«Иван Сила»: Василий Вирастюк против Леннокса Льюиса
Так уж повелось в русских сказках: если Иван, то непременно дурак. Но всякая сказка, как известно - ложь. Поэтому свой режиссерский дебют Виктор Андриенко назвал "Иван Сила". Впрочем, намек на то, откуда жанрово растут ноги картины, все же оставил. Более того, фильм так похож на сказку, что под конец почти невозможно поверить, что основан он на реальных событиях.
Даже если бы Иван Фирцак сознательно пытался прожить жизнь по канонам античных драм и отечественного эпоса, вряд ли у него получилось бы лучше. Получился практически идеальный сюжет фильма для детей. И, как выяснилось, для журналистов. Ведь они, хоть в основной своей массе народ циничный, в глубине души тоже дети.
Потому и радовались победам героя на экране, освистывали злодеев, а съемочной группе аплодировали стоя. Но первыми Андриенко вызвал в президиум детей, которые снимались в массовке. И первые вопросы задал им: понравилось или нет?
Детки смущались, и не знали, как передать непослушными словами свои эмоции
- Журналистов, как и детей, не обманешь. А кому что не нравится, у нас есть Дима и Вася, - предупредил всех собравшихся Андриенко. И рассказал следующее.
… о локациях
- Мы заехали в Черновцы и сделали там Лондон, Париж, Прагу. Ну, и немного в Каменце Подольском.
… о музыке
- Музыку писал Игорь Стецюк, который, в отличие от остальной съемочной группы, уже имеет международные награды - за лучший саундтрек. Музыка в фильме звучит симфоническая, оркестровая.
… о младшем поколении актеров
- Леонид Шевченко - о, это была кровавая свадьба! Вячеслав Пинчук у нас снялся, который к Пинчуку не имеет никакого отношения, иначе у нас весь город был бы в рекламе, а не тридцать сити-лайтов (улыбается).
Оба актера нашлись с первой пробы. В детях потрясло то, что снималось все с первого дубля. Особенно Вячеслав Пинчук, с которым второй дубль снимали чисто технически. Андриенко ему рассказывал, что требуется и уходил из кадра - мальчик все понимал с полуслова.
… об актерах-спортсменах
- Отдувался за свое спортивное прошлое Дмитрий Халаджи, и на вопрос о своих актерских начинаниях ответил:
- На Одесском кинофестивале долго хвалили Леню Шевченко - какой он прекрасный актер. А у нас с Васей с языка слетело, хорошо, что негромко, мол, спасибо Андриенко. Так отвечу и сейчас - все, что у нас с Васей в кадре получилось - спасибо режиссеру.
Владимир Филлиппов добавил, что с Дмитрием снимали по 15-16 дублей, но, например, Леннокса Льюиса снимали по 35 дублей, а в одном случае дошло и до 46. Так что для спортсмена актер из Халаджи получился очень даже неплохой. Андриенко о Василии и Дмитрии сказал проще: это были единственные люди на площадке, которые к съемкам всегда были готовы вовремя, всегда назубок знали текст. А вот профессиональные актеры, испорченные сериалами, плюсовали так сильно, что приходилось просить их убирать лишние эмоции, а кое-что почистилось уже в монтаже. Спортсмены же читали свой текст естественно и искренне.
… об операторской работе
Саша Кристалович до последнего не верил в фильм, пока себя в титрах не увидел. Потом спросил: "Что, это я снял?.." Уговаривал его на проект Вова Филлипов. Он и Андриенко уговаривал писать сценарий, и Екатерину Копылову уговаривал на проект. Сам Кристалович высказал отдельную благодарность продюсеру за то, что съемки оказались такими быстрыми - в конце августа начали, 2 декабря закончили. А также за то, что Филлипов выполнил все требования операторской группы. Когда нужен был кран - давали кран, какая камера нужна была, ту и находил.
… о верности
- Диму ведь царицей соблазняли, - признался продюсер. - Он отказался от работы в США и американского гражданства, отказался от съемок в России ради проекта "Иван Сила". Когда Халаджи отказался, теми же ролями пытались привлечь и увести Вирастюка. Как видите, Вася тоже остался верен проекту.
… о бюджете
- Я слышал, как говорили, что лучше бы наши 15 миллионов отдали пенсионерам и инвалидам. Но кинематограф ведь - не пенсионный фонд. Да и инвалида мы одного взяли на попечительство. Первой группы инвалид детства Дмитрий Халаджи.
