]
Facebook LiveJournal Twitter

«У нас второй режиссер – тень режиссера. В Штатах – генерал съемочной площадки». Режиссер Алексей Смоляр раскрывает секреты профессии

13:00 12.10.2016 0

Если кто-то и забывает о своих обещаниях, то не я. Я очень хорошо помню, что, рассказывая вам о первом фестивале короткого метра «Де кіно», обещала подробно осветить парочку мастер-классов. В том числе – лекцию режиссера Алексея Смоляра, которого, если помните, ведущий Александр Попов охарактеризовал как «чувака с огромным опытом». Собственно, опыт у Алексея и правда огромный: есть в его активе и режиссерская работа – «Остров везения», и две продюсерские – «Смешанные чувства» и «Чемпионы». Но наибольший опыт наш соотечественник приобрел, работая вторым режиссером – не только в Украине, но и в Штатах.

Собственно, о специфике работы второго режиссера и разнице подхода к этой профессии у нас и в США Смоляр и рассказывал на своем мастер–классе.

Всего, что он наговорил, конечно, не перескажу, но главное и самое интересное – пожалуйста.

Де кіно, Алексей Смоляр

Второй режиссер в Украине и США – два разных человека?

– Второй режиссер в Штатах – это первый помощник и ассистент режиссера во всех вопросах, его близкий друг и соратник. На этом человеке лежит ответственность за съемочный план всего проекта по сценарию. Если есть сценарий на 90 страниц, и снять это нужно за 35 дней, то грамотно и достойно просчитать этот план может только второй режиссер.

У нас же второй режиссер не отвечает за планирование – есть планировщик, и есть второй режиссер, который работает на съемочной площадке. В США все наоборот: над созданием съемочного плана и его осуществлением работает один человек. Он решает все, что касается второго плана, транспорта, техники, спецэффектов, пиротехники, сложного мейкапа –режиссер в Штатах в обсуждении этого всего иногда даже не участвует.

Де кіно, Алексей Смоляр

У нас же второй режиссер зачастую находится в тени главного режиссера. В Америке это – генерал съемочной площадки. Он не должен быть грубым, навязчивым, глупым. Он должен все видеть, чувствовать, понимать, направлять и создавать кино. Каждый фильм состоит из небольшого количества скандалов, но второй режиссер в этом должен оставаться холодным и видеть цель. В этой работе вы вряд ли найдете себе друзей, поскольку будете заставлять людей работать.

Деньги

Де кіно, Алексей Смоляр

– Во-первых, зарплата в Штатах платится за неделю работы, а не в месяц.

Судя по таблице DJK – Американской гильдии режиссеров – в студиях XX Сentury FOX, Universal, MIRAMAX второй режиссер получает $5,5 тыс. в неделю. При нестудийном производстве – экспедиции – немного больше, от $7 тыс. в неделю.

Работая на большом детройтском проекте, я получал в среднем $5,5 тыс. в неделю, и из них, будучи иностранцем, должен был отдать государству ровно 60% – получалось приблизительно то же, что в Украине.

Считаю, зарплаты вторых режиссеров в Украине занижены, поскольку ответственность на втором режиссере лежит не меньшая, чем на операторе-постановщике. Он точно так же ставит кадр, точно так же переживает о создании картины. Недооцененный персонаж.

Команда

Де кіно, Алексей Смоляр

- В штате первого ассистента в Америке есть еще 4 человека– ассистенты, которые занимаются документацией, текущей работой в предпроизводственный период и делают вызывной лист.

На проекте «Борн 5» у режиссера было 9 ассистентов. У нас же иногда пытаются все сделать вдвоем. И нам говорят: «Ну, вас же двое». Но думать, что можно мелкими усилиями и небольшим количество средств сделать что-то действительно грандиозное – очень большой самообман.

Над вторым режиссером в Штатах стоит еще один человек – юнитпродакшен-менеджер: директор картины, который прописывает документацию и ведет смету. Но в Штатах он вносит и креативный элемент. Вот, например, есть сцена в пустыне. А в пустыне ночью – минус 6, а утром – жара до 40 градусов. Вот юнитпродакшен-менеджер и должен так спланировать съемочный день, чтобы группа не попала в жару и улетела, когда будет еще тепло.

У нас зачастую многие жертвы и ошибки в момент съемочного периода случаются именно из-за несогласованности директора картины и второго режиссера. В Америке отвечают за безопасность всей командой. Ни один человек не выходит на площадку, не будучи проинформирован на брифинге обо всех возможных повреждениях или небезопасных ситуациях – это касается подводных, наводных съемок, съемок на спортивных площадках: часто бейсбольные сцены снимаются на оригинальных стадионах больших команд.

