Виталий Сыч. «Новое время», старые призраки
Новое детище Виталия Сыча, о котором экс-главред «Корреспондента» рассказывал так долго, что всем казалось, что оно - уже свершившийся факт, наконец фактически свершилось. Интрига раскрылась всего неделю назад с выходом первого номера «Нового времени» - и породила массу вопросов к его издателям, что по законам жанра привело к пресс-конференции, куда по долгу службы привело и меня.
С собой главред привел и финансового виновника торжества – Томаша Фиалу, благодаря деньгам которого «Новое время» и начало свой отсчет
Маникюр за место в зале мне портить не пришлось...
Сыч унывать не стал, связав низкую явку с трагическими событиями на востоке, а вовсе не с отсутствием интереса к своему проекту.
Лаконично отрекомендовавшись, издатели начали с главного. Вкратце напомнили, что большинство журналистов «Нового времени» - выходцы из «Корреспондента», и плавно перешли к тому, как будет работать нынешняя редакция. Кстати, тема «Корреспондента» проходила лейтмотивом через всю пресс-коференцию.
- Мы осознаем, что начинаем в очень сложное время, но верим, что нынешняя ситуация не навсегда. Наша прежняя команда собралась на 70-80%. К нам присоединились журналисты из Forbes и «Коммерсанта», а также несколько российских корреспондентов. Вместе мы намерены делать продукт лучшего качества, чем был раньше, - с оптимизмом рассказал главред.
Первоначальный тираж «Нового времени» – чуть больше 15 тысяч экземпляров. Правда, по словам Сыча, дебютный номер разошелся так быстро, что уже второй выпускали в количестве 17 тысяч. В качестве целевой аудитории издатели видят жителей мегаполисов в целом, и людей с высшим образованием в частности. Виталий похвастался и свежим дизайном журнала, который ему видится более современным, чем у «Корреспондента».
Каждый желающий мог взять себе экземплярчик второго номера. Я захватила три - впрок
Далее слово взял инвестор Томаш Фиала.
Начал ностальгически, с истории знакомства с Сычем, воспоминаний о совместном футболе и прочих милых деталях
Но быстро перешел к делу и заговорил с жаждущими подробностей журналистами языком цифр.
- Когда в феврале завершилась революция, я предложил Виталию, репутации которого доверяю, выкупить «Корреспондент». Эта идея не увенчалась успехом, поэтому было решено создать собственный проект с нуля. Это очень долгосрочная инвестиция: по нашим расчетам, издание выйдет на безубыточность через 2-3 года, а через 7-8 лет - и на прибыль. Общая сумма инвестиций – $2,5 млн.
Очень щедрый и терпеливый инвестор, всем бы таких
Пока Сыч с Фиалой говорили о серьезных вещах, журналисты готовились задавать свои каверзные вопросы.
Знакомьтесь: Веле Штылвелд – мастер бессмысленного и беспощадного, чемпион дня, обладатель приза зрительских симпатий за лучший вопрос
Веле Штылвелд, в миру Виктор Шкидченко, неожиданно обвинил Сыча в антисемитизме: тот, мол, еще в «Корреспонденте» отказывал ему в публикациях из-за нелюбви к евреям. Виталий этого не помнит, да и лично у меня сложилось впечатление, что дело совсем в другом.
Минутка конфуза закончилась быстро - и присутствующие перешли к более насущным вопросам
Опоздавший журналист «Интерфакса» живо интересовался инвестированием в «Новое время», и даже сам хотел поучаствовать в качестве миноритария. Фиала посоветовал ему обратиться в отдел подписки
На мой вопрос о том, как быть с мертвым сейчас рынком рекламы и чем, собственно, издатели планируют привлекать ее в условиях заполненной ниши, Виталий ответил витиевато.
- Мы понимаем, что лето – это всегда мертвый сезон. К тому же, реклама всегда первой реагирует на нестабильность в стране. Когда экономика все-таки воспрянет, мы рассчитываем отхватить свою часть пирога. Даже в нынешних условиях нам удалось привлечь в первый номер 7 страниц рекламы за живые деньги, что очень неплохо, - похвастался Сыч, упомянув, что у него остались и старые контакты, по которым ведутся активные переговоры.
