Дебют на миллион. Как в Киеве снимают литовско-украинское художественное высказывание «Стасис»
Кинокритика - это такая профессия, в которой очень важно и ценно иметь собственное мнение, а не только пересказывать то, что когда-то писал Роджер Эберт. Поэтому такая уж у критиков и киножурналистов особенность - сплотиться и в едином порыве согласиться по поводу оценки какого-либо фильма (или вообще чего угодно) достаточно сложно. Для этого нужно быть сверх-хорошим, сверхплохим или просто очень, очень странным произведением.
А еще сплотить журналистов помогают круассаны
И исполнители центральных ролей. Ну а акита-ину - это вообще удар ниже пояса, я считаю
К какой из категорий отнести снимающийся сейчас в Киеве дебютный художественный полнометражный фильм режиссера Мантаса Кведаравичюса из Литвы, решайте сами. Но - спойлер - почти все критики и журналисты, которых пригласили на «день открытых дверей» съемочной площадки «Стасиса», были единодушны.
Если вы не знаете, что такое «Стасис», позвольте вам напомнитьфильм презентовался на девятом конкурсе-питчинге Госкино и получил высокую оценку экспертной комиссии. И если экспертам ничто не предвещало беды, то я еще во время питчинга «Стасиса» заподозрила неладное. Во-первых, вдумайтесь, фильм сразу заявил, что запланированный хронометраж - 154 минуты. Это больше двух с половиной часов. То есть фильм претендует примерно на столько же времени вашей жизни, как «Властелин колец» или «Крестный отец». Для этого проекту нужно обладать, как минимум, таким же насыщеным сценарием.
По словам же режиссера, сценарий у него меняется в зависимости от того, что он в тот день вспомнил, а вообще его «волнует грамматика кино, которая движется к динамике взаимодействия документального и художественного. Мы все стараемся найти, поймать правду в кадре. Для этого надо пробыть с людьми - я сам антрополог, у меня такая профессия, - прожить с ними, понять их. А с другой стороны, мы все рассказчики историй, и здесь появляется художественное кино. Из этого выходит то, что меня интересует больше всего - как и всех - это любовь. Но любовь тонким слоем, которая превращается и приближается к смерти. И здесь уже важную роль играет наше тело. Тем не менее, любовь возникает в какой-то момент развития цивилизации - именно поэтому у нас Афины, Одесса и Стамбул».
Украинский продюсер фильма - студия ESSE Production House - сообщил, что декорации в Киеве, построенные в старом Доме культуры для слабозрящих, вмещают в себя все эти города - и Стамбул, и Афины, и Одессу. Зазывая на репортаж, журналистам обещали показать уникальные декорации - именно такими они и оказались. Но, к моему огромному сожалению, снимать режиссер разрешил только в одном из четырех помещений, задуманных как локации. В актовом зале Дома культуры нам предложили самостоятельно найти все три города. Я же находила все больше названия для начинающих панк-рок групп:
«Огонь, вода и медные трубы»
«Домбры всмятку»
«Грязь под стулом»
«Расстроенные пианины»
«Пыльные клавиши»
«Воскресение и жизнь»
«Гипсовый пионер»
«Панк японских милитаристов»
«Братья Капрановы брайлем»
«Сломанная радиола»
Кроме вышеперечисленных, в Доме культуры воссоздали следующие локации - очень большую, обшарпанную ванную с кафелем, на котором рисунок изображает то ли цветы, то ли пеликанов, то ли свастик; палату тубдиспансера на 10 коек, чем-то напоминающую хоспис в Одессе; реставрационную мастерскую главной героини Софии, которая, по совместительству - библиотечный фонд и ее спальня. Мастерская, по утверждениям продюсеров, вместила почти весь реквизит, который режиссер привез специально из Афин, поэтому, по логике, ванная должна изображать Стамбул, но подтверждать это режиссер отказался.
Как и в целом давать конкретные ответы на все вопросы, касающиеся сценария.
Зато представил исполнителей центральных ролей. Слева - играющий роль беженца Ибрагима суданский актер Мехди Мохаммед, справа - исполнитель роли Гарипа турецкий актер Гарип Оездем.
