Тридцать три принцессы и новый Marvel. Какое будущее ждет FOX под управлением Disney
27 июля на собрании совета директоров компания 21st Century Fox приняла предложение Disney о покупке большей части их активов за $71.3 млрд. Сам по себе этот факт уже любопытен, но гораздо интереснее посмотреть на причины - и на потенциальные следствия - этой сделки, а не только на сам факт ее заключения.
Как вы, наверное, догадываетесь, баба Ванга не оставила мне в наследство свой дар видеть будущее. Но это не значит, что невозможно предсказать кое-что о будущем сделки между Fox и Disney - и будущем собственно компании после того, как регуляторы и контролирующие ограны США разрешат компаниям слияние. Так что посмотреть, что было, что будет и чем успокоится сердце, самое время.
Что было?
Когда-то очень давно - или недавно, по меркам медиабизнеса, в середине 2000-х - студия Disney была «крепким орешком» на рынке аудиовизуального контента. Крепким, но немного однобоким: новый СЕО Боб Айгер, «унаследовавший» студию от Майкла Айзнера, посмотрел на исследования аудитории Disney и увидел, что в ЦА наблюдается сильный перекос в дошкольную и младшего школьного возраста аудиторию, причем среди девочек. И сказал: «Да будут «Звездные войны» и Marvel.
И купил Боб Айгер вначале студию Lucasfilm, а затем и Marvel.
И был день, и была ночь: день один.
А если серьезно, никто, конечно же, всерьез не ожидал, что Disney захватит мир, и что новоприобретенные «для мальчиков» франшизы вдруг станут популярнее и прибыльнее брендообразующих «принцесс». Тем менее ожидаемыми стали проблемы, которые принесли с собой новые киновселенные: взрослые темы, политически мотивированных режиссеров, социальные темы и новые смыслы в контенте.
«Дом, который построил Микки-Маус» стал поместьем с пристройками, хозяйственными помещениями и секретными лабораториями. Вот несколько графиков занимательной статистики:
Общие активы студии Disney в миллиардах долларов США с 2006 по 2017 год
Репутация компании Disney в 2018 году
Сила бренда Disney
Доля рынка в бокс-офисе США
В 2017 году доход студии Disney был заявлен в $55,3 млрд, из которых $18 млрд - доход от посещения парков развлечений; студия также владеет сетью телеканалов от The Disney Channel, ESPN, History, Lifetime, A&E, FYI, LMN до ABC и сетью киностудий The Muppets Studio, Pixar Animation Studios, Marvel Entertainment и Lucasfilm.
И был день, и была ночь: день пятый. Но Disney казалось мало.
Что будет?
Для начала нужно понять, что именно решили купить Микки-Маусы у Лисиц.
Согласно утвержденному Fox предложению, Disney получает в сделке студии 20th Century Fox, Fox 2000, Fox Searchlight, увеличивает до 60% долю Hulu, все лицензированные Fox кино- и телефраншизы, нынешние и прошлые, международные медиаструктуры, включая сеть из 350 телеканалов в 170 странах мира, Star India и 39% европейского оператора платного телевидения Sky, каналы FX и National Geographic Partners, все спортивные телеканалы Fox, $13,7 млн задолженностей студии Fox, но также сокращение административных и операционных затрат на $2 млрд.
Одно из главных обязательств Fox - контракт Боба Айгера, СЕО Disney, продлевают до 2021 года, а значит, бизнесмен не будет номинироваться в президентской гонке 2020-го.
Компания Fox при этом прекращает свое существование. Акционеры Fox получают $8,5 млрд наличными и остальную сумму в виде 25% акций компании Disney. При этом планируется создать новую компанию - правонаследователя Fox. Эта компания получит такие активы: Fox News, Fox Business News, сеть спортивных телеканалов FS1 & FS2, сеть телеканалов Big Ten и вещательную сеть, включая оборудование и телевышки Fox.
Чем сердце успокоится?
Первые предположения аналитиков - что студия Fox нужна Disney ради контроля над Hulu и покупки франшиз - стоит немного уточнить. Как стало очевидно из недавних заявлений Disney, Fox - это решение многих проблем студии. Некоторые из них стали очевидны недавно.
Проблема целостности бренда
Disney неспроста недавно заявил фанатам, что «Симпсонам» и сериалам вроде «Это - мы» ничего не угрожает.
Студия планирует под общим «зонтиком» Disney, но вне детско-семейного бренда, создать уютную нишу New Fox, в которую поместят весь «проблемный» для имиджа Микки-Мауса взрослый - или просто недостаточно детский - контент. Впрочем, не все так просто, как может показаться, и поклонникам, например, Дэдпула рановато вздыхать с облегчением.
Disney унаследовал все франшизы Fox не для того, чтобы сделать из них блокбастеры: наоборот, на многие из них студия имеет совсем другие планы.
Проблема Marvel
С 2008-го по 2018-й Кевин Файги, операционная система и процессор всего Marvel одновременно, строил самую влиятельную кинофраншизу современности, довольствуясь переполовиненными правами на персонажей Marvel.
Теперь Микки-Маус получил почти полный контроль над всем Marvel, кроме Спайдермена (но это совсем другая история). Спустя всего несколько дней после заявления Fox о подтверждении сделки многие дистрибуторы убрали из календаря релизов фильмы «Новые мутанты» и даже запланированный на февраль 2019-го, полностью снятый «Темный феникс», комиксы Marvel перезапустили франшизу «Фантастической четверки», ну а выводы из этого делайте сами.
Проблема блокбастеров
Как неоднократно заявлял Боб Айгер, Disney - это «бизнес блокбастеров». Поэтому каждый фильм, который выпускает эта студия, обязательно должен быть именно блокбастером, а это значит, что от Fox под зонтик Disney перекочуют только франшизы «Аватар» и фильмы для студии Marvel.
Все остальное, от планируемого ребута «Один дома» до «Кингсменов», от «Чужих» до «Хищников», от «Крепкого орешка» до «Дня независимости», попадет на большие экраны только в исключительных обстоятельствах. Вероятнее всего, фильмы Fox ждет судьба фильмов Адама Сэндлера и релиз прямо для стриминг-сервиса. За одним исключением.
Проблема статуса
Fox - это не только ценный мех, но и 15-20 номинаций на премию «Оскар» ежегодно, причем не за спецэффекты или звук, а в престижных актерских и авторских категориях. На рынке ходят слухи, что свернув под нужды стриминга 20th Century Fox, студия Disney планрует все же сохранить в существующем формате Fox Searchlight - подразделение компании, специализирующееся на авторском и фестивальном кино.
Проблема телевидения
А вот сфера, которую изменения затронут в последнюю очередь - эфирное телевидение.
Как подтверждают сами представители Disney, «оптимизировать телевизионный ресурс компания будет после того, как перезапустит киностудию и разберется с OTT-сервисом».
Впрочем, два тренда очевидны: уже в 2020 году блокбастеры начнут выходить в кинотеатрах немного реже, так что придется радоваться тому меню, которое уже есть сейчас, и пора начинать копить деньги на подписку на диснеевский ответ Netflix. В остальном остается только пожить и увидеть.
Фото - pinterest.com, Disney, Fox, Hollywood Reporter, Statista