Денег нет, но вы держитесь... Пять проблем, с которыми столкнулись сценаристы, и одно решение
Я всегда знала, что рынок внимательно следит за мероприятиями компании Media Resources Management, и предполагала, что новая их инициатива «Медиазавтрак» вызовет у коллег интерес. Догадывалась также, что мой репортаж с мероприятия вызовет у тех, кто до завтрака не дошел, немало вопросов.
Но одна из дискуссий, возникших вокруг мероприятия, оказалась насколько масштабной, что просто не могла не привлечь мое - и, между прочим, MRM, но об этом чуть позже - внимание. Настолько она важна для рынка и так часто этот вопрос безрезультатно пытались поднять, что пора, мне кажется, дружно взяться за гуж. И дать, наконец, слово сценаристам.
Напомню вам некоторые тезисы, которые озвучили топы на первом «Медиазавтраке»: «Писать сценарий с первого раза не получается. Увеличивается срок производства, предпродакшен и т.д. Ну и цена вопроса, и его сроки возрастают. Один концепт приходится переписывать по пять раз. Иногда легче на все плюнуть и делать простые, понятные шоу квадартно-гнездовым методом», - утверждали Виктория Шульженко и Сергей Евдокимов. Трижды повторили, что для подъема сценарной школы нужно подождать лет 5-7, а со сценаристами в Украине - такая беда, что беда-бедовая (и это прямая цитата). Ну и попросили сценаристов с предложениями «а давайте снимем нашу «Игру престолов» по понятным причинам не обращаться.
Но если у сценариста что-то и осталось в кармане, то это умение за словом туда не лезть. Поэтому украинские авторы в своей закрытой группе на Facebook нашли, что ответить топ-менеджменту.
Предупреждаю все стороны дискуссии сразу: один вопрос я сознательно освещать отказываюсь и вынесла его за скобки - качество работы. Большинство аргументов продюсеров в адрес сценаристов сводится к тому, что те плохо пишут. Большинство аргументов сценаристов - к тому, что пишут они хорошо, но снимают это плохо. Ответить, кто из них прав, невозможно, потому что вопрос, как всегда, о «средней температуре по больнице», каждый проект нужно отдельно рассматривать с точки зрения качества, и ни один из них не будет показательным для всего рынка. Поэтому о качестве работы - ни слова.
Впрочем, сценаристы и без этого рассказывают о множестве проблем, большинство из которых - системные и индустриальные. Я же их немного систематизировала, и получились пять крупных групп вопросов. Давайте присмотримся к ним повнимательнее.
Юридический
Проблем в этой сфере - как мышей в амбаре в урожайный год. Тут вам и отсутствие типового договора для сценариста, и отсутствие механизмов защиты авторского права, и отсутствие самоорганизации сценаристов и какого-нибудь лобби профессии в индустрии.
Насмотревшись на угрозы коллег в США провести массовую забастовку, сценаристы Украины в очередной раз отметили, что неплохо было бы так же объединиться, раз уж «гуртом и батька легше бити». Но увы, и создание профсоюза или ассоциации для сценаристов - проблема. «Возглавить движение должен человек компетентный и разбирающийся в теме - но при этом сам не сценарист. Потому что сценаристу есть что терять - в Америке после нескольких больших забастовок для сценаристов выбили хорошие условия, но лидеры движения поплатились за это карьерой», - рассуждают некоторые. И они правы: с прошлой забастовки, которая прошла в США десятилетие назад, лидерам страйка до сих пор должны по $40 тыс. и более, а новых проектов за десятилетие они так и не увидели. С другой стороны, именно поэтому забастовку 2017 года грозились возглавить первые среди равных - в частности, студии указывали как «согласных возглавить протесты и принять удар на себя» Шонду Раймс и Аарона Соркина. Наверное, потому они Шонда и Соркин, но мы не об этом. И даже не о страйке.