Фильм приехал поддержать - ну, и посмотреть на него - посол Литвы в Украине Марюс Януконис
И глава Госкино Украины Филипп Ильенко
Несколько слов о приземленном:проект «Стасис» может похвастать бюджетом в 1 млн 140 тыс. евро. Из них большую часть финансирует литовская сторона. Украина - второй по объему финансирования партнер фильма, причем большую часть денег дает Государственное агентство по вопросам кинематографа - чуть более 11,5 млн грн. Кроме того, миноритарным партнером в проекте заявлена Франция.
И несколько слов о высоком: «Города, как сны, созданы из желаний и кошмаров, даже если суть того, что они проговаривают - секрет, если их правила абсурдны, а перспективы - обманчивы, и за всем этим скрыто что-то другое». Именно так, цитатой из Итало Калвино, режиссер охарактеризовал свой проект.
А пока вся украинская съемочная группа фотографировалась на память...
Я, как и остальные гости площадки, пыталась выпросить тет-а-тет у режиссера
Хотя на его внимание претендовали послы...
И чиновники
- Мы очень ждем вашего художественного высказывания, уверен, оно станет знаковым для всего украинского кинематографа, - заметил Филипп Ильенко. И уточнил, что для Украины честь принимать участие в таких съемках.
Но первый же журналистский вопрос - «о чем фильм?» - немного сбил всех с толку
Не возьмусь судить, виновата во всем врожденная секретность режиссера, или у проекта действительно нет сценария, но ответ Мантаса цитирую, как есть:
- У меня нет цели, у меня есть процесс. Есть места, которые я написал пять лет назад, но потом забыл, и сейчас я к этим текстам возвращаюсь. Но вначале я их забыл. Так и со сценарием, - признался Кведаравичюс.
Актеры в ответ на вопрос, что они играют, загадочно улыбались.
Поэтому я отправилась выяснять все подробности у продюсера Наталии Либет:
- Мантас снимает в достаточно новом и только набирающем обороты жанре «докуфикшн», это метод, соединяющий художественное и документальное кино.
- Но ведь на питчинг Госкино вы подавали какой-то сценарий?
- Да, конечно.
- И вы сейчас снимаете по тому сценарию, который подавали на конкурс?
- Мы снимаем по сценарию, да.
- А можно услышать, например, какой-то elevator pitch фильма?
- Все начинается с красной песчаной бури - ее мы будем снимать вскоре в Уганде. Ветры несут этот песок, а с ним - изменения, в города Средиземноморья, а с ними - и в жизнь главных героев.
- Где еще, кроме Уганды, вы снимаете? Сколько всего запланировано съемочных дней?
- 28 дней в Украине, из них 15 дней запланировано в Киеве, до этого мы несколько дней снимали в Одессе, и, возможно, еще туда поедем на несколько дней. Мы снимали в Греции - не только в Афинах, но и в горах, еще 5 дней, и столько же в Турции.
- А какой прокат вы планируете для фильма?
- Фильм будет готов в 2018 году, мы планируем показать его на международных кинофестивалях класса А, после чего, конечно, хотим выпустить в широкий кинотеатральный прокат в Украине, Литве и Франции.
- Что вас как продакшен мотивировало присоединиться именно к этому фильму?
- Мы просто очень хотим снимать кино.
- Проектов много, и копродукционных и чисто украинских, но вы выбрали именно художественный - или, как выяснилось, наполовину художественный - дебют Мантаса Кведаравичюса. Почему?
- Он необычный режиссер, его взгляд да мир совершенно особенный. Мы верим, что этот проект тоже будет особенным.
Режиссер, тем временем, рассказывал «1+1» о своем предыдущем кинопроекте «Мариуполис». Этот документальный проект и правда получил прокат на фестивалях класса А, был отмечен на Берлинале и даже попал в кинотеатры.
Кинокритик Андрей Алферов услышал от продюсера, что фильм снимается в жанре «пост-нуар», и никак не мог понять, что это такое. Даже созвал срочный консилиум с Филиппом Ильенко. Увы, помочь Андрею я не смогла - постмодерна в проекте «Стасис» я нашла вагон и маленькую тележку, а вот нуара, признаться, пока не увидела.
Впрочем, из 154 минут фильма я пока видела только подготовку к съемке нескольких, так что судить сложно. Литовский продюсер картины Ульяна Ким еще на питчинге грозилась, что «Стасис» - проект non-conventional storytelling, у которого нет традиционного сценария, и в котором визуальный ряд и выработка режиссером нового киноязыка важнее истории.
Остается только дождаться 2018 года и проверить.
Фото Кирилла Авраменко