Краудфандинг до Киева доведет. Как Геогрий Делиев снимает кино на народные деньги
О преимуществах общности над отдельно взятым индивидом известно давно и много. Если достаточное количество народу скинется по нитке, то рубашек хватит на целую армию голых, а если они проделают то же самое, но деньгами - то их, вероятно, хватит на целую новую картину, которая своим существованием будет радовать не одно поколение зрителей.
Георгий Делиев, как вы знаете, решил испытать эту максиму на себе, и чуть больше года назад объявил сбор средств на свою новую картину «Одесский подкидыш». О том, как родился проект родился и как шла подготовка к его переносу на большой экран, я вам уже рассказывала, теперь же пришло время присмотреться к будущей картине поближе.
Съемки фильма, если вы вдруг забыли, начались задолго до того, как деньги на него были окончательно собраны - еще в сентябре прошлого года. Ну а главной натурной локацией стали улицы любимой Делиевым Одессы.
Сам Георгий выступает в проекте не только режиссером, но и исполнителем одной из главный ролей - многократно сидевшего Аркаши, который в итоге и станет заглавным «одесским подкидышем»
«Подкинется» он, естественно, не куда-нибудь, а под нос художнику с мировым именем, которого в фильме (а до этого - и в одноименной постановке) играет Борис Барский
Ну и, конечно, что за фильм без прекрасных дам? Их в проекте будет много, но главная - Наталья Бузько
Кстати, с Делиевым по ходу развития сюжета происходят забавные метаморфозы:
сначала он будет таким,
а потом - вот таким. Если что, я вас предупредила
При создании картины Делиев решил не ограничиваться Одессой, а потому для близкого знакомства с проектом мне даже не пришлось переживать путешествие через полстраны. Достаточно было выждать подходящий момент и добраться до павильонов киностудии Victoria Film - именно туда перебралась съемочная группа для завершения трудов.
К моему приезду работа на площадке уже кипела
Говорят, одной из отснятых сцен в тот день был эпизод с проститутками. Как я ни спешила, но увидеть его своими глазами мне не удалось.
Зато повезло зафиксировать задействованных актеров. Ну, хоть что-то
Пришлось довольствоваться рассматриванием интерьера, в котором, к счастью, оказалось множество интересных деталей
Вы когда-нибудь видели Сталина и Анджелину Джоли вместе? А я видела!
Этот снимок посвящается всем, кто работает с реквизитом. И пусть потом не говорят, что это легко - вы попробуйте найти и собрать в одном месте столько раритета
Или составить вот такой натюрморт
А вот с киношными деньгами дела обычно обстоят значительно проще
Как и с выпивкой - налил чаю, и вот тебе уже и коньяк
Насмотревшись на детали интерьера, я отправилась на поиски людей, которые все это будут оживлять.
Делиев с Барским отыскались неподалеку - обсуждать сцены лучше сразу, не отходя от кассы
Еще немного... и можно отправляться на грим
Там над Борисом немного поколдуют,
затем переоденут,
хотя поначалу он попробует справиться сам,
ну а потом остается лишь дождаться команды режиссера и отправиться в кадр
Понаблюдав за жизнью на площадке, я все же дождалась подходящего момента и вызвала Делиева на подробный разговор о будущем проекте.
Кстати, если вы все еще не поняли, то он пока ходит по улицам без своих традиционных бакенбардов - роль зэка, знаете ли, обязывает
- Георгий, вы собрали 3,7 млн грн, что даже больше запланированного. Рассчитывали на такой успех?
- И да, и нет. Я вначале пошел ва-банк, подумал - ну, попробую, получится или нет. Потом начали собираться деньги, а затем наступил момент, когда это прекратилось. Тогда я подумал, что, наверное, ничего не получится, и уже хотел прекратить кампанию. Но мысль о тех людях, которые уже вложили деньги, - а они ведь делали это совершенно искренне - и нежелание их обижать меня остановили, так что я решил идти до конца. То есть моменты отчаяния, конечно, наступали (улыбается). Теперь же могу сказать, что смета растет. Я рассчитывал на какие-то одни затраты, но цены меняются, к тому же, я немного отстал от сегодняшнего дня - до «Подкидыша» я снимал кино в 2010 году. С тех пор многое изменилось. К тому же, часть съемок проходит в Киеве, а не в Одессе, а здесь все стоит дороже.
- А почему, кстати, снимаете в Киеве?
- Дело в том, что у меня есть не только инвесторы, вложившие в проект деньги, но также и те, кто помогает технологически и производственно. И часть таких людей и компаний находятся в Киеве - в частности, студия Victoria Film Виктора Приходько и компания «Кинокит», предоставившая часть операторского и съемочного оборудования. К тому же, на Victoria Film очень удобно работать: Виктор, поскольку сам является человеком из кино, организовал все на высшем уровне, чего нет ни на Довженко, ни на Одесской киностудии.
- Насколько я помню, у вас в планах было сотрудничество с Одесской киностудией - почему оно не состоялось в рамках этого проекта?
- Да, от них поступало предложение о сотрудничестве, но они хотели участвовать как инвесторы, так что не срослось.
- Какое соотношение между теми, кто вложился в проект деньгами, и теми, кто помогает вам в производстве?
- Я бы сказал, что около половины от 3,7 млн грн - это живые деньги, а остальное - мощности, площадки и все в таком роде.
- Вы говорите, что бюджеты растут - есть ли риск, что не уложитесь в запланированную сумму?
