Сергей Созановский: «Чтобы страна выжила, медиарынку нужно объединять усилия»
Даже ярые противники учения Ильча не станут оспаривать актуальность ветхого, как мир, завета учиться, учиться и еще раз учиться. Тем более на таком юном и пока малоопытном медиарынке, как украинский. Поэтому запуск обучающего проекта «FILM.UA Факультет», состоявшийся на прошлой неделе, участники KIEV MEDIA WEEK приветствовали аплодисментами и стоя.
- Проект призван развивать медиарынок страны, - рассказала Виктория Ярмощук. - Мы считаем это нашим посильным вкладом в развитие Украины. Это комплексные программы для взрослых и для детей - SkillBill Pro и SkillBill Start для взрослых, школа актерского мастерства, детские школы актерского мастерства и дубляжа, а также кинолагерь, работающий во время каникул). Планируем запустить сценарную лабораторию, школу фотографов, и готовы ответить на любые другие запросы рынка и коллег.
Ношу первой установочной лекции как ответственный начальник взвалил на себя Сергей Созановский, в формате интервью объяснивший жадным до знаний слушателям, зачем Украине Голливуд и как его нужно строить.
Съемке первого кадра предшествовал не один человеко-час и килоджоуль приложенных усилий, поэтому покажу вам все по порядку.
Сергей Созановский повторял конспект лекции
Ковер, прежде чем пригласить публику, тщательно умыли
И выставили баннеры для тех, кто боялся заблудиться
Места зарезервированы для VIP-гостей - всех, кто зарегистрировался на лекцию
Среди них - и профессионалы...
и любители...
и родные, и коллеги - Ирина Костюк и Игорь Сторчак
Последний саунд-чек
Как у Ирины Костюк оказалась шпаргалка лекции Сергея Созановского, остается только догадываться
Впрочем, с грамотной аудиторией на шпаргалках далеко не уедешь
После просмотра специально смонтированного ролика о проектах, над которыми сейчас работает студия FILM.UA, наконец приступили к делу
- Здесь есть люди, у которых мне нужно учиться профессии, - скромно начал Сергей Леонидович. - И вообще, я думал, лекция будет про FILM.UA Kids, и готовился к совсем другой аудитории...
Впрочем, главный интервьюер вечера Полина Толмачева быстро взяла шефа в оборот. С ее недетскими вопросами Созановский тоже справился
- Первый проект, промо которого вы увидели в ролике - то, что мы снимали совместно с «Океаном Эльзы». Это фильм о группе, стране, эпохе. «Океаны» - ровесники нашей страны, единственные, кто пока может собирать стадионы, и мы решили поэкспериментировать и попробовать прокатать в кинотеатрах фильм о музыкальной группе и посмотреть, соберут ли они залы. Мы не могли проигнорировать их киевский концерт, снимали безумным количеством техники (17 камер, 14 микрофонов...).
Другой проект - первый большой прокатный фильм FILM.UA - лента «Незламна» о лучшем снайпере-женщине второй мировой Людмиле Павличенко, девушке родом из Белой Церкви, которая собственноручно преломила ход Второй мировой войны и истории 20 века. Наша серьезная цель в этом проекте - вернуть государству те деньги, которые оно вложило в фильм, да еще и с прибылью.
Следующий проект - сериал «Нюхач», лучший по рейтингам на территории СНГ. Мы надеемся на продолжение, думаем, оно тоже покажет отличные эфирные показатели. Я не помню точное количество продаж, но формат сериала купили TF1, и делают французскую версию, причем сериал снимают сразу, без пилота. Это о многом говорит.
Анимационный фильм «Руслан и Людмила» - тоже большая прокатная история. Мы верим в перспективу анимации и попробуем добиться результатов. Это один из самых любимых детей в нашей большой семье.
- Нашу студию называют «Голливудом на Троещине». Мы любим иронизировать над собой, и часто вспоминаем «жизнь дала трещину», «троещинские пацаны», «троещинский рынок». Любя, мы называем район Троя, и даже была идея поставить на территории большую статую коня, но городские власти пока не дают. Может, с новыми сможем договориться... Если же серьезно, то под Голливудом мы понимаем не цветастую мишуру, а настоящую индустрию, которая позволяет производить, дистрибютировать разноплановый контент. Мы старались создать место, способное на это. Безусловно, мы рассчитывали на прибыльный проект и возврат инвестиций, но жизнестойким является лишь то, что построено на логических принципах.
