«Надо жить дальше - хоть с ногой, хоть без ноги». Первые подробности съемок сериала «Красные браслеты»
Эта история началась в 2011 году, когда в эфире каталонского телеканала TV3 вышел сериал «Красные браслеты» (Polseres vermelle), созданный по мотивам детских воспоминаний испанского писателя Альберта Эспиносы о днях, проведенных в больнице. История шести подростков, попавших в больницу с тяжелыми заболеваниями и сколотивших там свою банду, довольно быстро вышла за рамки испанского телевидения (на сегодня в мире существует девять адаптаций этого формата), а не так давно добралась и до наших широт - в 2014-м за русскоязычный вариант сериала взялись компании АВК-продакшн (продюсеры Ольга Володина и Елена Котунова) и FILM.UA Group (продюсер Виктор Мирский).
О том, что проект запущен, я вам рассказывала еще в феврале, но делиться какими-либо подробностями в ходе работы команда проекта категорически отказывалась - вот, мол, отснимемся, тогда все и расскажем. На прошлой неделе съемочный период был завершен и я наконец-то могу поделиться с вами всем, что удалось разузнать.
Как вы уже поняли, речь в «Красных браслетах» пойдет о подростках, которые оказались в больничных стенах на неопределенный длительный срок.
14-летний Олег, который уже два года лечится от рака, решает организовать в больнице свою компанию, в которой обязательно должны быть два лидера (второй - вроде заместителя), незаменимый (тот, без кого клан перестал бы существовать), умник, красавчик и девчонка.
Сколотить банду удается буквально за несколько дней, и вскоре жизнь всех ее участников меняется в лучшую сторону: подростки придумывают авантюры, игры и праздники, ссорятся, ревнуют, помогают друг другу переносить тяжелые лечебные процедуры, поддерживают во время операций. В качестве отличительных знаков Олег раздает участникам братства красные браслеты, накопленные за годы, проведенные в больнице (их надевают на пациента, отправляющегося на операцию).
У Олега и Димы - рак берцовой кости, поэтому у обоих ампутирована левая нога (такую же операцию в детстве довелось пережить самому Альберту Эспинозе). Кристина лечится от анорексии, у Ильи - серьезные проблемы с сердцем, у Антона - переломы после аварии, Ромка находится в коме. Четверо из них передвигаются по больнице на инвалидных креслах, но это не мешает героям устраивать рок-концерты, танцы, баскетбольные матчи, гонки по коридорам и даже драки.
Жанр оригинального сериала (28 серий по 45 минут) - философская комедия, а потому создатели адаптации также постарались не драматизировать и без того печальные реалии «Красных браслетов»
По легенде больница находится в приморском городе - чтобы сыграть на контрасте морского побережья и больничных стен. Поэтому в сентябре съемочная группа отправилась в экспедицию в сторону Туапсе, где нашелся санаторий с современным клиническим центром.
Для создания основной локации проекта - многофункциональной больницы - использовали нестандартное пространство бизнес-центра, в котором построили масштабную декорацию (более 2000 кв.м).
Для съемки некоторых сцен были задействованы реальные больничные пространства (операционные, кабинет МРТ, кабинет ангиографии, реанимационный блок, кабинет ЛФК со специализированным медоборудованием),
а сцены у бассейна снимали в Барселоне - у знаменитого Олимпийского бассейна, расположенного в живописном месте с панорамным видом на город.
Здесь, кстати, снимался и оригинальный сериал
- В северной стране сложно найти открытый бассейн для прыжков с десятиметровой вышкой, это обязательно закрытое помещение, - объясняют выбор локации продюсеры АВК продакшн Ольга Володина и Елена Котунова. - Для сериала бассейн – это ключевая локация, кстати, ее нет в книге Альберта Эспинозы. Просто испанцы в процессе съемки поняли, что лучшей метафоры пространства между небом и землей не найти.
Над адаптацией «Красных браслетов» работает известный режиссер-документалист Наталья Мещанинова («Комбинат «Надежда», «Без свидетелей»), сорежиссер нашумевшего сериала «Школа».
- Для меня это синтез сериала и киношного актерского существования, где нет сильной внешней выразительности, где все ведут себя, как люди. Для меня это интересное сочетания сериала и моего авторского отношения к тому, как ведут себя люди в кадре, - рассказывает Наталья. По ее словам, кастинг проходил довольно долго и сложно, искали максимально естественных и органичных актеров, которые впоследствии получили большую свободу на съемочной площадке. И такой подход оправдал себя: режиссер-постановщик испанской версии Пау Фрейксас, присутствовавший на съемках, признался, что именно русскоязычная версия сериала ближе всего к оригиналу.
