Горлица гнездится в Доме кино. Выборы и холодец на Съезде кинематографистов Украины
Знаете, сколько кинематографистов нужно, чтобы вкрутить лампочку? А чтобы снять фильм? А чтобы решить, кто из них главный?
В первом и втором случае ответы могут быть разными, но в третьем я могу назвать точное число: вчерашний Съезд Национального союза кинематографистов подтвердил, что для выбора нового главы НСКУ нужно ровно 557 делегатов.
Но обо всем по порядку: как я вам рассказывала, в прошлом месяце действующий глава НСКУ Сергей Трымбач забил тревогу. Оказалось, что в связи с принятием изменений в бюджетное и налоговое законодательство с 1 января 2017 года НСКУ может оказаться «прибыльной», а не «неприбыльной» общественной организацией, и получить такое налогообложение, что весь Союз вместе с единственным его коммерчески привлекательным имуществом - зданием в центре города - сразу окажутся в долговой тюрьме.
Чтобы избежать катастрофы, Сергей Трымбач созвал срочный внеочередной Съезд - седьмой (тринадцатый) по счету, который должен внести соответствующие изменения в учредительные документы НСКУ. А чтобы два раза не вставать, предложил заодно выбрать нового главу Союза. Официально - чтобы не вынуждать делегатов съезжаться второй раз в апреле, когда истечет срок его полномочий, а неофициально, как признался Сергей Васильевич, еще и по состоянию здоровья, которое не позволяет ему продолжать работу.
Пользуясь случаем, желаю Сергею Васильевичу поскорее поправляться.
Ну, теперь можно и к делу:
Делегатов прибыло видимо-невидимо - поэтому регистрировали их более двух часов
Валентин Васянович даже не сразу понял, где конец его очереди
А Роман Балаян успел получить консультацию по этому вопросу
Алик Шпилюк прошел регистрацию по ускоренной процедуре - кинематографисты с фамилией на букву Ш запаздывали
А Владимир Войтенко и Сергей Васильев, например, пришли первыми и все успели
Дмитрий Томашпольский, даром что режиссер, решил на камеру поактерствовать
А Евгений Нищук - как раз актер (театральный), но режиссировал свою вступительную речь
Геннадий Кофман изучил программу Съезда - изменения в статут - и не знает, с кем теперь обсудить подробности
Евгений Паперный вот предпочитал говорить о высоком, о культуре
Да и Николай Ильинский меня подвел. Я весь съезд рассчитывала, что он заговорит о статуте, программе кандидата на должность главы или хотя бы снова что-то нарисует, но увы...
А Сергей Трымбач как раз объяснял особенности программы тем, кто не в курсе
Раиса Недашковская будто решала, выдвигать ли свою кандидатуру на должность главы
А семейство Ильенко после консультаций решило, что одного главы, тем более если речь о Госкино, пока достаточно, и НСКУ можно оставить на откуп остальным кинодинастиям
Потенциальными главами НСКУ могли оказаться и Анатолий Матешко или Олег Фиалко - видите, как горят энтузиазмом
А вот и единственный кандидат на должность главы, который, собственно, к этому готовился: заранее опубликовал свою программу, например
Оператор Сергей Лисецкий тоже подготовился...
... и открыл Съезд пламенной речью о необходимости реформ
Съехавшиеся вдохновились
Спели гимн
И пустили к кафедре Евгения Нищука
Министр культуры, как выяснилось, остался недоволен работой сайта НСКУ (Евгений, вы бы лучше к сайту Минкульта присмотрелись - хотя бы напомнили своей пресс-службе анонсы публиковать), но поддержал Союз в целом, как явление. И призвал его членов развиваться и расти. И напомнил, что театралы, например, развиваются.
Сергей Васильев ведет конспект не просто так - несмотря на необоснованную критику министра культуры, сайт Союза кинематографистов должен опубликовать материалы Съезда
Минутка сцепления с реальностью: представители армии напомнили кинематографистам, что их задача - нести украинские смыслы на передовую, где идет борьба за независимость и суверенитет государства
И минута молчания
557 делегатов - это кворум (всего в союзе состоит 1108 членов), значит, можно приступать к работе
Первым делом съезд утвердил главное - а именно, официально осудил незаконное лишение свободы Олега Сенцова, Александра Кольченко и других украинских военнопленных в РФ. Это решение съезд принял единогласно.