У меня была подобная история: в Детройте нам нужно было снять баскетбольный матч. А это – 100 тыс. человек массовки. Самый большой и сложный элемент здесь – брифинг команд: в США юнитпродакшен-менеджер и второй режиссер брифуют каждого (!) человека – о точке его нахождения, движениях, списке его задач и пр. Все это помогает хорошей сцене стать хорошей сценой.

В «Борне-5» снимали большую сцену в Лас-Вегасе, когда Джейсон гонял по хайвею. Как я узнал, ребята снимали 10 дней, потому что участвовало в ней 250 человек. И каждый был вызван вовремя и знал, что он делает.

Мне сложно представить все эти нюансы согласованности всех департаментов у нас.

Вызывной лист

Де кіно, Алексей Смоляр

– Я часто говорю: «Если моя мама понимает вызывной, значит, вы все сделали правильно».

В американском вызывном листе, помимо времени вызова команды на площадку, порядка сцен, которые будут сниматься, времени вызова актеров, обязательно есть комментарии режиссеров: они то добавляют шуточки про погоду, то стишки пишут. Отдельным пунктом прописан обед – важнейшая часть съемок в США. Как только объявляется обед, теряется все: камера застывает, голова крана падает, все убегают с площадки – обед!

На обратной стороне вызывного листа – имена и фамилии каждого участника процесса – вплоть до водителя и кейтера, который привозит ланч. В Штатах любая, даже самая мелкая должность очень важна для кино. Нет рабочих или помощников – есть одна команда, crew, и она делает сложные, большие вещи. В этом залог успеха – люди чувствуют, что они нужны и важны.

Данила Козловский рассказывал, как пытался в Америке остановить мальчика, который клеил точки для мизансцен.

– Да, ладно, я запомню, я же русский артист!

– Пожалуйста, не мешай! Я хочу это сделать!

Максимальное количество минимальных задач выполняют люди с небольшой зарплатой. Но каждый приходит на площадку с мечтой стать чем-то бОльшим.   

Де кіно, Алексей Смоляр

Содержатся в вызывных и карты, по которым люди добираются на работу. Иногда съемки бывают в сложных местах, куда нужно добираться через горы, сложные трассы, и режиссерская команда вместе с локейшн-менеджером собирает карту, которая доступным языком объясняет, где и что должно происходить. В ней обязательно указан ближайший госпиталь, контакты мэра либо представителя местности.

Кстати, смена начинается ровно с того момента, когда люди садятся в машину, чтобы ехать на работу, а не на съемочной площадке.

Как выглядит вызывной у нас? Вот – вызывной лист Андрея Звягинцева: 2-3 комментария. Я знаю, что у Андрея работает один человек, и у него недостаточно времени контролировать площадку, прописывая все, что необходимо. Я не хвалю и не ругаю – это то, как работает система у нас. Мы ничего не расписываем, не даем документацию – просто составляем некий список фамилий – кто когда должен приехать, и не насыщаем его информацией, что очень плохо. Потому что любой вызывной лист должен максимально передавать состояние съемочной группы, все необходимое, что ей нужно – поправки, комментарии, переезды. В Америке составление вызывного – огромный труд: люди глубоко анализируют, как нужно двигаться, чтобы все успеть, потому что продюсерские деньги нужно экономить. И в целом на составление вызывных тратят по 6 часов.

Время работы

Де кіно, Алексей Смоляр

- В американском своде правил, по которому второй режиссер подписывает контракт, указаны все временные рамки съемочного дня. Бывает, что запланированный 12-часовым съемочный день превращается в 16-ти и 18-часовой, но это должно оплачиваться. Поэтому в Штатах придумали свод правил: второй режиссер приезжает на площадку по вызову генеральной команды и заканчивает работу в момент, когда заканчивается съемка. Это – 11 часов плюс час на ланч. Если рабочий день длится от 14 до 16 часов, то за эти 4 часа съемки продакшен обязан заплатить второму режиссеру половину его зарплаты. Если съемка продолжается дальше, ему обязаны заплатить еще ползарплаты. Соответственно, за один день переработки он может получить тройной гонорар. Что, в принципе, оправдано. Но этого никто не допускает – слишком дорого.

Никакого опыта – только коммуникация!

Де кіно, Алексей Смоляр

- Вот картина, которая будет производиться в 2017 году – о кавказском мужчине Виталии Колоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе из-за шибки пилота.

Частично она будет сниматься на Кавказе. Это – копродукция чешской студии, частично с украинскими средствами и американскими деньгами. В целом фильм будет стоить около $2 млн, что позволяет нам снять его за 25 дней, имея в главной роли очень хорошего артиста. Пока не могу его назвать, но скажу, что на роль пробовался Эдриан Броуди и не прошел.