- Я вынужден уложиться (смеется). Теперь, когда съемки уже начались, я не могу прерываться и что-то всерьез менять. Другое дело, что на продвижение фильма у меня пока денег нет. Но к этому этапу я еще не подошел - пока только планирую и думаю, как это делать. Плотно этим заняться планирую во время постпродакшена.
- То есть дистрибутора у вас пока нет?
- Нет.
- Тогда расскажите о своем графике - когда планируете завершить съемки, когда ждать премьеру?
- Съемочный период у нас закончится 26 апреля. После этого я вступаю в монтажно-тонировочный период, а параллельно с этим начну заниматься переговорами с дистрибуторами и кинофестивалями. Что касается премьеры, то, поскольку я не связан никакими обязательствами на этот счет, могу сделать все наивыгоднейшим для картины образом. Хорошее время - осень, и я надеюсь, что к моменту ее наступления переговоры принесут результаты и дата выхода «Подкидыша» на большой экран будет определена. Больше пока сказать не могу, поскольку никаких конкретных договоренностей нет.
- Будет ли у фильма телеверсия?
- Да, конечно, я хочу задействовать все возможные пути распространения: сначала - кинотеатры и фестивали, затем - телевидение, а после него и интернет.
- Расскажите о локациях - насколько я знаю, натуру вы снимали в Одессе?
- Да, и в Одессе мы снимали еще в прошлом году, в сентябре, чтобы застать нужную нам погоду. Осталось еще доснять несколько заявочных планов, но для этого, опять-таки, нужно дождаться теплого времени суток (улыбается). Павильонные съемки проходят в Киеве, а чуть позже у нас будет еще один день в Нью-Йорке. Причем я сделаю все таким хитрым образом, что серьезных затрат этот день не потребует - благодаря моим друзьям в США, все будет происходить так и стоить столько, сколько это стоило бы в Одессе.
- Как лучше - работать с инвестором или используя краудфандинг? В чем отличия?
- Главное преимущество состоит в том, что я ни от кого не завишу. Инвесторы - это всегда возврат денег и определенные обязательства, что очень ограничивает степень свободы в творчестве. Кроме того, в таком случае всегда во главу угла ставится производственный момент. Но ведь кино - это, в первую очередь, искусство, хоть и имеющее очень мощную дисциплинарную составляющую. У нас дисциплина иногда жестче, чем где-нибудь на заводе! Но при этом в кино и риска больше. Поэтому режиссер, который несет ответственность перед продюсером и инвестором, находится в трудном положении. И еще один момент: если кино создается для телевидения или с участием государства, то всегда присутствует очень жесткая редактура. Тот же способ, который выбрал я, позволяет всего этого избежать.
- Насколько трудно переносить пьесу, которую вы ставили в театре, на большой экран?
- Во-первых, я старался максимально сохранить текстовую основу и диалоги, ведь они написаны Георгием Голубенко - автором, которого уже нет с нами, и к которому у меня очень трепетное отношение. В принципе, эта пьеса мне сразу представилась очень киношной, а когда Гарика не стало, я решил увековечить ее на большом экране. Но в оригинале все происходит в одном месте, и на сцене появляется только три актера - остальные присутствуют виртуально, с ними говорят по телефону, упоминают, однако зритель их не видит. Для фильма пришлось, конечно, расширять локации и прописывать второстепенных персонажей, причем делать это таким образом, чтобы диалоговая часть не пострадала. Я постарался сохранить юмор Гарика и созданную им атмосферу, так что в некоторых моментах кино будет даже смешнее первоисточника.
- Что проще - театр или кино?
- И там, и там есть свои нюансы (смеется). Но одно могу сказать точно: из-за того, что сначала мы ставили спектакль, и только потом перешли к кино, перед съемками у нас с актерами несколько дней ушло на то, чтобы как бы отбросить опыт пьесы и выработанные ею привычки. Мне приходилось ломать ту стихию, которая была отработана Борей и Наташей, и для картины создавать ее заново. Но зато очень легко технологически снимать - актеры знают текст, на это время не тратится.
- Буквально пару дней назад появилось сообщение, что «Маски-шоу» вернутся, но теперь - в виртуальной реальности. Расскажите об этом проекте и о том, какое вы к нему имеете отношение.
- Над этим проектом мы работаем с моим другом Юрой Володарским, с которым снимали наши первые клипы в конце 80-х-начале 90-х. Он уже достаточно давно эмигрировал в США и стал там кино- и телепродюсером. И вот сейчас он предложил мне снять этот проект для шлемов виртуальной реальности. Я в проекте выступил как режиссер и актер, а Юра - продюсер, и считаю, что сделанное не имеет аналогов во всем мире. Вообще, виртуальная реальность - это целое новое искусство, которое изобретается прямо сейчас, на ходу. Вот и я присоединился к процессу (улыбается).
- Вы писали новый материал для этого проекта или брали из того, что уже написано?
- Материал старый. Вначале я хотел делать новый, но потом подумал, что вначале нужно освоить технологию, понять, как она воздействует на зрителя, а уже потом создавать новое.
Теперь вы знаете об «Одесском подкидыше» все, что нужно. Надеюсь, Делиеву и Ко все удастся, и к осени мы получим еще один украинский фильм, снятый, к тому же, исключительно на народные деньги. А там, глядишь, кто-нибудь вдохновится примером и возьмет технику краудфандинга на вооружение.
Фото Кирилла Авраменко, Алены Смилык, Александра Ктиторчука