Необходимость профессионального объединения есть, на это указывают постоянные претензии к отсутствию типового договора и прозрачных правил игры, а вот воли к созданию такого объединения нет. О чем говорит и аббревиатура названия «Спілка Сценаристів України», на что обратил мое внимание один из сценаристов. Смех смехом, но проблема есть, и страх перед ней - более чем понятен.
Экономический
Сразу уточню: справедливости ради, в глубоком экономическом кризисе сейчас находится (или стремительно к нему приближается) вся индустрия. Но - смотри пункт первый - больше всего от системных финансовых проблем страдают те, кто наименее защищен юридически. В «жирные» годы не озаботились созданием типового договора, не продавили оплату сценаристам роялти, не перешли на «белую» оплату труда? Увы, в «голодные» это будет сделать еще сложнее.
Внутрицеховый
Во многом неспособность сценаристов объединиться - это прямое следствие профдеформации. Все таки писать большие истории - работа одиночек. Увы, прямой результат этой интроверсии - то, что каждый сценарист пишет по своим правилам. И работает на рынке - тоже.
Как результат этой позиции авторов в индустрии - отсутствие понятных и прозрачных правил работы. Для новичков - нет правил или схем входа в профессию, для продюсеров - нет понимания того, кто вообще сценаристы в Украине, кто из них - топовые, и как с ними работать. Сами же топовые сценаристы предпочитают не раскрывать особенности своих договоренностей с продюсерами, из-за чего их намного проще «стравить» друг против друга.
Стоит ли удивляться, что студии и продакшены предпочитают работать со «своими» (увы, как обращают внимание украинские авторы, среди «своих» часто много «московских» сценаристов), если «свои» с не-«своими» часто договориться или поделиться опытом не готовы? Впрочем, с продюсеров это ответственности за свое поведение не снимает.
Доверительный
Продюсеры не верят сценаристам. А сценаристы - не верят продюсерам. Топ-менеджеры доверяют проекты только «своим», но проводят питчинги по пять штук за пять минут. Сценаристы не подают свои лучшие идеи на питчинг - идеи не защищены авторским правом и никто не мешает нечистоплотному продюсеру выкрасть ее вместе с забором.
Между продюсером и сценаристом в 90% случаев стоит еще и редактор. Редактор - человек крайний с точки зрения обеих сторон. А про правки вообще нужно организовывать отдельный круглый стол... Ну, вы поняли.
Контентный
Да, я помню, что обещала ни слова о качестве. Но о контенте можно сказать и многое другое.
Резюмировать можно одним предложением. Все хотят «Игру престолов». Не «вторую» или «нашу», а первую, оригинальную, чтобы сценаристу было интересно писать, продюсеру - выгодно снимать, кинотеатру или каналу - с успехом показывать. «Игры престолов» ни у кого нет: «в стол» сценаристы не пишут, а заказывают им, если кино - то подешевле (но об этом мы еще поговорим в деталях), если сериалы - то про «тяжелую женскую долю» и «однообразных хороших копов». И попроще, иначе «зритель не поймет».
В истории украинского кинематографа и сериального производства были успехи и провалы. Но такого успеха, чтобы «порвало вообще всех», пока что не было ни у кого - ни среди продюсеров, ни среди сценаристов. Поэтому авторитетом в вопросе «чего хочет зритель» нельзя считать никого (включая зрителя - кто его вообще спрашивает). И решать вопрос надо, объединив усилия.
Кстати, вот и последняя, шестая проблема.
Сценаристов не зовут на круглые столы и не слушают
Но не переживайте, эта проблема практически решена. Как сообщают мои источники, уже в этом месяце вас ждет сиквел от создателей «Медиазавтрака» - «Медиазавтрак: Сценаристы наносят ответный удар». На котором, конечно, всех проблем не решить, но хотя бы о некоторых из них начнут говорить.
А я, как обычно, обещаю следить за всем особенно внимательно, все ходы записывать и подробно рассказывать. Подробности следующего завтрака объявят совсем скоро, так что не переключайтесь.