Готовясь к детской лекции, я заглянул в Википедию. Оказывается, в Голивуде все началось в 1914 году - до этого там был выгон для скота. Случайно я наткнулся на карту Киева 1985 - на территории Троещины тоже был выгон для скота (улыбается). Первая киностудия в Голливуде была открыта на месте закусочной. Мы открылись на заводе, который делал фруктовые смеси для лимонада. Так что, как видите, мы на верном пути.
читайте также
Если говорить о стройке Голливуда - все началось, когда я ушел на пенсию из «Интера». Побывал я на киностудии Довженко, увидел, как там все грустно, наткнулся на заброшенный комбинатик и подумал - почему бы нет? Поверьте, мне пальцем у виска крутили все. А года через три, после прайм-сериалов, снятых для всего СНГ и съемок первой «Фабрики Звезд» мы удивили и сами себя, и коллег по этому непростому цеху.
Мы не намерены оставаться на месте. На сегодняшний день, когда упоминается «Голливуд на Троещине», речь идет о 20 000 рабочих помещений, и мы хотим увеличить эти показатели вдвое. Кризис 2008 года остановил планы по построению больших кинопавильонов на смежных с нашей студией локациях, но мы строим большую натурную площадку - сторожевую заставу времен Киевской Руси.
- В чем рецепт эффективной киностудии? Когда мы начинали, цель была простоа - бизнес и ничего более. Я убежден, что это слово расставляет все на свои места. Телебизнес помогает развиваться многим вещам, в том числе социальным программам, стипендиям, инициативам. Если бы медиа в нашей стране строились только на бизнес-принципах, поверьте, рынок был бы намного лучше. Что касается рецептов - это деткам можно сказки рассказывать. Для матерых профессионалов рецепта нет. Есть рецепт «Наполеона», например, но где-то он вкусный, а где-то - нет. Есть, скорее, слагаемые, без которых бизнес не работает. Главная составляющая, без которой это не работает - люди. Ни одна самая технологичная камера не заменит человека, который стоит за ней. В этом смысле нам повезло.
Чтобы удержать у себя кадры, мы создали отношения, при которых нам не стыдно учиться друг у друга каждый день. У нас право любого - задавать вопросы, спорить, отстаивать точку зрения. К тому же, мы одинаково смотрим на мир, и определенный набор ценностей нас объединяет. Мы амбициозны, мы поддерживаем инициативы, которые кажутся, на первый взгляд, странными, и терпим идиотизмы друг друга. Нам удается со всеми разговаривать, потому что мы любим то, чем мы занимаемся, и мы понимаем, что люди - это №1.
Похоже, идея ценить кадры порадовала не всех
- Ключевое, о чем хотелось бы поговорить - это слово «вместе». KMW преследовала одну важную цель - посадить за один стол разных представителей медиа. Сейчас непростое время - нельзя отсидеться в своих квартирах, чтобы страна выжила, нужно объединять усилия. Только вместе мы сможем пережить смутные времена и добиться результата.
Я не хочу создать альтернативу «Интеру» или «1+1», у которых есть свои медиашколы. Я хочу, чтобы усилия индустрии объединились, и мы научились говорить на одном языке, чтобы мы вместе нашли возможность обучить людей с помощью лучших, как в этой стране, так и из-за рубежа.
Только Сергей Леонидович передал эстафету залу,..
как в него полетели вопросы о сценариях...
- Да, история важна. Когда мы начали строить Трою, мы для себя нарисовали сценарий. Мы меняем главы и переписываем диалоги, но пытаемся ему следовать. История, заложенная в нем, нам нравится.
Рейтинговыми становятся только те истории, в которых есть настоящее. Даже самая фэнтезийная фантастика должна быть родом из жизни. Троя - живая и настоящая, не боится вызовов времени, не боится развернуться и сменить направление, если понимает, что шла не туда. Возможно, шаги небольшие, но их нужно делать.
... об анимации
- Зачем нам в FILM.UA анимация - сложная и дорогая? А это подсмотрено у голливудских студий. В свое время Стив Джобс присмотрел студию программного обеспечения для продвижения компьютерных программ под названием Pixar. Он вложил в нее миллионов 50, а через несколько лет променял студию на 45% акций Disney. Мы подумали - чем черт не шутит.
Надо больше читать. «Войны империи Disney» и «Магия Pixar» - обязательные к прочтению книги при приеме на работу в FILM.UA, например. Или вот, читая предвыборные списки, решил, что самое время переснять «Свадьбу в Малиновке». Надеюсь, конкуренты, прочтя это, не обгонят нас и не сделают это первыми. В книгах огромное количество историй, надо не бояться превращать их в красивые кино, сериалы, мультики, документальные программы.
