которые ты мог бы с тем же успехом выкинуть на чашку кофе в заведении среднего уровня обслуживания. Сюжеты в таких фильмах грешат путаностью, изобилием фактов, персонажей и иногда спецэффектов. К своему стыду, я не знаю ни одного достойного современного режиссера США, кроме Вуди Аллена (его мир — нечто особое, не вписывающееся в более или менее однообразный ряд режиссеров Америки). Не знаю, ибо не смотрю американские фильмы в принципе. Возможно, мои предубеждения губительны, и это — огромный пробел, который восполнить я уже, увы, не в состоянии, уж слишком по душе мне европейское и российское кино (да, я в восторге от того, как в России с мизерным бюджетом в кармане умеют брать за живое).
Вчера банальный кинематографический голод привел меня в один из кинотеатров Киева, а, как известно, голодные люди — плохие покупатели. Что предложили июльским днём столичные кинотеатры? “Учитель на замену”, “Искусство любить” — драма с Броуди в главной роли хороша, ненавязчивая французская атмосфера тоже может прийтись к месту, если вы на это настроены. Но это я уже смотрела. “Три метра над уровнем неба: Я хочу тебя” — простите, фильмы с такими названиями я не смотрю. “Красные огни”? “Триллер, драма”, — указано в описании фильма. Уговорили, попробую.
Киллиан Мёрфи, Сигурни Уивер, Роберт Де Ниро — уж больно актёрский состав попахивает очень хорошим по американским меркам кино. Отличная игра, прекрасный монтаж, захватывающий сюжет, но почему-то не задевает и не окунает с головой. Бездушно, как и положено для такого жанра. “Это же не мелодрама”, — возразите вы. Да, тут некому сочувствовать, нет любовной линии, практически отсутствует банальный психологизм, фильм — о научных опровержениях паранормальных способностей Саймона Силвера, лже-слепца, эдакого американского Кашпировского в исполнении Де Ниро. Научные опыты, лекции по физике, управление массами, запугивание, гипнотизирование, грандиозное надувательство — вот о чем кино. Это почти что нолановский “Престиж” с той поправкой, что технологии — бездушные адепты реальности, в которой мы живём, и именно их искусственная воля задаёт вектор движения всему.
Единомышленников я найду немного, что ясно даже судя по поведению публики в кинотеатре: никто не жуёт поп-корн и не отвлекается на разговоры, боясь упустить из виду очередную важную деталь. Зрители прикованы к экранам и, затаив дыхание, ждут развития событий. Я же со скучающим видом стараюсь напомнить себе, что это хорошее кино, кино, снятое профессионалами, кино, которое соберёт приличные деньги в прокате, но всё безрезультатно. Сиди я немного ближе к выходу, я бы покинула зал, не дожидаясь и середины картины. Однако, потревожить завороженную публику я не решилась, да и спешить мне было особо некуда, а потому пришлось посмотреть, как в финальной сцене красавчику Мёрфи хорошенько начистили физиономию, что, тем не менее, не помешало ему не отступить от своих принципов и довести начатое дело до конца.
Моё личное послевкусие — миллионы вопросов, начинающихся со слова "почему?". Почему люди скорее покинут зал посреди сеанса каких-нибудь "Овсянок" или "Туринской лошади", чем качественного снятого голливудского кино? Почему то, что продают под видом вкусного коктейля, мне напоминает не что иное, как воду? И хорошо бы, если щедро хлорированную. Ан нет, дистилированную.