Более решительного взмаха мантадами я давно не видела
Юрист НСКУ объяснила необходимые изменения, которые нужно внести в Статут Союза, чтобы не случилось катастрофы
Впрочем, эта часть кинематографистов интересовала мало: в зале было так холодно, что делегаты по одному предпочли решать вопросы изменений в Статут из буфета
Единственным возражением к изменениям в Статут НСКУ оказался тот факт, что территориальные объединения общественных организаций, согласно требованиям Закона, нужно называть «осередками». По мнению кинематографистов из Одессы, слово «осередок» оскорбительно, и настолько глубоко их задевает, что лучше платить налоги как прибыльная организация, чем создать «осередок» в Одессе.
Не спрашивайте, где логика. Я не нашла.
Кинокритик Александр Рутковский - тоже человек творческий, поэтому предложил НСКУ подать народным депутатам запрос, чтобы те переписали Закон и назвали местные объединения «вiддiленнями», успокоив тонких и ранимых деятелей культуры.
И только Давид Черкасский разделял мое отношение ко всем этим дискуссиям
В итоге Сергей Васильевич смог дебатеров утихомирить, объяснил, что изменения в Закон до 1 января 2017 года внести никто не успеет, и предложил принять изменения в Статут пока как есть, а потом уже с нардепами выяснять. Жаль, что такой эффективный глава НСКУ не сможет продолжить работу.
Кинокритик Александр Гусев вот тоже жалеет
А Филипп Ильенко все ждет и присматривается к членам Союза. Как показало время - не зря, именно глава Госкино вызовет в Союзе шторма и бури
Сергей Трымбач отчитался о работе НСКУ за время своего главенствования
И, кстати, завладел вниманием всех членов Союза
Среди основных достижений НСКУ могу выделить следующие: финансовая помощь набилее нуждающимся членам Союза, сохранение и посильное восстановление Дома кино, несмотря на постоянные попытки отобрать у «советского прошлого» лакомую недвижимость» в центре города.
Кроме того, Трымбач напомнил, что Дом кино, хотя и потерял «Молодость», продолжает быть одной из центральных площадок для украинских кинофестивалей, ежемесячно принимая у себя два, а то и три мероприятия, в том числе и DocuDays, на сеансах которого даже огромный зал не может вместить всех желающих. Последний факт подтверждаю лично.
Юрий Гармаш, внимательно заслушав коллегу, отчитался о работе Контрольно-ревизионной комиссии и сложил свои полномочия как ее глава
Выяснилось, что задолженность членов НСКУ по взносам составляет более 112 тыс. грн (при том, что годовой взнос составляет всего 200 грн, а пенсионерский - всего 25). Удивительно, но у некоторых членов НСКУ задолженность уже по 10, а то и 15 лет, как показывает исследовательская работа КРК. Впрочем, почему должники не были исключены из Союза кинематографистов после того, как задолженность по взносам составила 2 года, как того требуют правила, Юрий не уточнил.
Лариса Кадочникова в президиуме Съезда с тем же вопросом обратилась к Сергею Трымбачу
А вот и центральный момент собрания (как выяснилось) - отчет о проделанной работе главы Государственного агентства по вопросам кинематографа Филиппа Ильенко. Филипп Юрьевич упростил мне задачу, опубликовав его текстовую версию, так что заинтересованные лица могут ознакомиться со всеми подробностями здесь:
Ни один вопрос, как правки в статут, выбор нового Главы или даже судьба Дома кино, не вызвал столько возмущения, как простая статистика, озвученная Филиппом.
Олесь Янчук, глава государственной киностудии Довженко, сразу заявил, что все данные, озвученные Ильенко - неправда, а студия Довженко недополучает финансирование (хотя мы-то с вами знаем, что как раз таки Довженко - один из основных получателей государственных средств но, в отличие от частных киностудий, еще и главный невыполнитель взятых на себя обязательств).
Пока глава Госкино и глава студии Довженко спорили, курица или яйцо, а мои соседи по залу жаловались, что недополучают в Довженко и без того мизерную зарплату, а все полученные от государства миллионы идут неизвестно на что. Я кинематографистам, сидящим без зарплаты, посочувствовала, но не забыла поинтересоваться, как же обстоят дела с окончанием съемок и выходом в прокат фильмов производства киностудии, на которые они и получили деньги Госкино. Ответа не последовало.