«Взрослые» роли в сериале исполнили Анна Михалкова,
а также Александр Ильин, Мадлен Джабраилова. Каролина Грушка, Мария Шалаева, Андрей Казаков, Евгений Цыганов, Сергей Юшкевич, Владас Багдонас, Ольга Сутулова, Евгений Сытый, Степан Девонин, Сергей Удовик, Дарья Савельева, Александр Кузнецов, Алена Швиденкова, Николай Рябков, Алина Гвасалия и Александр Молочников.
- Когда я писала сценарий, - признается Мещанинова, - понятия не имела, что буду снимать этот сериал как режиссер. Мы со сценаристами пытались развивать линии взрослых, но получалось, что концепция детского мира разрушается. На фоне каких-то взрослых романов невозможно представить, что мальчик, например, разговаривает с нами из комы, все это становилось страшно фальшивым. Поэтому мы вернулись к оригинальному сценарию, в котором все показано глазами детей.
Тем не менее, без собственных доработок не обошлось: к примеру, по решению продюсеров в действие были включены новые «взрослые» персонажи – мама Кристины (в оригинале ее в больнице навещает сестра) и папа Кристины. Все они «докручивают» характеры героев в ту или иную сторону.
- В испанской версии у всех героев были очень симпатичные мамы, но, что удивительно, ни одного хорошего папы, - говорит Виктор Мирский. - Мы решили исправить эту ситуацию и придумали Кристине папу, у которого теплые отношения и полное взаимопонимание с дочерью.
Еще одно отличие адаптации от оригинала - возраст героев: они немного старше, ребят из испанского сериала, им по 15-16 лет. Именно в этом возрасте хочется жить, дружить, влюбляться, и отношения, которые складываются у человека в этот период, часто остаются на всю жизнь. Конечно, героям приходится быстрее повзрослеть, ведь они знают, что такое операционный стол, метастазы, смерть товарищей, но им нужно прожить эту больничную жизнь и идти дальше. Поэтому создатели сериала подчеркивают, что история «Красных браслетов» - это не анамнез, а жизнь обычных подростков, ситуация пионерлагеря, с той лишь разницей, что дети не отдыхают, а лечатся.
Юные актеры понимают главный посыл сериала не хуже взрослых:
- Мы с Глебом (исполнитель роли Ильи, - МН) провели маленький опыт, - рассказывает исполнитель роли Олега Филипп Ершов. - Как-то поехали от метро до дома на инвалидных колясках и были неприятно удивлены вниманию, которое привлекли к себе. Спортсмены-параолимпийцы, с которыми мы занимались, тоже это подтверждали – тяжело переносить избыточное внимание толпы, которая жалеет тебя, всем видом тебе сочувствуя. Кстати, среди них как раз довольно молодой парниша был, в пятнадцать лет потерял ногу в автоаварии, и сейчас ему около двадцати. Он принял это, все у него хорошо – девушка, работа, баскетбольная команда. Все эти люди говорят – мы хотим быть на равных. Именно это хочется показать: больница больницей, а потом надо жить дальше, хоть с ногой, хоть без ноги...
Актеры, играющие подростков, не были в онкологической больнице, а потому серьезно готовились к предстоящей работе - вживались в образы, читали блоги перенесших химиотерапию и целый месяц тренировались играть в баскетбол на инвалидных колясках вместе со спортсменами-параолимпийцами.
Чтобы медицинская составляющая сериала получилась достоверной, на площадке дежурили консультанты - практикующие медсестры и врачи. А постоянным научным консультантом проекта стал Дмитрий Анатольевич Морозов - доктор наук, профессор, детский хирург (Директор НИИ детской хирургии Научного центра здоровья детей, заведующий кафедры детской хирургии Первого медицинского университета), который за время работы стал частью большой киношной семьи:
- Съемочный процесс был очень профессиональный. Это сложный материал - столкновение судеб, жизни и смерти - экзистенциализм в чистом виде. Я прочитал искренний интерес к теме в глазах каждого участника съемок, и из этого искреннего подхода родилось правдоподобие всего, что делали, - рассказывает профессор.
При этом создатели сериала не стремились документально передать больничную действительность, чтобы не отвлекать аудиторию «Красных браслетов» от главного:
- У нас такая тема, в которой можно утонуть, - объясняет режиссер. - У нас довольно поверхностный срез детской болезни. Мы сознательно уходим от всего, что могло бы выбить в слезу у зрителя или тем более вызывать шок. Мы стараемся сохранить легкость дыхания, ненавязчивость по отношению к зрителю.
Получится ли это и какой будет адаптация столь непростого формата, мы узнаем уже в 2015 году. «Красные браслеты» запланированы к показу на российском «Первом канале» и украинском СТБ.
По материалам пресс-службы FILM.UA