От финансовых вопросов – к содержанию. Поскольку встречают по одежке, а мне не терпелось выяснить, чем руководствовались издатели в выборе оформления, следующим на повестке стало обсуждение обложки. И тут мне вспомнился довольно критичный пост Леонида Бершидского про «бумажные журналы 90s-style».
- Не знаю, почему Леонид так написал, ведь он даже не видел обложки. Он находится в Москве, а номер на момент поста еще не вышел из печати, - обиженно ответил Сыч, видимо забыв, что сам же и выкладывал обложку в Фейсбук за день до публикации Бершидского. Никаких параллелей и сходств главред, кстати, тоже не видит и к оформлению журнала относится с трепетом. Так и сказал: «Мне нравится».
Томаш Фиала, как истинный европеец, вообще считает, что дизайн издание не так важен, как контент
Заодно поговорили и о названии проекта. Напомню, Сыч ранее жаловался, что все приличные имена журналов уже заняты, поэтому пришлось выбирать из того, что осталось. А «Новое время», по их мнению, очень символичное название, особенно с оглядкой на события в стране. А вот название «Корреспондент» Виталию, кстати, никогда не нравилось из-за громоздкости.
Не остались в стороне и политические аспекты издательского дела в стране. Вопросы адресовались преимущественно Фиале, как «кошельку» проекта. И тот сразу включил европейца.
- Я стал инвестором «Нового времени» потому, что хочу создать независимое СМИ в Украине. Без таких, я убежден, построение демократического государства с нормальной экономикой невозможно. На сегодняшний день я единственный вкладчик, а мой чешский паспорт – гарантия того, что я не пойду в украинскую политику. Соответственно, вмешиваться в редакционную работу издания я не собираюсь, - всячески подчеркивал Томаш будущую честность и незаангажированность журнала.
Несмотря на то, что Сыч давно и открыто говорит об источниках финансирования, украинцы – народ подозрительный, а потому везде видят чей-то политический след. «Новое время» эта участь не обошла, и над ним упорно висит тень Петра Порошенко.
- Это неправда. Когда-то он был акционером «Корреспондента» вместе с Борисом Ложкиным, и с тех пор у нас остались хорошие отношения, но к этому проекту Порошенко отношения не имеет. Мы с Томашем неоднократно обсуждали инвестиционный вопрос и решили, что не хотим, чтобы у нас был кто-то в виде миноритария или опциона. Если через год-два всплывет какой-нибудь политик – это будет удар и по репутации Томаша, и по моей. Нам это не нужно, - развенчал слухи Виталий.
Параллельно с печатной версией, которая уже появилась на свет, готовится к выходу и сайт издания. Как рассказали издатели, он будет запущен в первой половине июня. Кроме ленты новостей там будет размещаться оригинальный контент авторства журналистов проекта, блог-платформа от лидеров мнений и материалы из журнала.
Руководство портала Сыч не смог доверить никому, кроме себя: будет главредом на двух стульях
Когда сайт наконец заработает, издатели обещают запустить электронную версию журнала. По словам Сыча, этот вопрос особенно актуален для жителей Крыма, куда украинской бумажной прессе сегодня добраться проблематично.
По окончании мероприятия, Виталия обступили коллеги – поздравить и просто поговорить за жизнь
А работники УНИАНа тем временем откопали у себя в закромах любопытную реликвию
Я же, пользуясь случаем, выпытала у Виталия, почему в проекте не участвует его давняя боевая подруга Юлия МакГаффи.
- На момент, когда мы начали планировать проект, она ушла в «1+1». Да, проработала она там недолго, но когда это решилось, у меня уже была готова команда, я не мог никого уволить, чтобы пригласить Юлию. Возможно, мы с ней когда-нибудь встретимся и обсудим ее присоединение. У нас с ней очень хорошие отношения, я считаю ее большим профессионалом, но пока работаем без нее.
Как видите, призрак «Корреспондента» незримо присутствовал на Дне рождения «Нового времени». Как бы там ни было, Виталию и его команде еще долго придется конкурировать в первую очередь с самими же собой годичной давности. У меня сложилось впечатление, что издатели отдают себе в этом отчет – и обложка похожа, и дизайн, что называется, в духе, да и темы у обоих изданий общие. Желаю создателям нового издания удачи. И да - очень любопытно будет наблюдать за дальнейшей борьбой проектов на нерезиновом украинском рынке.
Фото Кирилла Авраменко