Правда, об одном из проектов заговорил сам Янчук - все том же спорном долгострое «Йом кипур, или Судный день». Признаться, о судьбе этого проекта я услышала столько нового, что предлагаю обсудить эту тему как-нибудь в другой раз.
«Посмотрите на Нищука, он теплый, он тронул наши души. А вы холодный... как холодец!» - сообщил в ответ на зачитанные главой Госкино цифры Виктор Гресь
Могу заметить только, что бывший режиссер проекта «Йом кипур» Виктор Гресь, из-за болезни которого и заморозили в свое время фильм, пышет здоровьем и энергией, горит энтузиазмом и имеет мнение по каждому вопросу на Съезде. А еще знает себе цену и отказался снимать за те деньги, которые выиграл на питчинге Госкино, считая их недостаточными для завершения проекта.
Виктор Олендер, кстати, тоже был недоволен работой Госкино - мол, посмотрел он питчинги, а там - сплошная копродукция
Мирослав Слабошпицкий настолько не понял, почему это нельзя снимать в копродукции с Европой, что обиделся и ушел в буфет
Тем временем, подошло время Ч - решение по поводу главы НСКУ. Кроме уже названного Тараса Ткаченко, который номинировался заранее и опубликовал свою программу, желающих стать главой НСКУ не наблюдалось.
Из зала стали кричать, чтобы альтернативу Ткаченко составил Олег Фиалко, но сам режиссер отказался от такой сомнительной чести, заявив, что в том состоянии, в котором пребывает Союз, эффективная работа невозможна, по его мнению, и весь НСКУ нужно реформировать, причем кардинально, а у него нет для этого ни сил, ни желания, ни нужных навыков.
Свои силы, желания и навыки решил предложить Эдуард Ахрамович, самовыдвинувшись на должность главы НСКУ в последний момент. Эдуард рассказал о том, что эффективно управляет «Укранимафильмом» с 2012 года (даже привел в пример анимационный фильм «Бабай», хотя лично я считаю, что это пример обратного). Часть кинематографистов впечатлилась резюме Ахрамовича, и была уже готова за него голосовать, но вот незадача - он стал членом НСКУ всего в декабре 2012 года, соответственно, стаж менеджера в Союзе - меньше четырех лет. А по Статуту организации, главой может стать только тот, кто исправно членствует не менее пяти лет.
В итоге кинематографисты возмутились, что им не дают альтернативы - как это, голосовать только за Тараса Ткаченко и все? Чтобы альтернатива появилась, номинироваться решил актер Артур Ли.
До этого Артур активно выступал со своими замечаниями по вопросам защиты авторских прав участников кинематографического процесса, а именно - защиты актеров, сценаристов и режиссеров от произвола продюсеров. Увы, его предложение - обязать все продакшены подписывать составленный НСКУ типовой договор - немного противоречит Конституции Украины и как слову, так и духу права. Но пассионарность и стремление защитить самые уязвимые группы кинематографистов очень похвально, и голосующие за Главу делегаты Съезда рвение оценили.
«А я Тарасу Ткаченко верю! - послышался вдруг решающий аргумент. - А то появится такой вот эффективный коммерческий менеджер, как Ахрамович, и завтра не будет у нас Дома кино, а будет многоэтажный торговый или офисный центр на его месте».
Так что к ночи выяснилось, что новый глава Национального союза кинематографистов Украины - все же Тарас Ткаченко. А изменения в Статут НСКУ - все же приняты. Осталось только зарегистрировать их в Министерстве юстиции, и можно выдыхать.
Потому что за мишурой пустых скандалов Тарас Ткаченко рассмотрел главное: нельзя превращать профессиональное объединение в инструмент разборок между старым и молодым поколениями. Режиссер доказал собравшимся, что уважает старших, попросив Юрия Гармаша остаться в роли главы Контрольно-ревизионной комиссии, Артура Ли - поспособствовать работе Комиссии по авторскому праву, а Эдуарда Ахрамовича - в возрождении Гильдий. Но и намекнул, что НСКУ нужно реформироваться, чтобы соответствовать требованиям времени и быть эффективной площадкой для продвижения украинского кино.
Надеюсь, в новой роли главы НСКУ Тарас Ткаченко поможет Филиппу Ильенко и Олесю Янчуку услышать друг друга, и убедить главу киностудии Довженко, что без реформы государственный кинопродакшен не протянет.
А я пойду холодца поем, уж больно вдохновил меня Виктор Гресь.
Фото Кирилла Авраменко