Вопросы нашлись даже у Сергея Амеличева
- Как выйти из кризиса? По красиво созданному сценарию великолепной командой людей с огромным терпением.
Я считаю, нужно быстро запустить локальное производство сериалов, чтобы уйти от этих историй российского контента. Это же касается и кино. Зритель в 2016 простит нам техническую несовершенность, если это будет настоящее кино о нашей жизни. Да, мы были вынуждены (и будем дальше это делать) производить кино и сериалы для разных территорий. Вопрос не в том, нужно ли локальное производство, вопрос - как? Говорили, что это невозможно, но этому есть опровержение. Эстония запустила локальную адаптацию формата «Кухни». Рекламный рынок Эстонии точно не больше украинского, и измеряется вряд ли даже миллионами. Первый эпизод собрал долю 33% и рейтинг под 15%. А стоимость эпизода составила всего $21 тыс.
Второй момент, что для создания локального контента нужно работать вместе. Нужно вместе говорить о продакт плейсменте, говорить о совместных усилиях продакшнов. Все эти долгие схемы отработаны, через эти прошли многие страны.
Мы точно можем снимать локальный контент. Причем главным действующим лицом в первых проектах будет страна. Дома, улицы, Днепр, менты, номера машин, которые люди будут узнавать. Но нужна реальная кооперация и поддержка государства. Если произойдет хотя бы половина вещей, которые я назвал, первые сериалы появятся уже весной 2015 года.
«Кого не хватает на рынке, и кто будет нужен через год-два-десять? Чему учиться?» - интересовало всех собравшихся
- Не хватает вменяемых людей. Ну а если серьезно - сценаристов. Идей много, картинка великолепная, все, что вы видите в «Нюхаче», сделано у нас - нет ни одного сантиметра спецэффектов из заграницы. В этом году на международном фестивале CGI и спецэффектов мы проиграли только «Игре престолов» - что поделаешь, у американцев так принято, надо награждать своих. Мои коллеги на «FILM.UA Факультете» будут говорить о конкретике, они знают, кого не хватает в дистрибьюции, кастинге, продакшне, промо, но с моей точки зрения - это сценаристы.
Дело даже не в хороших идеях, а в конкретной их реализации на бумаге. За сценаристов идет невероятная драка. Любой успешный фильм имеет итогом одно - сценариста хватают за руки и перекупают друг у друга.
- Когда я работал на канале, иногда баловался программированием. Увы, не всегда в программировании побеждает разум, иногда - жажда денег. В отношении нашего продукта, несмотря на разного рода предложения, мы ни разу не нарушили границу нормальных морально-этических норм. Это ценность, которая объединяет нашу команду. С каналами сейчас плохо дело.
Если мы говорим о сериалах, документальных фильмах, прокатных фильмах, мы на FILM.UA пытаемся снимать это за свой счет и оставлять в своей библиотеке. Сейчас у нас собрался уже достаточно большой каталог. Не исключено, что в этом году мы запустим два сериальных канала - но это будут кабельные и, наверное, платные каналы.
Расскажу вам одну историю. Есть один телевизионный холдинг, который купил «Роксолану»… российские коллеги и наши объединились с мыслью - отличный сериал, давайте снимать продолжение. Но турецкий продюсер сказал - Босфорский пролив стал для моей яхты маловат. Это не моя история.
Это не пафос, я люблю страну, люблю людей, которые меня окружают, и еще не все построил на Трое.
- А что, вы правда не подставные гости лекции? Вопросы такие мягкие задавали... - пошутил на прощание Сергей Леонидович и отправился на вечеринку KIEV MEDIA WEEK. Но оставил свои контакты всем, кто желает работать и сотрудничать. Потому что Троя большая, строить на ней предстоит много, а вменяемых людей вокруг - наперечет.
Впрочем, есть надежда, что по результатам работы «FILM.UA Факультет» удастся создать группу единомышленников, готовых развивать общий украинский медиадискурс. Работа начнется уже завтра, 25 сентября: в рамках программы Skill Bill Pro состоится мастер-класс «Работа продюсера: от выбора сценария до финальных титров». Спикер – Владимир Иссат, креативный продюсер FILM.UA Group, шоураннер известных украинских сериалов «Женский доктор», «Соседи», «Личное дело», «Сердцу не прикажешь». Организаторы программы сделали еще один шаг навстречу своей аудитории: для каждого нового участника первый мастер-класс - бесплатно.
Добро пожаловать, коллеги!
Фото Иванны Зубович