… об анимации
Идею графики предложил Андриенко, а реализовал Андрей Сахалтуев. Анимацию, правда, сопродюсер Андрей Суярко пытался вырезать, считал, что она лишняя. Только под конец согласился, что Виктор Андриенко был прав.
Екатерина Копылова появилась на пресс-конференции с опозданием, и по традиции сразу же перевела разговор в плоскость судеб кинематографа, воспитания зрителя, а также достижений новой системы государственного финансирования и Госагентства по вопросам кино. О пользе кинореформы рассказал и сам Филлипов, который боялся браться за еще один совместный проект с государством после кровавых пятилетних съемок "Того, кто прошел сквозь огонь". Но в этот раз фильм получился производственно идеально - от первых питчингов и начала написания сценария до сдачи в архив прошло ровно полтора года.
Чай не пьешь - откуда сила
На улице в это время готовился трюк-сюрприз, клоуны и огнеглотатели развлекали детишек разного возраста
Я успела выловить продюсера ленты Владимира Филлипова на несколько вопросов:
- Как вы решились после "Того, кто прошел сквозь огонь" снимать детское кино?
- Это на самом деле совершенно одинаковое кино. Это кино о реальном человеке, о герое-украинце, которого украинцы не знали. Я понял, что моя миссия как продюсера - возвращать Украине ее забытых героев. Моя следующая работа - "Вариант Маркони" - о Холодноярской республике. Мы делаем этот проект без привязки к авторам и книгам. Ведь в истории кинематографии остаются только истории о любви. Я верю, что историю нужно заканчивать тем, чего ждет любая женщина - свадьбой.
- Почему вашим героем стал именно Иван Фирцак?
- Идея персонажа Ивана Фирцака родилась совместно с Андриенко. Я поймал Виктора и попытался ему объяснить, что он режиссер и ему нужно снять кино. Причем не просто так, а детское. Я ему сказал, что он Ролан Быков украинского кинематографа. Витя посчитал меня психом - он же, мол, актер. Комик. Долгоносик. Но я его убедил, потому что он чувствует зрителя всем своим организмом, как никто. А вот что мы будем снимать - мы не знали. И Витя притащил с "Коронации слова" огромную стопку книг, мы принялись их изучать, так и нашли своего героя. Так что наш фильм получил призы, даже не выйдя на экраны - "Коронацию слова" за книгу и сценарий.
- У вас в фильме есть персонаж, которого не было в книге.
- Да, персонаж Богдана Бенюка пришлось специально вписывать в сценарий. Потому что Бенюк на Одесском кинофестивале после питчинга нашего фильма подошел к Андриенко и сказал: "Витя, сними меня в этом кино". Мы вяло попытались отбрыкнуться - мол, роли для Богдана нет, но сели и роль написали. Но, чтобы вы понимали, снимался Бенюк за идею.
У меня было еще очень много вопросов к Владимиру, но на улице как раз устанавливали рекорд Гиннеса.
На Дмитрия Халаджи наехало больше трех тонн...
... за что он получил диплом рекордсмена
и неподдельный восторг целевой аудитории
Стряхнув с себя пыль и улыбнувшись как ни в чем не бывало, Дмитрий и другие члены съемочной группы отправились приветствовать гостей премьеры.
Детям вручали неоднозначные сувениры. Фокусник хотел изваять зайца, но пока освоил только это...
А вот Владимиру Горянскому шарик не достался
Ольга Сумская вышла из образа баронессы и перевоплотилась в русалку - видимо, в виду близости аквариума
В то время как бдительные прокатчики "Аврора-фильм" в лице Нелли Бондаренко следили за беспорядком
Семья Даши Малаховой потеряла на красной дорожке маму, зато Матяш обзавелся новой игрушкой
Анжелика Рудницкая и Николай Луценко договариваются о чем-то с продюсером - уж не о ролях ли в новом фильме?
Первый за последние двадцать с лишним лет украинский детский фильм стартовал на удивление тихо - на премьере не появились ни большие политики, ни светские тусовщики, что, собственно, и не удивительно - в представителях этой прослойки детство умирает рано и навсегда.
Но для режиссера Виктора Андриенко главной была реакция целевой аудитории. И она не подкачала: в нужных моментах дети охали, ахали и смеялись, а в конце даже пустили слезу. Да и у многих взрослых в зале характерно заблестели глаза. А вы говорите - сказка...
Фото Иванна Зубович