Если в сценарии есть сцены, которые нужно распределить на 25 съемочных дней, вы начинаете думать, как это все собрать. Я считаю абсолютной утопией, когда кино собирается одним человеком – планировщиком. Это очень устаревший формат коммуникации. Кино невозможно спланировать без режиссера-постановщика. И в этой спайке второй режиссер обязан задать необходимое количество вопросов режиссеру.

Например, сцена: Виталий идет по улице, мимо проходят какие-то люди. 

Де кіно, Алексей Смоляр

Режиссер: «Хочу, чтобы эта сцена была более драматичной. Что мы можем сюда добавить, Алексей?» И я предлагаю: «Может, снимем это без солнца? Солнце все-таки дает ощущение какой-то надежды. А человек – в драме». – «Ок, давай сделаем это без солнца».

А мы снимаем на Кавказе, где солнечно каждый день. И нам нужно смотреть прогноз или подгадать день так, чтобы он был пасмурным – таким образом, план может усложниться. Ты никогда не можешь знать точно, чего хочет режиссер. Даже лучшие вторые режиссеры не работают на опыте – только с коммуникацией, потому что в кино ты каждый раз попадаешь на что-то новое.

Программное обеспечение

Де кіно, Алексей Смоляр

Программ, которые современные кинематографисты используют для создания своих картин, очень много. Есть, например, потрясающая программа Movie magic, у которой масса русскоязычных калек. Честно говоря, не верю ни в одну из них, поскольку оригинал –  очень дорогостоящее программное обеспечение, но оно оправдывает себя.

Рекомендую эту программу всем, кто мыслит категорией сцен: она позволит видеть сцены в порядке от 1 до 100 и понять последовательность.

В Америке сейчас есть только один режиссер, Николас Виндинг Рефн, которому студии позволяют снимать кино подряд, от первой сцены до последней. У всех остальных сцена 86 может сниматься в первый съемочный день, а первая сцена – в последний – при других обстоятельствах, при другой погоде и т.д. Всегда нужно помнить детали, чтобы потом эти сцены между собой связать. В какую сторону открывалась-закрывалась дверь и пр., в какой день снимался интерьер, в какой – экстерьер и т.д.

Для этого есть хлопушки. В Штатах это целая профессия: супервайзер, который записывает все последовательные действия: какой рукой герой брал газету, открывал двери, махал – абсолютно все. Программа Movie magic позволяет аккумулировать недостающую информацию для каждого департамента.

Бывает, один элемент проходит через весь фильм – часы или брелок у героя, или какая-то штука на машине, которая всегда должна быть в кадре, потому что если вдруг она пропадет, внимательные зрители будут потом писать комментарии на IMDb.

Есть еще программа Frein forch – аниматик экшн-сцен, при помощи которой рисуются графики, после чего камеры расставляют нужным образом.

Де кіно, Алексей Смоляр

Это – чистой воды анимация. Очень сложно иногда на бумаге визуализировать и посчитать картину. Аниматики позволяют это сделать.

Де кіно, Алексей Смоляр

Для нашего нового фильма «Землятресение», коорый уже вошел в шорт-лист «Оскара» как лучший иностранный фильм, мы с супервайзером рисовали все аниматики в компьютерной графике – без этого вряд ли могли бы что-то объяснить. И именно на основе этих аниматиков потом создавался трейлер.

Как пробиться

Де кіно, Алексей Смоляр

Конечно, международный опыт очень помогают в развитии такой должности, как эта – сложно чему-то научиться, не видя, как это работает в лучшем виде. Важно начинать с коротких метров, рекламы, пробовать работать с иностранными режиссерами. Я 7 лет назад начал работать с украинскими рекламными студиями – это дает некий шоурил, чтобы работать с иностранными режиссерами. А работа с иностранными режиссерами помогает продавать свои услуги дальше – так потихоньку можно выскочить в американское производство.

Но чтобы стать первым ассистентом категории «А» в Штатах, необходимо иметь в активе не менее 520 съемочных дней на любой территории – главное, чтобы это был полный метр. 25% из них должны быть сняты за границей, в экспедиции (для нас это могут быть съемки, например, в Польше).

Есть минимальные запросы на третьи территории – это не НЙ, не ЛА, а штаты типа Техаса, Нью-Джерси и пр. Там достаточно 320 дней, но желательно – с успешным бокс-офисом.

Кстати, рекомендую всем, кто хочет работать за границей, завязывать с подписями на работу без какого-либо документа – это все чревато. Нам пора научиться работать официально. Платить налоги – очень важно. Подписывайте документы во избежание конфликтных ситуаций или неоплаты труда.

Ну, вот так, вкратце - то, что Алексей рассказывал больше часа. Надеюсь, для кого-то эта информация была полезной или хотя бы интересной. И полагаю, следующий фестиваль «Де кіно» вы пропускать не собираетесь. Тем более, заранее запланировать время будет не так уж сложно - целый год впереди.

Фото Кирилла Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...